Присутствие

Екатерина Чамкердян
– Катя, садись с нами! – звали они.

– Может, пойдем на улицу, поиграем в футбол? – не унималась я.

– Нет, сядь! Будем смотреть мультик!

– Ладно, а потом помочь с домашкой?

– Ты просто сядь! Про Джеки Чана мультик начинается.

Ощущение бесполезности накрыло с головой. Пришла к детям в детский дом, а играть со мной не хотят, помощь им не нужна. И почти каждый раз – прихожу, сажают на диван, смотрим мультики.
Малыши в возрасте от шести до десяти схватили меня за руки, потянули к дивану, несколько мальчишек подтолкнули, чтобы я села.
Стоило оказаться на диване, мальчишки стали усаживаться рядом, и каждый старался, хоть чуть-чуть коснуться меня. Один кладёт голову на колени, другой держит за руку, третий лежит на спинке дивана и трогает мои волосы, четвертый сел на пол и опирается на мои ноги, кто подальше, те протянули руки, чтобы касаться плеча.
Смотрим мультик, смеемся над шутками. Кажется, не будь здесь меня – мало что изменилось бы. Они также сидели бы на диване, смотрели мультик и смеялись бы над шутками.
Входит воспитательница, увидев нас, она будто читает мои мысли.

– К вам Катя пришла, а вы ее мультик усадили смотреть. Лучше бы вместе что-нибудь поделали.

– Не хотят, – оправдываюсь я. – Может передумали?

– Нет! – настойчиво смеются они. – Хотим, чтобы она сидела с нами!

Воспитательница пожимает плечами. Ей нужно, чтобы мы, студенты, приходящие в детский дом, помогали детям с учёбой, играли с ними, а не мультики смотрели.
Пытаюсь организовать деятельность, но чаще всего они хотят, чтобы я просто была рядом.

С того момента прошло больше десяти лет. Тогда я не понимала, как важен сам факт присутствия. Как бы хотелось понять свою значимость еще тогда. Многое было бы иначе…

Я прихожу в детский дом и никому ничего здесь не должна. Нахожу здесь только потому, что хочу увидеть здешних воспитанников.
Встречаю воспитателя. Я уважаю ее непростой труд, но я здесь не за тем, чтобы радовать ее. Дети мне рады и хотят, чтобы я смотрела с ними мультики. И пусть! Много ли взрослых в их жизнях делают то, чего хотят они?!
Я здесь. Я с ними.
Поверив в то, что моё присутствие может быть полезно, я бы смогла встретиться с их любовью