Мороженое за 10 копеек

Наталья Адамова 2
Выбор – какое противоречивое понятие. Раньше я думала, что это хорошо, когда есть из чего выбирать. Вот заходишь ты в магазин, а там не одно мороженое пломбир в волшебном вафельном стаканчике за 10 копеек, а 5 холодильников разного мороженого, аж душа радуется. Мы застали оба эти варианта. Могу сказать точно, что, когда эти пять холодильников с мороженым стали медленно появляться в наших магазинах, все, абсолютно все, были счастливы. Потом мы наелись. Мой сын вырос уже во времена пяти холодильников. Купленное и съеденное мороженое не доставляло ему столько удовольствия, как мне, когда я бежала, сломя голову, за этим одним единственным мороженным за 10 копеек.
Когда моему сыну было 5 лет, я рассказала ему о мороженом за 10 копеек. О том, что иногда, раз в неделю, привозили мороженое лимонное или шоколадное, и все дети на нашем районе были просто счастливы. Эти лица я помню. Не было ничего ценнее в тот момент, момент наслаждения обладанием чего-то удивительно редкого и прекрасного. Мой сын был очень поражен этим рассказом. Он сказал, что очень завидует мне.
А ведь дело здесь не только в том, что раньше это было что-то не доступное, потому очень желанное. Дело еще и в самом выборе. Человек спокоен, когда ему не нужно выбирать, когда за него все решено. Есть выбор только есть или не есть это волшебное мороженое за 10 копеек. И ведь я не про мороженое.
Я всегда сыну предлагала выбирать. Что носить, что есть, чем заниматься, с кем дружить. Каждый раз, когда он говорил мне, мама, я хочу заниматься этим, причем каждый раз это было разное, от саксофона до кикбоксинга, я всегда говорила, иди, даже если в душе понимала, что ему не понравится. Я готовила его к тому, что выбирать, чем заниматься в жизни, ты будешь сам и заканчивать с тем, что не подошло тебе, тоже будешь сам. Потом ему надоедало новое занятие, и он бросал. И так было множество попыток найти себя.
Единственное, что я знала точно и решила за него, это то, что в его 18 лет я подарю ему свободу, он соберет сумки и переедет от меня, с материальной помощью с моей стороны по оплате первых месяцев аренды квартиры. Также я всегда говорила, что поступать в ВУЗ он поедет в Москву, так как там живет его отец и они смогут наверстать многие годы отсутствия общения. Так и получилось, за 10 дней до своего 18-летия он уверенно и с улыбкой заявил, что переезжает от меня и будет жить со своими друзьями. На следующий год он поступил в московский ВУЗ.
Не могу сказать, что он был безумно счастлив, что исполнил мои мечты, он просто сделал то, на что был запрограммирован. Но ведь жизнь полна огромного количества других «выборов». Выбор специальности, увлечений, друзей и множества других вещей. Вот тут он и задал мне главный вопрос – почему ты не решила за меня всё? Это же так мучительно выбирать из множества вариантов. Его метания и поиски длились не менее двух лет.
Теперь нам нужно вернуться на несколько лет назад, а точнее, когда моему сыну было лет 12-13. Мы с его отцом уже были в разводе, он к тому времени переехал в Москву, но активно участвовал в жизни сына. И, кроме всего прочего, очень настаивал на том, чтобы Степа, так зовут нашего сына, начал заниматься английским языком дополнительно. Я особо не поддерживала эту идею, так как сама хорошо знаю язык и могу заниматься с сыном дома. Но он все равно настаивал, причем, в очень агрессивной форме. Я сдалась. С того момента Степа стал посещать частную школу английского языка. Это школа со своей изюминкой, атмосферой, энергетикой. Спустя 1,5-2 года сын заявил мне, что хочет работать преподавателем в такой школе, я улыбалась, отнеслась к этому не серьезно.
Так вот, 2 года поисков и метаний, недовольства собой, множества вопросов, отсутствие ответов, сравнений, мой сын заявил мне, что нашел свое призвание!
Тут опять требуется отступление. У моего сына есть друг Витя.  Так вот, у Вити есть папа, в прошлом летчик, который однозначно, с самого детства, готовил ребенка к профессии летчика, с поступлением в конкретный ВУЗ. Витя так и сделал, естественно. И был при этом счастлив, как казалось. А Степа постоянно задавал мне один и тот же вопрос – почему мне никто не придумал судьбу и профессию, как у Вити. Я не знала, что сказать. Начала общаться на эту тему с разными людьми, читать литературу, задумываться, а права ли я, что не обозначила своему чаду будущее. Долго не было ответа. Начала задумываться о том, что я плохой родитель, разочаровалась в себе, как в матери.
И вот он счастливый заявляет мне, что нашел свое призвание! Что он наконец-то понял, что является делом всей его жизни! А он не из тех, кто разбрасывается громкими фразами. Он понял, что хочет быть, не поверите, преподавателем английского языка в частной школе. К тому моменту он уже успел поработать в нескольких школах, преподавателем в детском лагере английского языка, понимал и прочувствовал, о чем говорит.
Все встало на свои места.
Какие выводы я сделала? Нужно давать ребенку все возможности на его «я хочу заниматься этим», потом все это пригодится, даже если через месяц он скажет, что ему не понравилось. Не делать выбор за него. Показывать, как вы делаете свой выбор, при этом, иногда советуясь с ним. Доверять ему, он точно знает, что ему искренне нравится. Не навязывать свои несбывшиеся мечты, тем более, если он этого не хочет. Не давать ему материальных благ, без веских на то оснований, дать ему возможность испытать маленькое удовольствие от мороженого за 10 копеек. И показывать ему любовь и уважение в семье и за ее пределами.
P.S. и держим кулачки за Витю.