Суворовцы в Альпах 14

Серафим Григорьев -3
предыдущая глава: http://www.proza.ru/2019/10/28/1181



           Т а н к и  и  ж е н с к и й  м о н а с т ы р ь

   Швейцария, 1998 год.
   Тун. 1-я механизированная бригада (Mechanisierte Brigade).
   Редкостный «Музей танков». Просторный ангар, где находится с десяток танков, причем все  н а  х о д у, начиная с «Рено» FT-17 и заканчивая «Леопардом-2».
   Уход за танками – как за любимыми лошадьми! – улыбается директор музея Хебегер. - Танки демонстрируются на ходу крайне редко, entschuldigen Sie (извините).
   Помимо танков в ангаре представлены «сопутствующие» изделия: форма танкистов Швейцарии различных периодов, личное оружие танкистов, пулеметы и пушки швейцарского производства, приборы наблюдения и проч. Вторая часть музея размещена под открытым небом. Здесь представлена бронетехника и артиллерия различных стран и времен, в том числе советские танки, пушка ЗиС-2, американский «Шерман», английский «Черчиль», немецкий «Тигр» и даже израильский «Меркава». Есть любопытные экземпляры, например, швейцарский «Танк-колобок».
  - Ияяя! – восклицает суворовец Эмик Арушинян. – Наш танк Т-34.
   Поражают легкость и ловкость, с которой суворовцы взбираются на танки. Я прошу курсантов, и они, как в годы Великой Отечественной войны, взбираются на Т-34. По моей команде они от души кричат:
   - Ура, мы - суворовцы, на нашей тридцатичетверке в Альпах!
  Задаю вопрос лейтенанту  Арно Пюнчера:
  - Какой лучший танк Второй Мировой войны?
  - Tank T-VI «Tiger» (Тигр), - вот она пропасть между нами. (В эфир эта фраза не вышла)
  Мы в автобусе. На площадке из гранитных плит танки «Леопард-2» в резиновых калошах кружат вальс.
   Генерал-майор N продолжает делиться своими познаниями о Швейцарии. Я перед командировкой не прочитал ни одной книги об этой удивительной стране: "Не спеши выполнять, успеют отменить". 
   - Товарищи курсанты, - начинает он. - Швейцария – страна загадок. Одна из них, вне всякого сомнения, кроется в том, сколько же в стране озёр и Альп на самом деле национальных (государственных) и официальных языков и как они сосуществуют друг с другом.
   Конституция Швейцарской Конфедерации закрепляет ч е т ы р е языка в качестве национальных-государственных (немецкий, французский, итальянский и романшский).
   - А каким образом жители страны держатся вместе и не стремятся к образованию независимого государства? – спрашивает полковник Лев Комарин.
   - Все очень просто: они – мудрые. - Однако Швейцарские штрафы за превышение скорости зависят от дохода гражданина. Недавно одного швейцарца, превысившего скорость на «Ferrari», оштрафовали почти на четверть миллиона долларов, потому что он зарабатывает около миллиона долларов в год.
   - Почему в Берне стоит древний фонтан Пожиратель маленьких детей? – Лев из газеты «Красный воин» не лыком шит.
   - Существует несколько версий создания этого фонтана, - начинает фразу генерал, однако Лев Соболь его перебивает.
   - Людоед носит остроконечную шляпу, похожую на еврейскую национальную шляпу того времени…
   - Оставь эту тему, Лева, - приказным тоном останавливает генералжурналиста.
   Впоследствии мы увидели этого Людоеда. Прошло двадцать лет, а мне и сейчас не по себе.
   - Швейцарская армия подготовила каждый потенциальный горный перевал и туннель к возможному подрыву. Зачем?
   - Хочешь мира, готовься к войне, – подает голос Ваня Мороз.
   - Мы едем по нейтральной стране, а вон в том домике – замаскированный бункер, - с хитринкой смотрит генерал в окно автобуса. 
   - В стране даже нет столицы, - бормочет Лев. - Все признаки анархии.
   - А порядок идеальный, - констатирует генерал.
   - Штопор швейцарского ножа, и то делают в Японии, - не унимается критик Соболь.
   Мы приехали. Женский монастырь Святого Иосифа в Муотатале.
   "Генералиссимус князь Суворов". соч. А. Петрушевского: 
   Суворов в полной фельдмаршальской форме, сильно встревоженный и взволнованный, ходил шибко по комнате, отпуская отрывистые слова и едкие фразы на счет парадов и разводов, неуменья вести войну, искусства быть битым и т. под. Он не обратил никакого внимания на Багратиона, может быть даже совсем не заметил его прихода, так что тот счел более уместным выйти и явиться вместе с другими. Суворов встретил их поклоном, закрыл глаза, как бы собираясь с мыслями, и потом с огнем во взоре, с одушевленным лицом стал говорить сильно, энергично, даже торжественно. Он будто преобразился; никто никогда не видал его в таком настроении.
  Он объяснил, что сухарей у людей очень мало, зарядов и патронов и того меньше; что на Швиц идти невозможно, отступать же стыдно; что со времени дела на Пруте при Петре Великом, русские войска никогда не находились в таком отчаянном положении, как ныне. "Помощи ждать не откуда, надежда только на Бога да на величайшее самоотвержение войск, вами предводимых; только в этом и спасение", продолжал говорить Суворов своим подчиненным с возрастающим волнением, горестью и негодованием: "спасите честь России и её Государя, спасите его сына!" С этими словами он, в слезах, бросился к ногам великого князя - Константина Павловича - сына императора Павла I.

на фото: Берн, фонтан "Пожиратель маленьких детей".
            
               продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/30/1085