Сердцам милосердным

Елена Шедогубова
        7 декабря 2008 года в центре Гюмри был открыт памятник, посвященный
         трагическим событиям 1988 года. Установленный на общественные средства
         памятник назван "Жертвам безвинным, сердцам милосердным".

                … Сердцам милосердным
        - Лю-уууди! Я ту-уут! Мы ту-уут! Почему вы меня не слышите? Я зову вас изо всех сил! Вы же ходите у нас над головами! Я слышу  ваши голоса! Помогите! Бедный мой малыш… Счастье, что хоть ты выжил! Молоко-то у меня пока есть… Но где же помощь?  Ну что же, малыш, прости. Мне придется это сделать… Может, так тебя они услышат  скорее. Лю-ууди! Мы ту-уут!
Развалины армянского Спитака после землетрясения в  10  баллов представляли собой жуткое зрелище даже для закаленных людей. Вместо домов груды кирпичей и балок, то там, то тут слышны вопли живых о милых погибших, о тех, кто остался под завалами. Надежда, умирающая последней, робкими неслышными шагами  ходит за живыми, стоит рядом с ними, тревожно вглядываясь  в их лица и вслушиваясь в  тишину.  Люди тоже слушают тишину. Тишина  может помочь найти выживших. Тишина – это их шанс на спасение, на жизнь.
Молодой  парень  с досадой втоптал окурок в землю.
- Товарищ лейтенант! Не могу я больше это слышать! Тут и завал-то небольшой – давай попробуем разобрать. Душу она  своим воем вынула. Второй день воет и воет.
- Ну мне что, тебе  простые вещи разъяснять? Люди! Люди в приоритете! А псина… Ну повоет и перестанет. Тут смерть кругами ходит, а ты с собакой пристал…
Лейтенант не договорил, стал прислушиваться. К собачьему вою  присоединился  младенческий плач. То  замолкая, то перебивая, то дополняя друг друга  явственно доносились из-под  того самого завала вой собаки и плач ребенка.
  Через час напряженного труда они с трудом отодвинули в сторону  плиту перекрытия, образовавшую подобие  навеса и остолбенели. В открывшемся углублении лежала тощая рыжая дворняга, которая прижимала к  своему брюху  лапами младенца, присосавшегося к ее соску. Рядом,  под балкой виднелось женское тело, а чуть дальше – тельца щенят, раздавленных упавшими кирпичами.
Собака с трудом  поднялась – одна лапа  у нее была  покалечена, а ребенок,  лишившись «материнской» груди,  жалобно заплакал. Сука лизнула своего «детеныша» и  с надеждой сделала шаг навстречу людям…
                Вместо послесловия:
Юрий Семенюк
6 октября в 09:40
Окно в мир+  Люди и звери. Армения.
На Спитакском кладбище среди сотен могил с одинаковой датой смерти – 7 декабря 1988 года – есть одна без креста, звезды или фотографии. На памятнике только имя: Жужа.
Во время страшного землетрясения, которое унесло жизни 25 000 человек, Жужа – обычная дворняжка – сделала невозможное. Она спасла годовалую девочку, которая оказалась с ней под завалами. Четыре дня (!) собака грела младенца своим теплом и, возможно, кормила своим молоком – иначе как объяснить, что ребенок выжил?...