Век без поэтов

Константин Жибуртович
«Литература где-то на периферии социально значимого. Поэзия? Пусть это будет риторический вопрос. Если человек, предположим, знает про себя, что его «смастерили», чтобы он писал стихи или занимался живописью, значит, его место в этом обществе в... нигде. И мне это не нравится», написала год назад старший преподаватель философского факультета МГУ Елена Янушевская в одном из наших диалогов.

Похоже на объективную констатацию. Я по себе знаю, что это такое: мои журналистские материалы в фейсбучной группе Classic Rock читают от пятисот до полутора тысяч человек, «на ура» идёт хоккейная тема, а литераторство в области прозы и поэзии… Так, «огонёк для избранных». Для совсем немногих. И эта «элитность» навязана не мной, а устроением общества.

И Лена ставит в книге самые насущные, на мой взгляд, вопросы «пост-модернизма». Кто они, призраки лириков среди зданий в стиле хай-тэк? Почему наше время – век без поэтов? Каково будущее художественной эстетики в технократическом обществе? Как соотносится учение теозиса с учением о пост-человеке? Как разобщённость, сокращение просвещения, клерикализм (я бы сказал, менторствующий клерикализм с неуважением к светской культуре – прим.), апогей лжи и культурная фрагментация приводят к упадку творчества в современной России? Что подразумевает манифест культурного сопротивления? В чём заключается судьба нашей эпохи?

Для меня это наиглавнейшие творческо-философские вопросы. И при том, что немалую часть из них мы за последние два года обсуждали с Леной в Facebook & Instagram, в рамках её проекта «Филологос», тем интереснее мысли автора набело, с прекрасным и точным языком благодаря тонкому вИдению мира, контекстному и цельному мышлению, равно как и пониманию состояний сегодняшней эпохи. Тот самый редкий случай, когда интересно даже при возможном частичном несогласии в нюансах – я не о сути, а «оттенках» текста, восприятии и прогнозах на будущее, в том числе.

Если проще, для меня это самая ожидаемая книга уходящего года (как в 2018-м блестящее исследование о хоккее «Кристальные люди» Станислава Гридасова). И я не ставлю целью рассказывать о тираже, форматах и распространении: мой материал – не реклама, не рецензия (рано пока), а дружеский отклик. Лишь приведу для своих читателей на Прозе ссылку (чуть ниже), чтобы вы сами оценили язык автора.

И, конечно, поздравляю Елену от души, зная, сколько душевной энергии в наш век отнимает выпуск книги.       

http://www.proza.ru/2019/07/16/1577