Заглянули в мир театрального закулисья

Виталий Попов
Память *
В выставочном зале Музейно-выставочного центра на улице Чернышевского, 38 в Электростали 18 октября открылась выставка под названием «Зеркало сцены», посвящённая памяти заслуженного художника России Юрия Доломанова (1937-2014).  Она будет экспонироваться в этом выставочном зале до 24 ноября.      
На этой выставке уже побывали сотни жителей Электростали и гостей этого подмосковного города. Инициатором создания проекта «Зеркало сцены» стал председатель Ногинского отделения Союза художников Подмосковья Валерий Болдырев. Он же в эти дни проводил в выставочном зале экскурсии с учащимися средних школ и других учебных учреждений города Электростали.
Тематические выставки проекта «Зеркало сцены» уже размещались в Ногинске, Щёлкове, Королёве и вот в конце 2019 года, объявленного Годом театра, эта тематическая экспозиция открылась в Электростали. На выставке представлены не только уникальные театральные эскизы и макеты Доломанова, но и рисунки художника, костюмы персонажей, плакаты и афиши к его постановкам. Всего в экспозиции – около 70 предметов.
Открыла экспозицию заведующая экспозиционно-выставочным отделом Музейно-выставочного центра Лариса Бобкова. На открытии выставки  выступили и рассказали о творчестве Юрия Доломанова Валерий Болдырев, бывший главный режиссёр Ногинского государственного областного драматического театра, член Российской ассоциации исследователей, преподавателей, учителей риторики Анатолий Хасин, начальник Управления по культуре и делам молодёжи администрации городского округа Электросталь Сергей Бобков, директор городского Музейно-выставочного центра Ольга Николашина, художник из Электростали Юрий Богачёв и другие. 
Выступавшие с восхищением говорили о творчестве Юрия Викторовича, о том, что во многом благодаря ему Ногинский областной драматический театр (ныне Московский областной театр драмы и комедии) высоко держал профессиональную планку художественного оформления спектаклей. А  выполненные Юрием Доломановым эскизы можно отнести к произведениям искусства, обладающим несомненной художественной ценностью.
    Юрий Викторович отличался не только широчайшим диапазоном художественных знаний, но и был скромным, мягким, доброжелательным и неконфликтным человеком. Как художник-постановщик он всегда находил общий язык и с режиссёрами, и с декораторами, и актёрами, которых он мастерски «одевал», чтобы «костюмчик нормально сидел» и соответствовал характеру воплощаемым ими персонажам.
То, что творческое наследие театрального художника чудесным образом сохранилось – во многом заслуга Валерия Болдырева, который большинство из экспонатов «доломановской коллекции» хранит в своей домашней квартире. После вынужденного ухода Юрия Викторовича из Ногинского драматического театра его эскизы, макеты и другие вещи могли оказаться на свалке. Да и сам художник вроде бы небрежно относился к своему творческому наследию, однажды сказав Валерию Болдыреву: «Выкинь всё это… Кому это нужно?..»
Валерий Болдырев буквально по крупицам собирал оставшиеся от художника эскизы, макеты, рисунки, письма... 
   Юрий Доломанов сорок лет проработал главным художником-постановщиком в Ногинском государственном областном драматическом театре. Сорок лет он приезжал на электричке из Москвы в Ногинск, в ставший для него родным театр. Кстати, сохранилось и написанное от руки заявление Доломанова о своём  вынужденном уходе, адресованное тогдашнему директору театра Татьяне Ильиной: «Прошу Вас освободить мой любимый театр от меня. С уважением. Спасибо» и подпись.
Юрий Доломанов оформил на сцене ногинского театра более четырёхсот спектаклей. Среди них - «Мера за меру» по комедии Шекспира, «Дама-невидимка» по пьесе испанского поэта и драматурга Педро Кальдерона, «Великая Екатерина» по пьесе Бернарда Шоу, «Антигона» по трагедии французского драматурга Жана Ануя, «Три супруги-совершенства» по комедии испанского поэта и драматурга Алехандро Касона, «Разговор по душам» по пьесе  актёра и драматурга Теодора Лондона, «Мост» по драме грузинского писателя Алексея Чхеидзе, «Характеры» по пьесе Василия Шукшина, «Женский стол в охотничьем зале» по пьесе Виктора Мережко, «Благовещенский участок» по пьесе ногинского актёра и драматурга Александра Харитонова, «Савельевы» по пьесе ныне покойного заместителя редактора ликвидированной в этом году  муниципальной газеты «Волхонка» Евгения Мажана и другие.
   Имя Юрия Доломанова довольно хорошо известно в нашей стране. Он оформлял спектакли в ведущих театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Челябинска, Обнинска и даже в Гаване. Он работал в содружестве с такими режиссёрами как Олег Ефремов, Лев Аронов, Владимир Андреев, Геннадий Косюков, Евгения Кемарская, Валентин Варецкий и другими. Все режиссёры любили работать с Юрием Викторовичем, так как его постановки отличались отменной художественной культурой и впечатляющими оригинальными декорациями, которые воспроизводили на сцене дух и время той или иной исторической эпохи. Очевидцы рассказывали, что когда открывался занавес, зрители в зале немели в восторге от сценографии Юрия Доломанова и ещё до начала действия, начинали аплодировать мастерству сценического оформления той или иной постановки. Юрий Викторович умел создавать уникальное художественное пространство на сцене, в котором и актёры ощущали себя вполне комфортно, и зрители невольно погружались в магию театрального искусства. 
- Мы умираем дважды… Первый раз, когда мы перестаём дышать и второй – когда о нас уже некому вспомнить, - сказал на открытии выставки «Зеркало сцены» в Электростали театральный режиссёр Анатолий Хасин. Учениками Юрия Доломанова считают себя художник-бутафор Владимир Диброва и актёр Владимир Драковский, которые помогали ему в художественном оформлении спектаклей. А сам Доломанов причислял их к своим соавторам.
Соавтором считал Доломанова и режиссёр Анатолий Хасин, когда тот ставил вместе с ним спектакли «Выстрел», «Люкс-13» и многие другие.   
- Юрий Викторович был невероятно интеллигентным, тонким, вариативным художник с богатой творческой палитрой, - так отозвался о Доломанове  Анатолий Хасин. Анатолий Соломонович предложил реализовать проект  «Зеркало сцены» в городах Подмосковья, в Москве, Саратове и в других театрах, где работал Юрий Доломанов как художник-постановщик. – Но пока нет даже буклета или альбома о творчестве Доломанова. А о нём следует написать документальную  книгу, чтобы он по праву вошёл в обойму самых значительных театральных художников нашей страны.   
Нельзя подвергать забвению творческое наследие этого удивительного театрального мастера – таково мнение многих друзей и коллег Юрия Доломанова. 
К сожалению, последние годы жизни художника были омрачены ухудшением здоровья, семейным разладом и разводом с женой, её посягательствами на их московскую квартиру. Юрий Викторович вынужден был переехать на съёмную квартиру своих друзей, куда нередко наведывались его ногинские друзья и коллеги, звукооператор театра Майя Тарасова, которая преданно ухаживала за художником до его последних дней.
Незадолго до смерти Юрия Доломанова его посетили Владимир Диброва и Владимир Драковский. Владимир Диброва сфотографировал художника за месяц до его кончины и затем написал по фотографии прекрасный портрет Доломанова, который представлен в выставочном проекте «Зеркало сцены».
   Владимир Доломанов умер в 2014 году в возрасте 76 лет. По предложению и настоянию Майи Тарасовой он был похоронен на городском кладбище в Ногинске. Его друзья и коллеги посещают могилу художника и с благодарностью вспоминают незабвенного мастера театрального искусства.
На снимке: зрители на выставке «Зеркало сцены» в Электростали.
Фото Татьяны ПРОКОФЬЕВОЙ   
         
28.10. 2019