О литературной критике

Любовь Красивая
                О   ЛИТЕРАТУРНОЙ   КРИТИКЕ.
                (популяризующая  статья)

Хорошая  литература  не  способна  обойтись  без  хорошей  критики.  Любые 
попытки  вывести  какую  либо  формулу  творчества  должны  включать   в
себя  также  литературный  анализ,  то  есть  критику.  Хорошая  критика –
это  гигиена  литературы.
Быть  критиком – очень  почетно.  Велики  требования,  предъявляются  к  тем
работникам  литературы,  которые  решились  заняться  критической   деятель
ностью.  Литературный  критик  словно  медик,  всегда  в  белом  халате.  Это
обязывает.  Критик – чистильщик  литературы,  ассенизатор  и  дезинфектор.
Критиком  должен  становиться  человек,  помешанный  на  чистоте.
У  литературных  критиков  должно  существовать  правило,  точно  такое  же,      
как  и  у  врачей.  Не  навреди! – главное  кредо  каждого  критика.
В  самом  деле:  нельзя  покалечить,  нельзя  испортить  то  лучшее,  что  есть  в  художественном  сочинении. 
Анализ – это  рентген  литературы.  Он  обязан  запечатлеть.
Автор  творит,  как  известно,  интуитивно,  художественно.  Критик  действует  документально.  Автор – художник,  критик – ученый.
В  действиях  критика  не  должно  просматриваться  никакой  неясности.  Он
прозрачен  как  само  стекло.  В  действиях  автора  наоборот  возможен  налет  мистики.  Но  аналитик  должен  стараться  расшифровать  иносказа
тельное  письмо  автора. 
Работа  и  того  и  того  ведется  в  одном  направлении:  изучать,  постигать,  предъявлять.
Критик  двигается  по  следам  автора.  Он – следопыт.   Внимание – это  его  же  увеличительное  стекло.  Нельзя  пройти  мимо.  Взвешивается  на  одних  весах  разума  как  хорошее,  так  и  дурное.  Пробуется  на  вкус.  Подвергается  замерам.
Ошибки,  как  уже  упоминалось,  чреваты.
Автор,  ясное  дело,  может  позволить  себе  опьяняться  вымыслом.  Критик,
наоборот,  не  может  позволить  себе  ни  один  лишний  градус.  Даже  на  заведомо  остывший  чай  желательно  подуть,  не  забывая  о  возвышенном. 
Ибо  каждый  критик  точно  также  служит  высоким   заветам  в  искусстве.
Здесь  тоже  возможно  быть  артистом,  и  мастером  конструктивного  анали
за. 
В  литературном  мире  не  должно  и  не  может  быть  равнодушных.  Таким
может  быть  только  один  читатель.   Это  его  привиллегия.
Быть  критиком,  как  это  становится  ясным,  очень  непросто. 
Главное  качество  критика – это  чувство  ответственности. 
Литературный  критик  обязан  быть  объективным.  Никакой  предвзятости.
Вся  работа – как  бы  по  феншую.  Интеллигентна.
Любая  критика  должна  быть  понятна.  Она  обязана  быть  вразумительной.
Автор  или  любой  другой  наблюдатель  должен  ясно  видеть  чего  добивает
ся  критик,  чего  же  он  хочет.  Необходимо  всё  излагать  доступно.  Никакой
терминологии,  этой  литературной  отсебятины.  Никакой  академической   каб
балы.  Никакого  желания  показать  свой  авторитет.  И  уж  тем  более  свой
приоритет.   
Уровень  автора  определяется  его отношением  к  критике.  Продвинутый  ав
тор  не  только  принимает,  понимает  критику,  но  и  ищет  ее,  он  на  нее  ориентируется,  он  ее  изучает.  Не  так  ли  профессиональный  игрок – шахматист  изучает  свои  проигранные  партии.  Так  работает  закон  отражения  в  сфере  профессионального,  вернее,  творческого  роста.
Критики,  как  и  всё  под  солнцем,  тоже  бывают  разными.  Критики   привереды,  как  бы  критики – гурманы,  работают  со  стилем,  они  оттачивают  художественный  вкус  автора.  Критики  интеллектуалы,  требуют  необходимого  уровня  от  текста,  социальные  критики  проецируют  произведение  на  аудиторию,  критики – педанты  сосредоточены  над  выполнением  правил.         
Критика  может  трудиться  по  разным  профилям.  Кому  то  необходима   регистрация   достижений  и  потерь,   реляция   упущений  и  неудач,  то  есть  сугубо  материальная  сторона,  а  кому  то  энергетика  тонких   духовных,   нематериальных  субстанций.  Это  уже  на  уровне  нейролингвистики.
Иногда  приходится  продемонстрировать  значение  приема,  а  иногда  уже
идеи.  Причислять  автора  к  школе,   или  же  определять  его  вольным  художником,  вне  направлений.  Вот  рулит  он  сам  по  себе,  и  всё!  Квалифицировать  его  маститым  или   же  неофитом.  Студиозом  в  жанре  поэзии,  то  ли  прозы.
Критик – не  только  корректор,  но  и  контролёр  многих  явлений  в  области  литературы.