Эразму Роттердамскому - 550 лет

Александр Азовский
Сегодня – юбилей: 550 лет со дня рождения Эразма Роттердамского (1469-1536), выдающегося просветителя эпохи Возрождения, современника Мартина Лютера, с которым он интересно полемизировал. Впрочем, Лютер в одном из своих писем заметил, что его оппонента больше интересует человеческое, чем божественное. Эразм лично подготовил одно из изданий греческого оригинала Нового Завета с комментариями, прославился как талантливый исследователь Священного Писания.

В 1516 году он напечатал греческий текст Нового Завета с комментариями и новым латинским переводом, сделанным им самим. Он всегда стремился к тому, чтобы Библия была доступна каждому простолюдину, а не только богословам. Он говорил: «Я молюсь Богу, чтобы пахарь, идя за плугом, распевал псалмы, чтобы ткач вплетал их звучание в мелодию своего челнока. Я хотел бы, чтобы вся жизнь христианина была наполнена Писанием». За 67 лет жизни Эразм Роттердамский написал 10 томов.

Его книга «Оружие христианского воина», выдержавшая пятьдесят прижизненных изданий, обнаруживает в нём богослова христианского гуманизма.
В «Похвале глупости» он утверждает, что миром правит наглый бес Плутос, которому повинуются многие люди и, прежде всего, купцы. Смысл их жизни – обогащение, ради чего они «вечно лгут, божатся, воруют, жульничают, надувают и при всём том мнят себя первыми людьми в мире потому только, что пальцы их украшены золотыми перстнями». Стяжательство, накопительство, собственничество содействуют олигархизации и дегуманизации общества.
Досталось от Эразма и государям-бездельникам, стоящим на вершине пирамиды власти, прожигателям народного добра. Естественно, народ мог восклицать:

Да здравствует Эразм,
разоблачающий маразм!

В размышлениях о тщеславии, которое и в наши дни порабощает нынешних «героев», Эразм пишет: «Навсегда утверди в своей душе пример Христа. Был ли кто в предствлении века того бесславнее, презреннее, более Него покрыт позором? Он бежал даже от обещанных почестей. Он, Который был больше любой почести! Как посмеялся Он над ними, сев на осла! Какую бесславную смерть избрал! Но Кем пренебрёг мир, Того прославил Отец. Да будет слава твоя в кресте Христовом, в котором и спасение твоё!». Рассуждая о спеси и гордыни, Эразм прописывает рецепт для профилактики этого порока: «От гордыни более всего удержат две вещи: если ты, гниль от рождения, пузырь в течение всей жизни, поймёшь, что ты собой представляешь и то, Кем был для тебя Христос».

Когда на небе под покровом ночи
я вижу сотни бриллиантов звёзд,
мой кругозор сужается до точки:
и эта точка – Иисус Христос.

Он – точка веры, силы и опоры,
с Ним можно сдвинуть массу трудных гор.
О Нём ведут мужи науки споры,
а я в другой вникаю разговор.

Когда цветами вспыхивают почки,
и в сердце пишет, словно на холсте,
весна любви причудливые строчки,
то эти строчки – тоже о Христе.

Христос стал центром моего мышленья.
Всё от Него, всё Им и всё к Нему!
Пред Ним Одним склоняю я колени,
и Он, как Солнце, прогоняет тьму.

Он – оптимизма моего Источник!
И если смерть в долине мрачной слёз
готова жизнь уничижить до точки,
то из могилы выход есть – Христос!

Он воскресит меня! – я знаю точно.
И не смутит меня ничей упрёк,
что кругозор мой сузился до точки –
до точки зренья, что Христос – мой Бог!