Бурятский майдан

Евгений Буянин
     Последние события в тихом и провинциальном городе Улан-Удэ прогремели на всю Россию. В столице Республики Бурятия, находящейся в Восточной Сибири, на берегах Байкала, произошли массовые народные волнения, прозванные бурятским «майданом». Сейчас, когда бойцы Росгвардии жёстко разогнали протестующих с применением дымовых шашек, ситуация пошла на спад. Хочу проанализировать и понять причины произошедшего.

     Как известно, 8 сентября в Улан-Удэ состоялись выборы мэра и депутатов городского Совета. Я находился в самом эпицентре этих выборов, участвуя в них в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу №1 от партии КПРФ. На должность мэра претендовали шесть человек, но основная борьба развернулась между «самомедвеженцем» Игорем Шутенковым (ставленником Главы Бурятии) и лидером БРО КПРФ, сенатором Вячеславом Мархаевым. Остальные четыре кандидата являлись откровенными спойлерами, призванными оттягивать голоса у Мархаева. Этих фейковых кандидатов подобрали исключительно по национальному признаку (они все – этнические буряты). Даже ЛДПР, обычно позиционирующая себя как русская националистическая партия, в этот раз выдвинула бурята Николая Чимитова, 33-летнего парня, даже не имеющего высшего образования. По всей видимости, данное выдвижение было щедро оплачено «интересантами».

     Избирательная кампания в городе сопровождалась невиданной для нашего спокойного городка грязью и ложью. Гнилые, беспринципные московские политтехнологи, осваивая огромные деньги, выделенные властью на дискредитацию кандидатов от КПРФ, как чёрное вороньё кружились над городом, обливая своим ядом и фекалиями всех оппозиционеров. Перед ними стояла жёсткая задача провести своих людей в городскую исполнительную и представительную власть, и ради этой цели они не гнушались ничем, никакой подлостью и мерзостью. Про боевого офицера Мархаева, воевавшего в Чечне и Дагестане и имеющего множество наград, писали несусветный бред, называя предателем и трусом. Про меня тоже было много лжи и клеветы. В ход шли самые грязные технологии. Во время досрочного голосования происходили массовые подвозы в территориальные избиркомы пьяных людей, продававших свой голос за 200-300 рублей. В день основного голосования так же наблюдались тотальная скупка голосов избирателей, голосование по чужим паспортам, вбросы, карусели и тому подобное.

     Когда объявили результаты выборов, в стане оппозиции наступило короткое оцепенение. Официальные итоги оказались слишком слабыми для КПРФ и явно не совпадали с настроениями в городе. Оцепенение быстро перерастало в недовольный гул, вылившийся вскоре в жёсткий протест и митинговщину. «Катализатором» процессов послужил улан-удэнский таксист Дмитрий Баиров. Кстати, мало кто знает, но Баиров тоже пытался участвовать в выборах в горсовет по «моему» округу №1 как самовыдвиженец, но его «зарубили» по подписям.

     9 сентября Дмитрий Баиров чуть не сорвал пресс-конференцию избранного мэром Игоря Шутенкова, громко выкрикивая обвинения в незаконном задержании водителя знаменитого якутского Сани-шамана и в продажности местных журналистов. В этот же день Баиров припарковал свой легковой автомобиль на площади Советов и начал вести из него прямую трансляцию в Ютюбе, призывая улан-удэнцев на народный сход. И многие откликнулись на его призыв, в том числе и я. Известный бурятский поэт Есугей Сындуев пригнал на площадь свой автобус. Ранее на этом автобусе он работал на пригородном пассажирском маршруте в качестве водителя, но за поддержку Мархаева его избили и уволили. В автобусе и вокруг него собирались люди, он стал своего рода штабом улан-удэнского уличного протеста. Кроме того, там же рядом стоял еще один автомобиль с символикой КПРФ.

     10 сентября утром сотрудники Росгвардии, разбив стёкла в автомобиле Баирова, силком вытащили из него самого Дмитрия и увезли его в отдел полиции. При штурме Баирову повредили шею и позвоночник. Кроме того, неизвестные люди в камуфляже без опознавательных знаков избили и хотели увезти с площади депутата Народного Хурала Баира Цыренова, но окружавшая его толпа людей вступилась за него и отбила его от нападавших. В этот же день, в 12 часов на площади состоялась пресс-конференция Вячеслава Мархаева, на которой он заявил о несогласии с итогами выборов и об отсутствии прямого и открытого диалога между республиканской и городской властью и народом. На этой пресс-конференции выступил и я, заявив о подлых и низких методах ведения политической борьбы со стороны кандидатов от правящей партии.

     В 17 часов на площади Советов собралось огромное по нашим местным меркам количество народу (более 400). Перед собравшимися, взобравшись на цветочную клумбу, опять выступил Мархаев, затем слово перешло к депутату Хурала Леонтию Красовскому. После выступили я и общественный деятель Алексей Карнаухов. Правоохранители дежурили рядом, наблюдая из находившегося поодаль полицейского автобуса за происходящим. Периодически к выступавшим подходил полковник МВД и делал предостережения о недопустимости нарушения закона о митингах. На что собравшиеся громко скандировали «Позор!».

     Обстановка продолжала накаляться. Народу на площади Советов то прибывало, то убывало. Ночью площадь продолжала бурлить. Никто из высших руководителей города и республики к протестующим не выходил, не пытался уладить конфликт. Напротив, первый заместитель председателя правительства Бурятии господин Зураев на своей странице в фейсбуке разразился в адрес митингующих гневной тирадой, обозвав их «чертями». На мой взгляд, это совершенно недопустимо для чиновника такого ранга.

     Поздно вечером 11 сентября к собравшимся, наконец-то, соизволил выйти заместитель председателя правительства, руководитель администрации Главы Бурятии Цыренов Баир Дашиевич. Но разговора не получилось, толпа его в итоге тоже выгнала с криками «Позор!». После этого власть приняла решение на силовой разгон акции. В 2 часа утра 12 сентября росгвардейцы забросили в автобус Есугея Сындуева дымовую шашку и начали штурм. Находившиеся в автобусе люди сопротивлялись, но силы были не равными. В результате 17 человек были задержаны и увезены в Советский отдел полиции. Парковку на площади Советов на время запретили, огородив площадь бетонными блоками и ссылаясь на якобы подготовку к параду в честь Победы на Халхин-Голе. Дмитрию Баирову дали 15 суток ареста. Хотели вменить ему экстремизм, но не решились. Депутата Баира Цыренова оштрафовали на 15 тысяч рублей. Бурятский «майдан» закончился.

     Вывод. Прошедшие выборы явились лишь «детонатором». А глубинные причины протеста кроются в другом. Большинство населения в Бурятии влачит жалкое существование, довольствуясь зарплатой в 10-15 тысяч рублей в месяц. Республика находится на первых местах в России по уровню нищеты, преступности, закредитованности и суицидам. А жителям говорят про какие-то мифические «суперреспублику» и «город для людей». На хорошую, высокооплачиваемую работу можно устроиться только по блату и родственным связям. Кругом коррупция, воровство, тоска и безнадёга. Всё это создаёт благодатную почву для народного недовольства.

     Сентябрь 2019 г.