В плену изобразительного искусства

Виталий Попов
В фойе на втором этаже Московского областного театра драмы и комедии с 18 октября по 18 ноября 2019 года экспонировалась выставка живописи и графики ногинского художника Владимира Ивановича Диброва под тематическим названием «Избранное». Выставка была приурочена к юбилею со дня рождения ногинского художника, которому 20 октября исполнилось 80 лет. На этой выставке было представлено 48 произведений живописи и графики мастера изобразительного искусства.      
    Земная жизнь человека быстротечна и, увы, далеко не каждый успевает реализовать за своё короткое пребывание на нашей планете Голубой заложенные в нём способности или даже дарованный ему Богом талант. Не каждый творческий человек успевает воплотить те замыслы, которые зреют в его голове, будоражат сознание и настойчиво зовут к своей художественной реализации.
     Владимир Диброва не сразу угадал своё земное предначертание, хотя склонность к рисованию у него обнаружилась в детстве и проявилась уже в школьные годы. Владимир родился 20 октября 1939 года в Смоленске в семье военнослужащего. Вместо того, чтобы развивать свои художественные наклонности, после окончания средней школы он поступил в военное училище, и пошёл по стопам отца – стал офицером. Когда осознал, что не ту профессиональную тропу он для себя торит, что карьера военного – это совсем не то, о чём он мечтал, то в тридцатилетнем возрасте он уволился из Советской армии в запас.
Поселившись в 1969 году в подмосковном Ногинске, Владимир Диброва работал инженером на Глуховском хлопчатобумажном комбинате, главным энергетиком в Ногинской «Теплосети», где возглавлял службу контрольно-измерительных приборов и автоматики. Тогда мы с ним и познакомились. Я тоже тогда работал в «Теплосети» - оператором водогрейных котлов в одной из газовых котельных нашего города. Будучи студентом-заочником Московского полиграфического института, я подвивался внештатным сотрудником Ногинской районной газеты «Знамя коммунизма», пописывая для неё очерки и зарисовки о людях и какие-то статейки. Зная мои наклонности к журналистике, председатель профсоюзного комитета «Теплосети» Иван Арцыбашев попросил меня написать статью о выставке Владимира Диброва, которая в 1975 году была размещена в «красном уголке» нашего предприятия.
В то время я ещё не знал, что Владимир Иванович увлекается живописью. Мы договорились встретиться в обеденный перерыв в его мастерской, которая  тогда находилась в стареньком деревянном домике на улице Рабочей. Когда я пришёл туда, то застал Диброва, грунтующим полотно для будущей картины.
     Из нашего непринуждённого разговора выяснилось, что почти всё свободное от основной работы время Владимир Иванович отдаёт своему любимому занятию - живописи. Выходные дни он частенько проводил с этюдником на берегах Клязьмы, Вори, Шерны, Дубёнки, на окраине старого города или в той или иной деревне. И дни отпуска Владимир Иванович обычно использовал для творчества. Он бывал во Владимире, Суздале, Сергиевом Посаде, Переславле-Залеском, Новгороде, Пскове, Мезене, на Валдае и во многих других старорусских и северных городах и весях нашей необъятной страны. И возвращался из таких поездок с набросками и этюдами, многие из которых позднее перерастали в картины. Неброская лирическая красота Подмосковья, средней полосы России, скромная экзотика северных краёв всегда пленяли восприимчивую душу художника, наводили на раздумья, которые получали своё воплощение в его чарующих этюдах и полотнах. «Псковский Кремль», «Монастырь на Валдае», «Новгородский мотив», «Изборская крепость», «Ростовский мотив», «Суздаль» - таковы отдельные плоды его творческих поездок по городам древней Руси. Они передают мощь, простоту и величие, свойственные древнерусским архитектурным ансамблям.            
Владимира Диброва привлекают как будто бы совсем непритязательные сюжеты старого городского и сельского быта. Скромной пейзаж частенько доминирует в его живописных произведениях («Запах осени», «На даче», «Озимые взошли», «Сырое утро», «Вечер», «Последний луч», «Первый снег», «Весна на Клязьме», «Авдотьино. Субботний вечер», «Тишина» и другие). За будничной тематикой этих произведений чувствуется очарованное восприятие окружающего мира, которое художнику удалось пронести через всю свою жизнь.
   Недавно Владимир Диброва побывал в Тоскане - одной из самых красивых областей Италии. Он восторженно бродил с этюдником по старым улочкам городов, где жили и творили великие мастера Средневековья и эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли… Художник привёз много набросков, эскизов и этюдов, которые впоследствии сложились в серию его пленительных произведений об Италии. «Дождь во Флоренции», «Старенький мост вечером», «Монастырский колодец», «Уличный музыкант», «Музейный дворик», «Улочка Сиены», «Флоренция. Торговля на мосту»  - эти и другие работы итальянского цикла художник позднее сформировал в экспозиции, которые были представленным ногинским поклонникам изобразительного искусства в холле редакции муниципальной газеты «Волхонка» и в фойе Московского областного театра драмы и комедии.   
     Обилие натюрмортов в творчестве художника (на выставке «Избранное»  представлены «Натюрморт с воблой», «Натюрморт с самоваром», «Сирень», «Подсолнухи» и другие) можно объяснить тем, что, по его мнению, они являются основой изобразительной грамотности, и едва ли можно найти живописцев, которые не обращались бы к этому жанру.
Пронзительное очарованье таят в себе этюды В.И. Диброва «Зимний вечер. Ногинск», «Улица Соборная», «Начало марта», «Липы на Трудовой» и другие.   
   Художнику удаётся в непритязательной тематике своих произведений передать ту поэтическую прелесть, которая бывает часто разлита в окружающей атмосфере, но поверхностный взгляд может её не заметить. Для этого и нужна кисть художника, который способен останавливать мгновение, умеет поймать его чарующую, зыбкую и ускользающую красоту («На Пинеге», «После дождя», «Лесная фантазия», «Разлив Шерны у села Мамонтово», «Прудик в Молзине», «Летний день на Клязьме», «Сырая зима», «Ярмарка в Ногинске» и другие). На первый взгляд кажется, что в сдержанном колорите работ художника мало цветовой фантазии. Но если вглядеться пристальнее, то в них можно обнаруживаешь необычное богатство оттенков серого, лилового, голубого тонов, которые создают своеобразное лирико-поэтическое настроение.   
     В 1980 году Владимира Диброва пригласили на работу в Ногинский государственный  драматический театр (ныне Московский областной театр драмы и комедии), где он проработал художником-декоратором почти сорок лет. За эти годы им написаны и изготовлены декорации к более ста спектаклям, которые ставили на ногинской сцене разные театральные режиссёры. В сценическом воплощении аксаковской сказки «Аленький цветочек» Владимир Диброва выступил в качестве главного художника этой постановки для детей.
     В 1992 году Владимир Диброва окончил отделение живописи и графики факультета изобразительных искусств ЗНУИ имени Крупской. В 1995 году он принят в Союз театральных деятелей России. С 2009 года является членом Союза художников Богородского края, которое ныне преобразовано в Ногинское отделение Союза художников Подмосковья.
      Проработав около сорока лет в Московском областном театре драмы и комедии, Владимир Диброва никогда не оставлял своего основного занятия, которое всегда неодолимо манило живописца. Он продолжал неустанно творить в своей художественной мастерской, осознав, что именно живопись является его главным призванием.
      Творчество это и есть жизнь, утверждает художник, а все остальное – это среда обитания, в которой мы вынуждены свой срок земной временно маячить, зарабатывая какие-то деньги на своё яркое или блёклое существование. У творческих людей блёклой жизнь не бывает. А деньги им, в основном, нужны для того, чтобы иметь возможность творить. Они расценивают свой талант как божий дар. И щедро дарят свой вдохновенный труд восприимчивым к искусству людям, согревая их  своим внутренним светом и авторской энергетикой.
     С конца 70-х годов минувшего века Владимир Иванович всё чаще стал обращаться к жанру портрета. Работы в этом жанре («Художник Анатолий Зверев», «Мир творчества. Михаил Сотников», «Михалыч», «Оля», «Автопортрет», «Подросток Даша», «Модельяни. Поиск», «Азам» и другие) вызвали у посетителей выставки благоприятные и восторженные отзывы. 
Как мне кажется, художнику удаётся точно высветить подчас скрытую индивидуальность изображаемого им персонажа, передать то неуловимое состояние души, которое соответствует его характеру и личности. Несомненными творческими удачами можно признать «Женский портрет» (на нём изображена покойная жена художника), «Портрет сына», портреты живописцев Николая Савельева, Михаила Юганова, Валерия Семёнова, заслуженного художника России Александра Хопкина, директора театра Юрия Педенко, актрис Валентины Косенко, Ирины Рыжаковой, Татьяны Телегиной, актёров Андрея Троицкого, Валерия Лиховида, Владимира Драковского, заведующей бутафорским цехом Елены Долгих и других служителей театра.     Очень интересен не лишённый самоиронии один из последних автопортретов художника, где автор изобразил себя в рабочем халате с тремя кистями в руке. Его по-детски наивный, порхающий к зрителю взгляд приоткрывает внутренний мир художника, которому известно нечто загадочное, неподвластное нам, простым смертным.
   Здесь, пожалуй, нельзя обойти вниманием картину художника под названием «Кто вы?» С этого полотна на нас смотрит юный Христос, по сути, ещё мальчик лет тринадцати. Мы видим его красивую голову, печальные глаза и левую ладонь, которой он прикасается к поверхности сотворённой его Отцом планеты. За его головой – синий фон звёздного неба. Во взгляде Христа читается обращённый к нам вопрос: «Кто вы?» Действительно: кто мы? Отрок словно заранее знает о том, что ждёт его на земле, что его предадут, что впереди у него тяжкий путь восхождения на Голгофу, когда толпа будет орать ему вслед: «Распни его, распни!..» И мученическая кончина… Стоят ли эти орущие человекообразные особи Его смертных мук? Нужны ли им Его заповеди?.. Пожалуй, проницательный зритель может сделать вывод о том, что и сегодня многие из нас предают Христа, не следуя, казалось бы, простым заповедям: и убивают беспощадно друг друга, и крадут всё, что можно украсть, и жену ближнего своего не только желают, но и имеют… Здесь Владимир Диброва поднялся до воплощения высокого идейного замысла, сумев придать избранной теме острую полемическую направленность.   
На открытие юбилейной выставки В. И. Диброва приехали из Казани его сын Вадим с супругой Гузель, внуки Вадим, семилетний Ванечка и внучка Кира. На открытие экспозиции пришли друзья, коллеги и почитатели таланта художника. Открыл выставку председатель Ногинского отделения Союза художников Подмосковья Валерий Болдырев. О творчестве В.И Диброва с искренним восторгом и симпатией к автору говорили главный режиссёр Московского областного театра драмы и комедии, народная артистка России Елена Цыплакова, народный артист России Юрий Грубник, заслуженные артисты РФ Виктор Башинский, Татьяна Телегина, художник и артист театра  Владимир Драковский, живописцы Михаил Сотников, Наталья Воспенникова, Александр Никульшин, директор Ногинского Дома художников Марина Ефимова, председатель Ногинского отделения Союза пенсионеров Подмосковья Валентина Тонаевская и другие. Друг и кум художника, зубной врач Владимир Григорян подарил юбиляру красивый пакет, сказав, что в нём - «лекарства». А на самом деле в этом пакете находились были белила и краски для художника и бутылка целебного «Кагора».               
Владимир Иванович Диброва в ответном слове поблагодарил всех, кто пришёл на открытие его юбилейной выставки  и, в частности, сказал присутствующим:
- Любите жизнь, свою профессию. Большего счастья, чем работать в любимой профессии, в мире нет…
Остаётся добавить, что Владимир Иванович по-настоящему интеллигентный человек, наполненный энциклопедическими знаниями. В творчестве он напорист и умеет настойчиво двигаться к избранной цели, а быту – скромен, обаятелен и надёжен. Он обладает отменным чувством юмора, и общаться с ним – одно удовольствие. И я благодарен судьбе за то, что она мне подарила дружбу с этим незаурядным художником, добрым, чистым и душевным человеком. Его изобразительное искусство близко и понятно сердцу каждого русского человека. Несмотря на солидный возраст и коварно подкрадывающиеся болезни, Владимир Иванович Диброва по-прежнему бодр, полон творческой энергии и в голове у него теснятся ещё неосуществленные замыслы. Будем надеяться, что художнику удастся их реализовать. 
      
На снимке: Владимир Иванович Диброва в Московском областном театре драмы и комедии.

28.11. 2019