Держать носом на волну

Сергей Гагаев
 
                Окна, двери, до зари
                Собирают дикари,
                Раздвижные лоджии -
                Три негра из Камбоджи.
                *
                С безумством храбрых напьемся вместе
                Пьянящей воли, забыв о чести.
                I

        Вирши, которые я взял эпиграфом к рассказу, не имеют никакого отношения к поэзии. Впрочем, к тому, что я собираюсь рассказать, они, как может показаться, тоже не имеют никакого отношения. Первый куплет я взял из рекламы, услышанной по радио (такой ссылкой я защищаю себя от неприятностей, теперь меня никто не обвинит в плагиате), второй, - придумал сам, а может, прочитал на двери пивной, уже не помню. Казалось, я мог совсем обойтись без этих незамысловатых, но по-своему ярких строк. Однако рассказ без эпиграфа как шикарный особняк без бетонной ограды. Я много видел строящихся и только что выстроенных особняков, и все они были обнесены крепким забором. Эпиграф в данном случае просто символ или, если хотите, амулет - он надежно охраняет описанный мир от наговоров, как бетонный забор призван сохранить огонь очага, разведенного в доме.

Прямого отношения к моему рассказу не имеют и спортивные тапочки. Но раз уж вспомнил о них, то скажу, что они вызывали устойчивое чувство скорби. В тех местах, где белая резина соприкасалась с грязно-серой материей, ткань порвалась и была прошита черными нитками, а изнутри проклеена тряпичными кусочками. Черные нитки на этом фоне выглядели как щетина покойника. В эти спортивные тапочки был обут я, как раз на том промежутке моего жизненного пути, когда шел по Васильевскому острову и сочинял эту историю.

Сразу же за зданием ААНИИ мне повстречался бездомный. Я преднамеренно не назвал его бомжом. Мне не по душе это слово. Слова иногда очень похожи на бутылочные стекла - с острыми рваными краями и тяжелы, как свинец, ими легко жонглировать, но еще легче поранить. Не думаю, что бездомный разобиделся бы на меня, назови я его бомжом. Наверно, ему было все равно. Но мне больше нравится, если слово "нравится" в данном случае уместно, называть его бездомным.

Так вот, я почти поравнялся с ним, когда он покинул свое местечко под деревом и пошел мне навстречу. Во всяком случае, мне так показалось вначале. На самом деле он пересек мне дорогу и склонился над лужей на краю тротуара. В руке у него была грязная пластмассовая красного цвета кружка. Он отодвинул донышком мусор, зачерпнул немного воды, затем поднес ко рту и медленно выпил.

Много в жизни случается интересного. Не правда ли?

Мне припомнился случай. В районе Медвежьих островов, на катере, с которого мы должны были высадиться на берег, сломался двигатель, и юго-восточным ветром нас унесло в океан. На борту оказалось только несколько банок консервированной воды - она не такая уж противная, особенно если хочешь пить. Есть у нас было нечего. Имевшуюся воду мы смешивали с за-бортной, в тех местах она не очень соленая. Если бы нам повстречался лед, то можно было бы набрать воды в снежницах. Но льда, как на грех, не попадалось: его весь угнало далеко на север, и море было совершенно чистым. Много позднее я видел с борта самолета ледовой разведки, как далеко уносит лед; иногда нам приходилось встречать его только севернее 85-ой параллели.

        Вы можете мне не верить, но в Ледовитом океане нам хотелось пить, может быть так же, как бездомному в Петербурге. Благодаря тому, что мы повесили всякие железки на верхушку мачты, нас нашли уже на четвертый день. После того, как я напился пресной воды, мне ужасно захотелось курить. Это желание дремало во мне и вдруг проснулось с неожиданной силой.
 
        Глядя на бездомного, я подумал о том, что он тоже, наверное, хочет курить после испитой водицы. Но вряд ли у него что-нибудь было.

Я не мог угостить бездомного табаком, потому что давно не курю. Дать ему денег ; тоже не мог: в кармане лежала монета достоинством в пять рублей на обратную дорогу, после того как я посещу отдел занятости. Чтобы вам не ломать голову над вопросом, что мне там понадобилось, скажу: я шел туда, чтобы зарегистрироваться в качестве безработного. По прав-де, это была формальность,  я действительно был безработным. Но многие не верят неопровержимым фактам, и приходится предъявлять более весомые доказательства. Достаточно в таком случае явить их взору соответствующим образом заполненную бумагу с печатью и подписью ответственного лица, и тогда тебе сразу же верят.

Возможно, на прежней работе никто из нас не верил начальнику именно по причинам, на которые я указал. Ему не поверили даже после то-го, когда он поставил на столе табличку, отпечатанную им собственноручно на компьютере. На табличке было написано: "ДЕНЕГ НЕТ". Просто внушающее доверие лицо не поставило на этой бумаге ни подписи, ни печати. Начальнику очень не нравилось отсутствие веры в него, не исключаю, что он считал нас безбожниками. Это мешало ему ремонтировать выключатель настольной лампы.

Мне не нужно было предъявлять бездомному справку о своем среднем заработке за последние три месяца, предшествующие увольнению, чтобы он понял, кто я такой. Моих спортивных тапочек было достаточно. И вовсе не обязательно было заглядывать в его паспорт, дабы убедиться в том, что у него нет своего жилища. Поэтому он молча посмотрел на меня, а я в ответ развел руками.

Признавая наши права, мы заключали негласный союз и  испытывали что-то вроде симпатии друга к другу; признание меня безработным в отделе занятости давало мне возможность спустя месяц после этого получать пособие (денежное вознаграждение за то, что я не работаю и не приношу ника-кой пользы государству), при этом мне позволялось не работать или, точнее, запрещалось работать где-либо под страхом суда с последующим вычетом всех выплаченных денег. Закон позволял находиться в таком положении четырнадцать месяцев, принимая во внимание мой большой трудовой стаж, но при этом выплачиваемая сумма через каждые три месяца снижалась на пятнадцать процентов, чтобы мне вдруг не понравилось быть всю жизнь безработным. О взаимной симпатии в этом случае, как видите, речь не идет.
 
Тот начальник с табличкой, наверно, отремонтировал свой выключатель. Право, не знаю, мы давно не встречались. Признаться, и встречаться не хочу. Кроме починки выключателя, он наделал много дел. Однажды мой добрый знакомый, замечательный человек, крупнейший специалист - он лучше других знал, какие ледовые условия будут на трассе Севморпути и поэтому капитаны большущих атомных ледоколов и судов поменьше, считались с его мнением, - признался: "Я боюсь, что он меня сократит".

Вот о чем вспоминаешь, когда видишь, как бездомный пьет воду из лужи на Васильевском острове.

Допускаю, что мой добрый знакомый тоже встречал бездомного, он жил рядом.
Осень своей метлой из шуршащих листьев разгоняла заблуждение о том, что зима никогда не наступит. В отделе занятости мне сообщили, что справка и на этот раз оформлена неверно. Я представил себя пьющим воду из лужи.

На получение новой справки требовалось около полутора месяцев. Мне нужно было созвониться с друзьями, оставшимися в далеком северном городке, объяснить, что нужно изменить, а им сходить в бухгалтерию моей прежней работы и там все толково оформить. Это еще не все. Городок находился так далеко, что добраться до него можно было только на самолете, а рейсы выполнялись нерегулярно и в лучшем случае раз в месяц. Справка должна была быть оригинальной - никаких там фокусов с факсом или электронной почтой.

Как известно, деньги - эквивалент энергии. Энергию всему живому дает Солнце. Можно даже представить, что деньги это солнечные лучи, видоизмененные хлорофиллом растений. Оговорюсь, что солнечных лучей больше, чем денег. И еще, пожалуй, самое большое отличие денег от солнечных лучей - никогда не бывает так, чтобы их было примерно одинаковое количество у каждого, а вот солнечный свет распределен более или ме-нее равномерно. Впрочем, ничего тут странного нет, солнечный свет - творение Божье, а деньги - сами знаете чье. Однако в наше время без них не обойтись.
 
Деньги можно заработать или отобрать у кого-то. Так получилось, что в тот момент мои знания ни кому не были нужны, а второй вариант для меня не годится.

Не стану вас разочаровывать, я кое-чему научился за свои сорок четыре года.

Я, например, знаю, что избыток солнечных лучей вреден. Посмотрите на комнатные растения. Аралия на моем подоконнике желтеет, если долго освещается солнцем. Поэтому приходится ее затенять, и она приходит в норму. К тому же растениям необходимо доброе отношение, иначе они в конце концов гибнут. С людьми также.

И еще я умею (надеюсь, что это так) не надоедать своим друзьям и знакомым. Помимо всего этого, моя голова переполнена различными знаниями. Вот некоторые из них. Я знаю донную фауну арктических морей, могу строить игрушечные кораблики, которые нравятся моим детям, умею погружаться с аквалангом, вести приятную беседу,  управлять шлюпкой в штормовую погоду, содержать аквариумы, наблюдать за ледовой обстановкой, ремонтировать квартиру, бурить двухметровый лед, жить на ничтожную зарплату, стоять на голове, спать в противогазе и много еще чего… Правда, я не умею делать деньги, с нужной скоростью...

А у некоторых людей это получатся само собой. Не следует думать, что они умней всех тех, которые не обладают таким свойством. Мало ли кто чего умеет.
Когда я служил в армии, в нашей роте был парень, который великолепно шевелил ушами. Никто, кроме него, не делал это так ловко.  Нам всем это очень нравилось. Правда, он был никудышный бегун и никогда не укладывался в нормативы. По этой причине нам приходилось бегать лишние километры. Мы, конечно, злились и пытались заставить его бегать лучше. Все это называлось "воспитанием через коллектив". Не знаю, умел ли он при этом делать деньги. Меня в тот момент это не интересовало. Государство тогда проявляло обо мне заботу и выплачивало постоянно жалованье, небольшое, но его хватало на табак, материю для подворотничков, печенье в буфете. Кроме того, меня еще и кормили, следили, чтобы я не стал жертвой дурных привычек, вовремя ложился спать, был здоров и хорошо выполнял свою работу.  Знай я заранее, что тот парень понадобиться мне для рассказа, то уж будьте уверены, непременно взял бы его адрес, чтобы узнать, чем он занимается теперь. По странной случайности его звали, как первого Президента Российской Федерации - Борис Ельцин. Но это к  делу не относится.

Я полагаю, что Господь Бог наделяет каждого человека определенным даром, который компенсирует слабые стороны. Вероятно, Он руководствуется тем, что если ты, например, можешь находить общий язык с животны-ми, то тебе вовсе не обязательно быть, скажем, блестящим оратором.
 
        Как-то гуляя в лесочке недалеко от того места, где живу, я встретил лисицу с лисенком. Лисица быстро перебежала дорогу, а ее отпрыск остановился поглазеть на меня. Это был совершенно ребенок: любопытный, доброжелательно настроенный ко всему миру и жаждущий играть. Кончик хвоста украшало белое пятнышко - точь-в-точь как у его мамаши. Я ему тихонько посвистел и он было направился ко мне. Однако лисица шикнула на него из кустов, и лисенок послушно последовал за ней. Я понял, что ей прекрасно известен всеобщий закон, открытый для людей Сент-Экзюпери. Мне было приятно, что зверек хотел со мной познакомиться. Интересно, но в тот момент я про деньги даже не вспоминал.

Выходя из отдела занятости, я очень хотел встретить бездомного, мне нужно было спросить у него совета. Я страстно желал получить ответ на вопрос: "Как жить дальше?" Но бездомного на его месте не оказалось.

Не скажу, что я был близок к растерянности, но где-то около того. Когда нужно накормить двоих детей, жену (она, кстати, тоже безработная), собаку и себя, не имея ни копейки, есть от чего растеряться. У меня имеется правило для таких случаев, оно называется: "Не распускай нюни". Чтобы оно сработало, нужно покопаться в сознании и найти что-нибудь положи-тельное или сравнить свое положение с положением уважаемых тобой людей, которые вели себя достойно в трудную минуту. Проще простого, не так ли?

Я прибег к проверенному средству. Среди разнокалиберной коллекции мыслей, мыслишек, желаний, прожектов и благородных идей проклюнулось сообщение: "За квартиру, которую мы снимаем, заплачено за семь месяцев вперед". "Уже лучше", - бодренько сказал я сам себе, - посмотрим дальше". Но ничего другого в эти сети не попалось, сколько я ни искал, а в довершение проявилось: "Это были последние деньги".

Я обратился к достойным положительным примерам из опыта своих знакомых и друзей. Дятел в голове выстукивал на ключе пульса: "Мой добрый знакомый уехал в Петербург. Боялся сокращения. Инфаркт. Договор на испытание нового иностранного лекарства. Рак печени. Схоронили десять дней назад".

Не знаю как у вас, но мне приходилось замечать, что некоторые проверенные правила в самый неподходящий момент перестают действовать. Тогда остается еще одно безотказное, как стоп-кран в поезде: "Бей в одну точку". Оно то уж обязательно выручит, а если нет, то все равно ничего не поделаешь.

И я, следуя неписаным правилам, пытался думать о мужестве близких мне людей, надеясь на силу первого правила и поддержку его вторым, и это получалось. Замечу, это очень странно, но мои друзья селились поблизости от места, где базировался бездомный. Я даже начал думать, уж не центр ли это вселенной. То, что я помнил о них, было очень кстати. Лучшего приме-ра найти было нельзя. Вы сейчас поймете почему. Моя кратковременная слабость должна была не то что сгореть от стыда, а испариться немедля. Что она, впрочем, не преминула сделать. А куда ей было деваться?

Так вот, мой старый приятель - моряк. Мы, как он говорит, разменяли вместе не одну милю; однажды даже сидели на мели и благополучно снялись с нее; опускались вместе с аквалангом в Арктике и пережили не один шторм. Честно признаюсь, приятно вспоминать о том времени. Однажды он решил, или, точнее, вынужден был, заняться бизнесом. Вначале дела шли как будто неплохо, но потом, будучи человеком порядочным и доверчивым, был обманут своими помощниками. Мало того, как-то оказалось,  задолжал им огромную сумму. В результате его семья жила на весьма скромную пенсию, а многочисленные кредиторы пытались оттягать у них единственную квартирку. Вспомнив все это, я тут же согласился с тем, что мои проблемы по сравнению с их бедами смахивают на выдуманные. Как видите, оба правила работали.

Я решил навестить своих друзей.
 
Малюсенькая кухонька - желанней шикарных гостиных. Здесь тебя напоят превосходным чаем, не станут задавать ненужных вопросов, а кот, всеобщий любимец, заберется   на плечо, и будет мурлыкать монотонную, но никогда не надоедающую песню.
 
Как все тесно переплетено в этом мире. Явно неспроста.

Кот добрый, хотя и сиамец, да еще какой-то редкой разновидности. Ему много лет, и он знает, что по чём. Сын моих друзей нашел его с пере-битым хвостом и сломанными ребрами в подъезде дома, стоящего на берегу бухты Ледовитого океана. Это было давно. Никто из нас не знает, как кот попал в маленький портовый городок в Арктике. Хотя нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Получилось так, что моя жена, незадолго до переезда на материк, по-пала в больницу. Там она познакомилась с женщиной неромантической профессии, попросту - продавцом. Та рассказала следующее.

Однажды кто-то принес ей сиамского котенка. Животное сначала по-нравилось, но вскоре надоело. Не подумайте, что он безобразничал в доме, нет, напротив, по нужде  ходил в унитаз. Но котенок был очень резв, лю-бил без конца носиться по комнатам, с матросской ловкостью взбираться, как по вантам на тюлевые занавески, и точить коготки о ковер. В довершение облюбовал проем фрамуги, как место для ежедневных наблюдений за заходящим солнцем, сопровождая медитацию мяуканьем. Женщина неромантической профессии не относилась к категории терпеливых. В конце концов она не выдержала и однажды захлопнула форточку изо всей силы, так что зверек был выброшен с четвертого этажа. С тех пор она его не видала.
 
        Несомненно, кот, который мурлыкал мне на ухо свою ласковую пес-ню, когда-то был тем самым котенком, а женщина, хотя официальный диагноз ее болезни мне неизвестен, страдала от сердечной недостаточности.

И на этот раз чай был выше всяческих похвал: "Липтон", в стограммовой пачке, листовой. Я иногда покупаю такой. Но у моих друзей он все-таки вкуснее.

Здесь, как и в случае с тем бездомным, мне не нужно было что-либо объяснять, я лишь сказал: "Справка опять не годится. Нужно искать работу". И попросил разрешения позвонить по объявлениям, которые у меня были заранее заготовлены. У моих друзей имелся телефон, и это было очень кстати.
Кое-кто удивится: "В Петербурге у всех есть телефон". А вот и не у всех. У меня не было телефона. У меня много чего не было. Не было мебели, одежды и моих любимых книг, потому что контейнер с домашними ве-щами где-то застрял. Не стану делать из этого тайны, его я получу только через восемь месяцев. Забавные истории случаются с контейнерами. Я, было, хотел рассказать две наиболее яркие из моей практики, но боюсь, что это надолго оторвет нас от действительности или, скорее, слишком уж приблизит к ней.

        Я позвонил по всем номерам и остановился на одном, как мне показалось, наиболее подходящем варианте. В моей записной книжке появилась запись: "ТОО, грузчик, сутки через двое, 90 р. в сут., без трудовой". Чуть ниже я расскажу, что означала эта запись. А пока я сидел с друзьями и пил чай.
 
        Нахождение в этом доме подействовало на меня умиротворяюще. Я бы даже позволил себе такое сравнение: мне было спокойно, как в храме.

        Часто я возвращаюсь к мысли о том, что на самом деле человеку нужно очень мало. Когда мы прощались, мой друг сказал:
        - Нам остается идти малым ходом, учитывая штормовую погоду, да держать носом на волну.

        Кот смотрел на меня голубыми глазами.

                II

         "ТОО" - товарищество с ограниченной ответственностью по отношению к эксплуатируемым, кстати, далеко не самое худшее место. "Грузчик" - человек, занимающийся перетаскиванием тяжестей, часто в наше время имеет высшее образование, в особых случаях - ученую степень; эту работу ненавидит и делает ее только ради того, чтобы не умереть с голоду и не подвергнуть сей печальной участи своих близких. "Сутки через двое" - хронометрический режим работы грузчика.  "90 р. в сут." - девяносто руб-лей в сутки,  скорость, с которой один из таких грузчиков делает деньги. "Без трудовой" - никаких записей в трудовую книжку ему не делают, по-тому что он как бы не работает, хотя получает зарплату от суммы которой, не отчисляет налоги государству.

         Приведенный выше абзац доказывает, что я умею держать свое слово. Обещал пояснить, что означает запись в моей записной книжке, - вот, получайте.
К этому можно добавить еще много всего. Например, что уже январь. Что контейнер, как вы понимаете, еще не получен. Что горячую воду в до-ме, где мы снимаем квартиру, подключили только в последних числах декабря. Что справку я, наконец, получил и бессовестно пользуюсь пособием, не сообщая о том, что имею дополнительный заработок. Что мой друг со-рвал себе спину, работая грузчиком, но не получая за это даже 90 р., потому что отрабатывает то, что якобы должен. Что у меня появились резиновые сапоги, (я взял их на время у своих друзей). Это очень важно: можно ходить пешком за пять километров на работу через поле и лес, не тратить 8 р. на транспорт и при этом смотреть на звезды. Не беда, что правый сапог протекает, как-нибудь умудрюсь купить клей. Многое можно добавить. Но стоит ли? Ведь это все не очень интересно. Лучше я расскажу о коллеге.

         Пса зовут Март. Он большой, красивый и целыми днями сидит на цепи. Пес охраняет все, что должен охранять: двор, магазин, холодильники, свою миску и подступы к высокому забору. Март всем своим поведением требует соблюдения его законов, которые считает справедливыми.

          Март не любит пьяных. Еще он не любит, когда у него собираются за-брать миску с недоеденной пищей, даже если корм заледенел на морозе. Зато он обожает прогулки. Выгуливают его грузчики, но всегда на поводке: у пса гипертрофированно чувство ответственности. Он воспринимает всех чужих как потенциальных грабителей. По-своему этот пес добр. Март с радостью встречает каждого из нас, и каждому это льстит. На ночь его спускают с цепи, и он бегает по двору вместе со своим более мелким и глуповатым собратом.
 
          Марта нельзя пускать в дежурку, попав туда, он чувствует себя хозяином. Пес может крепко покусать того, кто попытается его оттуда выдворить. Эту странность я объясняю следующим.

          Детство Марта прошло в доме. Прежний хозяин обращался с ним ласково, чрезмерно ласково. Он даже позволял ему забираться на диван. Мало того, хозяин укладывал его с собой в кровать.
 
          Когда Март подрос, на кровати вдвоем стало тесно. Поэтому Март дал понять своему хозяину, что тому лучше подыскать другое место для отдыха. Странный человек не захотел принять закона Марта, он считал себя хозяином и явно ошибался. Март покусал его. Тот на следующий день привел пса к теперешним владельцам. С тех пор Март живет в тесной, грязной будке и работает в ТОО. Наверное, много в его привычках объясняется воспитанием в нежном возрасте. Он очень хочет, чтобы с ним обращались, как в детстве, по-доброму. Как видите, пес мало в этом смысле отличается от нас.

          Я иногда приношу ему куриные косточки. Март ест трубчатые кости, хотя их собакам давать нельзя. Но он, видно, об этом не знает. Мой пудель не знает об этом тоже. Он с грустью и недоумением провожает взглядом лакомство, выносимое из дома.
          Каждый раз или почти всегда я беру с собой банку с завинчивающей-ся крышкой из-под зеленого консервированного горошка. В ней бултыхает-ся суп из сушеных грибов и перловки. Обедаю я после пяти часов пополудни, раньше нет времени. С собаками на работе обедом не делюсь, он им не по вкусу. Животным готовят блюдо из просроченных продуктов: куриных ножек, печени, сердца и крупы. Приготовление пищи для собак и кошек - одна из обязанностей грузчика. Кстати, кошки на базе тоже имеются, кошечка - прелесть, а кот - подлец, если что-то не по его, написает вам в обувь непременно.

          Звери живут дружно, кажется, что у них клуб по интересам. Иногда вечером играют в резвые игры. Например, другой пес носится за котом и, изловив его, таскает за шкирку, но берет в зубы очень осторожно и ни разу не сделал больно своему маленькому партнеру. У них своя жизнь, со свои-ми проблемами и радостями.

          Март никогда не кусал меня и не укусит. Когда наступит другой период в моей жизни, единственный, по кому я буду грустить, это Март. Я горд знакомством с ним, потому что он не сдается.

          Я знаю: рано или поздно ветер убьется, и шторм пройдет. Я доведу свою потрепанную шхуну до приветливого порта. Закончу скорый ремонт и, приняв новый груз, снова выйду в море, скрепя сердце при виде пьющего из лужи бездомного, нуждающихся друзей и озлобленного пса с доброй собачьей душой. Знаю, что "правила" еще пригодятся. Известно мне и то, что Господь поступил мудро, заповедав нам испытания, а значит, и основное в этой жизни - радость побед, в первую очередь - над собой.