Семья Диего Веласкеса

Ковалева Марина 2
Семья Диего Веласкеса

 В статье рассказывается о членах семьи великого испанского художника XVII века Диего Веласкеса и их судьбах. Затрагивается тема экономических источников благополучия художника.
Ключевые слова: испанское искусство XVII века, испанская живопись XVII века, испанский портрет XVII  века, Диего Веласкес, Хуан Баутиста Мартинес  дель Масо.

 «Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии)» • №2 (08) 2019 // http://filos.oreluniver.ru/abyss_issue/8/11

Диего Веласкес (1599 – 1660) – один из величайших испанских художников XVII века. Для людей, восхищающихся его талантом, во многом он остаётся человеком - тайной. Веласкес не оставил обширной переписки, не вёл дневников. Нам неизвестно его мнение по многим вопросам, однако мы можем узнать о художнике немного больше, изучив его окружение.

 Диего Веласкес был крещён 6 июня 1599 г. в церкви Сан Педро в Севилье.  Его родителями были Хуан Родригес де Сильва и Херонимы Веласкес, предки которых были выходцами из Португалии

В 1610 г. он поступил учеником в мастерскую художника Франсиско Эрреры, а через год перешёл в мастерскую Франсиско Пачеко. В доме Пачеко собирались известные в Севилье писатели и актёры, ученые и художники, в том числе Мигель Сервантес.
В 1617 г. художник сдал экзамен на звание мастера, а в 1618 г. женился на 15-летней дочери своего учителя Хуане Миранде Пачеко. В 1619 и 1621 гг. у супругов родились две дочери – Франсиска, достигшая взрослого возраста, и Игнасия, умершая в младенчестве.[1, С.29 – 30]

В 1622 г. Веласкес совершил свою первую поездку в Мадрид, а в 1623 г. стал королевским живописцем. Первый биограф Веласкеса, Антонио Паломино, отзывался о нем как о начитанном человеке, знающем иностранные языки и философию. В конце жизни Веласкес владел  крупной библиотекой, в которой были книги древних авторов (Сенека, Овидий), религиозные сочинения, поэзия, трактаты по математике, техническим наукам, архитектуре.
При королевском дворе, помимо должности художника, Диего Веласкес исполнял и другие придворные обязанности. Вершиной его придворной карьеры была должность «aposentador del palasio», которая включала в себя украшение королевских покоев, их уборку, устройство жилья для придворных, ответственность за отопление во дворце.[1, С.239 - 242]
Лучшим учеником Веласкеса стал Хуан Баутиста Мартинес дель Масо, ставший личным художником наследника престола Балтазара Карлоса, а затем  сменивший на посту королевского художника своего тестя. Масо писал портреты членов королевской семьи, придворных, работал в жанре пейзажа, выполнял копии картин великих художников для королевских коллекций. В некоторых картинах он настолько точно воспроизводил технику учителя, что исследователи до сих пор не уверены в авторстве некоторых работ, ранее приписывавшихся Веласкесу. Ракел Новеро Плаза полагает, что Хуан Баутиста родился в 1612 г. в деревне в горах Бургоса, возможно, в Солорсано. Его родителями были Эрнандо Мартинес, уроженец Аларкона и Люсия Буэно дель Масо из Бететы, что в провинции Куэнка. [4, Р. 179] Закончив образование в мастерской Веласкеса, в  августе 1633 г.  Мартинес дель Масо вступил в брак Франсиской де Сильва, дочерью Веласкеса. У супругов было девять детей, из которых четверо умерли при жизни своей матери, которая скончалась 19 декабря 1653 г. В живых остались Инес Мануэла, Гаспар, Балтазар, Мария Тереза и Мельчор. Интересно, что имена внуков Веласкеса воспроизводят имена волхвов, принёсших дары младенцу Иисусу.

Источники дохода семьи Веласкеса были разнообразными. Как указывает
 А.А. Фернандес, они состояли не только из жалованья художника, которое иногда задерживалось, и наград со стороны короля, которые не всегда имели удобную форму. В частности, король в 1639 г.  вознаградил художника должностью альгвасила (судебного исполнителя). Чиновники Криминальной палаты поставили под сомнение законность подобной передачи.  Веласкес попытался продать должность другому лицу, Луису де Пеналоса, материализовав её в виде денег. Возможно, продажа не вступила в силу, потому что в доверительном документе, свидетелем в котором выступил Хуан де Пареха, Пеналоса не упоминается. В конечном итоге мы не знаем, чем закончилось дело. [2, Р.289- 290]

Как исполняющие придворные обязанности, члены семьи художника имели право на предоставление казённого жилья. Известно, что зять Веласкеса предпочитал сдавать своё жильё другому квартиросъёмщику, получая от него деньги, в то время как сам снимал более дешёвое жильё. [2, Р. 290]

Всё семейство Веласкеса с 1645 г. проживало в Мадриде, в доме, находившемся в переулке Консепсьон Херонима. Его внуки были крещены в ближайшей церкви Санта Крус. После смерти отца жены художника, Франсиско Пачеко, которая случилась в 1644 г., его вдова, Мария дель Парамо, переехала в Мадрид. Она унаследовала узуфрукт своего мужа и недвижимость в виде домов в Севилье, которые сдавались в аренду ещё при жизни её супруга. На время её отсутствия управление недвижимостью перешло в руки Хуана Родригеса  де Сильва, брата Диего Веласкеса. Вдова Пачеко умерла 12 октября 1647 г. и была похоронена в монастыре Консепсьон Херонима. Сдача  севильских домов в аренду продолжилась и в дальнейшем в течение жизни Веласкеса и его супруги. Художнику случалось и самому становиться приобретателем земельных участков в Мадриде. [2, Р.291- 292]

Когда в 1648 г. Диего Веласкес отправился в Италию, присмотр за домом и совершение необходимых финансовых сделок он поручил своей жене Хуане Миранде Пачеко. Правом голоса в решении семейных вопросов в отсутствие Веласкеса  обладал и зять, Хуан Баутиста  Мартинес дель Масо. В 1649 г. он дал согласие на свадьбу одной из служанок, Андреа Усеро, с резчиком Мартином Гаджеро, и вместе с тещей обеспечил её приданым в размере 400 дукатов (частично в вещах в виде одежды, предметов мебели, кухонной утвари). Молодые поселились в комнате в доме Веласкеса. Когда срок договора на жильё окончился, пара продлила его, заплатив жене Веласкеса 120 реалов арендной платы за 15 месяцев. [2, Р.293- 294]
В 1649 г. в Севилье разразилась чума. Жильцы, снимавшие квартиры в домах, принадлежавших семье художника, и доверенные лица, присматривавшие за собственностью, умерли. Семье художника пришлось заниматься проблемами, связанными с управлением имуществом в Севилье. [2, Р.294]
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес умер 6 августа 1660 г., а его супруга – 14 августа.

Зять Веласкеса, Хуан Баутиста Мартинес дель Масо, после смерти первой супруги, нуждаясь в женщине, которая позаботилась бы о его детях, вступил во второй брак, точная дата которого неизвестна. В браке с Франсиской де ла Вега у художника родилось четверо сыновей: Хуан Антонио, Луис, Франсиско и Фернандо Фелипе (последний умер при жизни своей матери, которая скончалась 22 марта 1665 г.). Оказавшись в ситуации, аналогичной той, что сложилась после смерти первой жены, Мартинес дель Масо вступил в третий брак с Аной де ла Вега, о совместных детях с которой сведений не сохранилось. Умер художник 10 февраля 1667 г. [4, Р. 179]
Кисти Хуана Баутисты Мартинеса дель Масо принадлежит картина «Семья художника» (Вена, Художественно-исторический музей), уникальная для испанской живописи XVII в. как по своему сюжету, так и потому, что это единственное изображение потомков Веласкеса. В левом верхнем углу картины висит герб Масо, что, по мнению
 Р.Н. Плаза, может служить подтверждением происхождения художника из Солорсано, находившегося в провинции Кантабрия, сам факт рождения в которой позволял человеку считать себя идальго. Точный год создания картины неизвестен, что позволило разным исследователям относить её то к 1651 – 1652 гг., то к 1659 – 1560 гг. Р.Н. Плаза относит картину к 1665 году. [4, Р. 180]


(Илл.1)
Илл.1. Хуан Баутиста  Мартинес  дель Масо. Портрет семьи художника.
Вена, Художественно-исторический музей

 Действие, изображённое на картине, разворачивается в двух связанных между собой помещениях. Вход в них находится слева. В глубине входа видно окно с деревянным переплётом и распахнутой ставней. На первом плане мы видим большую семейную группу, позирующую в залитой светом комнате. На втором плане изображена   художественная мастерская с приподнятым полом и огромным окном. Она связана с комнатой на первом плане широкими ступенями. По мнению исследователей, это мастерская в Каса-дель-Тесоро, где в качестве художника трудился предшественник Масо и тесть Диего Веласкес. [4, Р. 180]

У двери на стене под пейзажем, который пока не атрибутирован, висит портрет  Филиппа IV работы Диего Веласкеса (1657, Лондонская национальная галерея). По мнению Р.Н. Плаза, помещение картины в семейный портрет является двойной данью, которую художник разом отдаёт и королю, и своему тестю. Под этой картиной расположен стол с черной скатертью, на котором разбросаны письма,  а также стоят цветы и римский бюст императрицы Фаустины Старшей. В глубине мастерской на мольберте виден портрет инфанты Маргариты в рост. Эта картина отождествляется с портретом испанской принцессы, одетой в серебристо-розовое платье, который хранится в музее Прадо (1660). Начатый Веласкесом, он был закончен его зятем. Диего Веласкес умер 7 августа 1660 г., а 19 апреля 1661 г.  Хуан Баутиста Мартинес дель Масо был назначен королевским художником. [4, Р. 181]

Композиция картины включает двенадцать персонажей. Левая группа из четырёх человек представляет собой детей от первой жены Франсиски, то есть внуков Диего Веласкеса. Р.Н. Плаза отмечает, что они элегантно одеты, согласно моде и придворному этикету. Крайний слева  молодой человек, расположенный к зрителю в профиль, является  Гаспаром (р. ок. 1639/1642 г.), старшим внуком, которому на момент создания портрета должно было исполниться  около 26 лет. Он был дважды женат: первый раз на Инес де Вильялобос (1659), а второй раз – на Мануэле Суарес. Как и его братья, Гаспар занимал разные должности при дворе. В октябре 1666 г. он стал консьержем королевского города Аранхуэса (Conserje del Real Sitio de Aranjuez). При назначении на должность было принято во внимание, кто был его отцом и дедом. Находясь при исполнении этой должности, он с помощниками составил инвентарь королевских коллекций картин из Аранхуэса.  Гаспар умер 21 января 1706 г., оставив большую семью. Он проживал на улице Кава Баха и был похоронен в приходе Сан Педро-эль-Реаль.

Стоящий рядом с Гаспаром молодой человек с опущенными глазами – его брат Балтазар (р. 14 декабря 1644 г., крещён в приходе Санта-Крус 9 января 1645 г.). В 1661 г. он вступил в брак с Мельчорой Сааведра. В 1653 г. Балтазар получил должность слуги в Фрутерии  –  учреждении в королевском хозяйстве, отвечавшем за поставку и хранение фруктов. В феврале 1682 г. он получил должность фрутье, а много лет спустя претендовал на должность пробователя кушаний королевского стола. В 1690-е гг. Балтазар занимал должность сомелье королевской пекарни, а затем главы воскобойни. Он умер до мая 1702 г.

Перед Гаспаром и Балтазаром стоит Мельчор, которому на картине 13 лет. Он одет в белую рубашку, белые чулки и черную верхнюю одежду. Этот внук Веласкеса пошёл по религиозной стезе и поступил семинаристом в Эскориал в 1665 г. Девушка, стоящая рядом с братьями – Мария Тереза, 17-ти лет. Одной рукой она ласкает сводного брата Хуана Антонио, а другой касается броши на груди, которая, как полагает
Р.Н. Пласа, могла быть памятью об умершей матери. Впоследствии она вышла замуж за Педро Касадо де Асеведо. Известно, что у пары был, по крайней мере,  один сын по имени Исидро, который стал послом короля Испании и первым маркизом Монтелеоном.
Двое детей, которые находятся в центре картины,  – это дети Франсиски де ла Вега – Хуан Антонио (ок. 9 лет) и Луис (ок.7 лет). В то время как старший, Хуан Антонио, одет в белую рубашку, колет, верхнюю алую одежду с разрезными рукавами и обут в высокие сапоги, подобно маленькому солдату, младший, Луис, одет как простолюдин в коричневую верхнюю одежду на пуговицах, штаны до колен, чулки и башмаки. Правой рукой малыш подаёт брату апельсин, а в левой держит палочку, которой погоняют волов.

Крайняя правая группа персонажей картины представлена женщиной с двумя малышами у ног. Крайний справа малыш, по мнению Р.Н. Пласа, – это Франсиско, ещё один сын художника от второго брака, в возрасте около пяти лет. Он одет яркую  верхнюю одежду с разрезными рукавами, штаны до колен, чулки и башмаки. В правой руке мальчик держит деревянную птичку, а в левой – маленький меч. Исследовательница считает, что необычная одежда младших детей связана с праздником Сан Исидро, во время которого проходил карнавал, и люди наряжались в карнавальные костюмы и маски. [4, Р. 184]

Одним из самых трудных для определения персонажей является женщина в правой части картины, на колени которой опирается годовалая девочка. Одни исследователи полагали, что это – Хуана Пачеко, жена Веласкеса, другие – что это Франсиска Веласкес – дочь художника, третьи идентифицировали её с Франсиской де ла Вега. Р.Н. Пласа, относя картину к 1665 г., исходя из возраста персонажей, исключает, как то, что это может быть первая супруга Мартинеса дель Масо, поскольку она умерла в 1653 г., так и то, что это – её мать, умершая в 1660 году. Исключает она и то, что это может быть вторая супруга Франсиска де ла Вега, полагая, что она, умершая в 1665 г., изображена на втором плане со своим также умершим сыном Фернандо Фелипе. Исследовательнице также трудно поверить, что едва похоронив жену, художник тут же женился на Ане де ла Вега. К тому же, сведения о том, что во втором браке у художника была дочь, а в третьем браке были дети, отсутствуют. Девочку она считает внучкой Диего Веласкеса.  [4, Р. 185]

Р.Н. Плаза полагает, что женщина – это старшая дочь художника от первого брака Инес Мануэла, 27 лет, которая 6 февраля 1661 г. вступила в повторный брак с Педро Родригесом. В первом браке с 1654 г. она состояла с Д. Онофре де Лифранги, неаполитанцем, которому Диего Веласкес помог получить должность в Неаполе, помимо двенадцати тысяч дукатов в серебре приданого жены. После смерти мужа донья Инес вернулась в Мадрид с сыном Херонимо, который вскоре умер. [4, Р. 186] Напротив, доктор Исмаэль Гутьеррес Пастор отмечает эмоциональную отстранённость сидящей женщины, как от группы детей художника от первого, так и от второго браков. Её внимание сосредоточено на годовалой девочке. На основании этого он полагает, что на портрете мы видим третью жену художника Ану де ла Вега с её дочерью. После смерти Хуана Баутисты Мартинеса дель Масо она вышла замуж за Алонсо Коррильо. Сохранился документ, согласно которому в 1668 г. она отвечала за воспитание и содержание несовершеннолетних детей своего умершего мужа. В нём говорится, что её второй супруг 4 октября получил некую сумму денег с аренды домов, которые принадлежали несовершеннолетним, а именно: «Дону Хуану, Дону Луису и Дону Франсиско дель Масо и де ла Вега, сыновьям и наследникам дона Хуана Баутисты Мартинеса дель Масо, придворного художника и помощника Фуррьеры (службы королевского дома, в ведении которой находились ключи, мебель и предметы интерьера дворца, уборка помещений – авт.) Его Величества». Исходя из этих сведений, И.Г. Пастор относит создание портрета к 1666 – 1667 годам. Отсутствие сведений о девочке он объясняет смертью ребёнка, дочери Аны  де ла Вега.
В настоящее время исследователями выявлены два подготовительных портрета к картине – это погрудные портреты Луиса дель Масо (Лондон, картинная галерея Дульвича) и годовалой девочки (Бильбао, частное собрание). [3, Р.309]

Художник на дальнем плане, по мнению исследовательницы Р.Н. Плаза,  – это сам Хуан Баутиста Мартинес дель Масо. Одетый по придворной моде, он написал себя работающим над портретом инфанты Маргариты, подобно тому, как его учитель изобразил себя в «Менинах» за работой над портретом королевской четы. Очертания его фигуры так напоминали его тестя, что многие историки искусства полагали, что на заднем плане изображён сам Веласкес.

Хотя мы совсем мало знаем о Диего Веласкесе как человеке, сведения о его родных помогают нам лучше понять обстановку, в которой протекала его жизнь.

     Литература
1. Якимович  А. Художник и творец Диего Веласкес. – М.: Советский художник, 1989. 267 с.
2. Fernandez Аngel Аterido.  La «trastienda» del genio: Vel;zquez y   su familia en la decada de 1640. // Аrchivo espanol de arte, LXXI, 283. 1998.                julio – septiembre.  Р.289 – 298.
3. Pastor  Ismael  Gutierrez. El retrato de la   ultima hija de Juan Bautista Martinez del Mazo, boceto para  el retrato de la familia del pinto del Kunsthistorisches  museum de Viena. // Archivo espanol de arte. Т. LXXVIIIl. 2005. P. 309 – 313.
4. Plaza Raquel Novero. La familia de Juan Bautista Mart;nez del Mazo, yerno de Vel;zquez. Consideraciones sobre los personajes del cuadro La familia del pintor.  – BSAA . T. LXXII-LXXIII (2006-2007).  №72 – 73. P. 177-191.

Referenses
1. Yakimovich A. Khudozhnik i tvorets Diyego Velaskes. – M.: Sovetskiy khu-dozhnik. 1989. 267 s.
2. Fernandez Аngel Аterido.  La «trastienda» del genio: Vel;zquez y   su familia en la decada de 1640. // Аrchivo espanol de arte, LXXI, 283. 1998.                julio – septiembre.  Р.289 – 298.
3. Pastor  Ismael  Gutierrez. El retrato de la   ultima hija de Juan Bautista Martinez del Mazo, boceto para  el retrato de la familia del pinto del Kunsthistorisches  museum de Viena. // Archivo espanol de arte. Т. LXXVIIIl. 2005. P. 309 – 313.
4. Plaza Raquel Novero. La familia de Juan Bautista Mart;nez del Mazo, yerno de Vel;zquez. Consideraciones sobre los personajes del cuadro La familia del pintor.  – BSAA . T. LXXII-LXXIII (2006-2007).  №72 – 73. P. 177-191