Ущерб от лесных пожаров

Владимир Токов
       Счетная палата оценила ущерб от лесных пожаров в России. По данным ведомства, за первые полгода 2019 года в стране возникло 7,6 тыс. лесных пожаров, ущерб от которых составил 2,4 млрд рублей«Счетная палата по поручению президента Российской Федерации проводит постоянный мониторинг ситуации с лесными пожарами», — говорится в сообщении ведомства. Специалисты назвали основными причинами природных пожаров нехватку финансирования, отсутствие требуемой техники, неукомплектованность подразделений наземной и авиационной охраны в субъектах. Также, по данным сотрудников Счетной палаты, арендаторы лесов проводят противопожарные мероприятия низкого качества.


       «Проблема лесных пожаров требует комплексного решения, которое позволит предотвратить бесконтрольное распространение пожаров, экономические и экологические потери», — резюмировали в контрольном органе. Ежегодно в стране вспыхивают тысячи пожаров: они начинаются весной и могут длиться вплоть до октября. Пик возгораний приходится на лето. Как говорится в материалах Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) и Министерства чрезвычайных ситуаций, за 26 лет в РФ зарегистрировано более 630 тысяч лесных пожаров.
Ущерб от горящих лесов за последние пять лет оценивается в сто с лишним миллиардов рублей. В 2014 году ущерб составил 23,8 миллиарда рублей,произошло 16,5 тысяч очагов пожаров, сгорело леса на площади 3,5 миллиона гектаров. В 2015 году ущерб составил 56,4 миллиарда рублей. Произошло 11,4тысяч очагов, сгорело леса на площади 2,5 млн.гектаров. В 2016году ущерб составил  23,7 миллиарда рублей. Произошло 16 тысяч очагов, сгорело леса на 2,4 млн.гектаров. В 2017 году ущерб составил  25,2 миллиарда рублей. Произошло 9,2 тысячи очагов, сгорело леса на площади 1,4 млн. гектаров. В 2018-м  ущерб составил 16,9 миллиарда рублей. Произошло  9,9 тысяч очагов, сгорело леса на площади 3,5 млн. гектаров.

        Это данные Рослесхоза, они не включают много других позиций, влияющих на ущерб. Помимо расходов непосредственно на тушение, ущерб от лесных пожаров включает в себя потерю древесины, работы по расчистке и восстановлению сгоревшей местности, убытки от гибели животных, птиц, грибов,ягод, орехов, меда и много еще что дает человечеству лес. Посчитать полный ущерб от лесных пожаров в России сложно, да никто их и не считает. Горит тайга и пусть горит. Это ужасно!!!
Почему тушатся не все пожары?
В 2015 году Минприроды ввело норму, согласно которой региональные власти могут определять так называемые зоны контроля, в которых тушение пожаров считается экономически нецелесообразным. Проще говоря, борются только с теми очагами, которые представляют угрозу для населения, инфраструктуры и пр., когда расходы на ликвидацию сопоставимы с потенциальными убытками.

      Как заявил советник руководителя Рослезхоза Александр Агафонов, использование самолетов для тушения очагов возгорания в тайге стоит очень дорого. «Ил-76 МЧС берет 20 тонн воды и сбрасывает на участок в 1 километр. Сколько же нужно воды и топлива, чтобы потушить пожар в тайге? Смотрите сами, говорит он: ближайшая точка базирования в 500 километрах от пожара в тайге. Он летит туда-обратно, сбрасывает небольшой объем воды. Мы разоримся использовать авиацию для таких целей», — приводит слова Агафонова «Интерфакс».
 
      При этом в Greenpeace утверждают, что методика подсчета ущерба «по древесине» в корне не верна, поскольку не учитывает погибших и пострадавших от огня животных, среди которых есть представители весьма ценных видов, например, соболя.
На пройденных огнем территориях только в Сибири, по подсчетам экологов, жили более 5500 соболей и 300 медведей, а также около 2700 диких северных оленей и 1500 лосей.
Каким-то животным удалось спастись – в основном это крупные хищники, которые имеют возможность убежать от огня, но на ближайшие десятилетия они будут лишены привычной среды обитания и кормовой базы и будут вынуждены мигрировать ближе к человеческому жилью. При этом активисты-экологи утверждают, что ущерб только среде обитания соболей и только в Красноярском крае равен более чем 22 млрд рублей — это связано с тем, что при верховом пожаре – а таковых в Сибири было большинство – лес не восстановится как минимум 30 лет.
Кроме того, есть еще и ущерб климатический – подсчитать его в денежном эквиваленте непросто. По оценке Greenpeace, объем углекислого газа, попавшего в атмосферу вследствие лесных пожаров, эквивалентен выхлопам 36 миллионов автомобилей за год.

        По данным ученых из Института глобального климата и экологии имени академика Израэля, которые приводит РИА Новости, выбросы углекислого газа от лесных пожаров на территории Иркутской области, Якутии и Красноярского края составили 82 млн т, а по всей России с начала года — 284 млн т, что в 1,6 раза выше средних показателей.
При этом считалось, что российские леса помогают планете ежегодно поглощать до 800 млн т углекислого газа. Совершенно очевидно, что с учетом выгоревших территорий эта цифра существенно уменьшится.
Эксперты ООН заявили, что лесные пожары, особенно на северных территориях, угрожают природе Арктики – глобальное потепление там происходит быстрее, чем в других регионах планеты, потому что частицы дыма оседают на снег и лед и ускоряют их таяние.

      Кроме того, пожары усиливают риск таяния вечной мерзлоты, что чревато высвобождением метана, являющегося парниковым газом. По мнению специалистов Организации объединенных наций, таежные леса на Земле горят сейчас с частотой, которой не было на протяжении 10 тысяч лет. Ущерб от лесных пожаров огромен, его трудно обсчитать. Ну, например, как определить на сколько сократится продолжительность жизни населения городов и деревень, которые все лето дышали смогом от пожаров. Лес надо беречь! Нельзя допускать к власти людей, таких как губернатор Красноярского края, который считает, что тушить тайгу экономически не выгодно и не надо.