Кладовая под опавшими листьями

Лариса Иванова 1
Из- за дождливого лета лес был похож на новогоднюю ярмарку.  Грибы вышли рано, но мало. Сырая погода была благоприятна для сыроежек. Они были в обилии. Сыроежки, как новогодняя гирлянда, всех цветов и размеров усыпали весь лес. Их было так много, что ногу некуда поставить. Матовые шляпки,  от светло- желтых до темно- коричневых, мелькали всюду. В первые дни ведро можно было набрать за десять минут и на одном месте. Единичные сыроежки, образуя цепочки, переходили в колонии. Практически все грибы были целыми.  Размер сыроежек был разнообразен. От только что пробившейся через белый ягель шляпки размером в монету до размера ладони. Крупные сыроежки я собирала для обжаривания в кляре. Хрустящие и мясистые, на вид как оладьи, лакомство еще то! Маленькие шляпки сыроежек красиво выглядят в банках- заготовках.  За один день можно было  запастись на всю зиму. Но я ходила в лес каждый день и «завалила» сыроежками всех друзей. Чуть позже заметила, что стали попадаться червивые грибы. И с каждым днем соотношение между целыми и червивыми сыроежками менялось в геометрической прогрессии. Настал день, когда из колонии сыроежек целым оказывался каждый десятый, двадцатый… Режешь их, режешь- после горы перевернутых шляпок, а на дне ведра пара штук. Даже маленькие сыроежки, от роду двудневки, уже были заведомо испорчены. Других грибов все так же было мало. Позавчера я прогуливалась в поисках грибов в одном месте, вчера в другом, и везде в обилии лишь вялые, уже гниющие от старости и сырости сыроежки. Но для меня это хорошее время: чем меньше грибов, тем дольше я в лесу.                Сегодня без особой нужды, ради любопытства, я отправилась в ближайший лес. Знала, что за выходные в  лесу «вычищен» каждый закуток. Сегодня понедельник, в обед обещали дождь. У меня достаточно времени, чтобы погулять не спеша и вернуться до дождя. Я сделала маленький круг по лесу: пусто. Понятно, сыроежки отходят, а новый вид грибов, еще не известно, будет ли. Да и выходные прошли: все, что выросло, проклюнулось из- под земли, собрали. Возвращалась домой со скудным результатом:  всего пять красноголовиков.                До сих пор не могу вспомнить,  что именно привлекло мое внимание. Я проходила через густой маленький участок ельника.  Солнце туда не заглядывает все лето, трава не прорастает сквозь опавшую прошлогоднюю листву. Вроде бы невзрачное место. Строгие тона: темно- зеленые ели и белые тонкие березы, которые в темноте кажутся серыми. Серые засохшие ветки и серо- коричневая опавшая в прошлую осень листва под ногами. В этом минимализме что- то привлекло мое внимание. Так бывает, вроде бы перед глазами мелькнул гриб, а найти не можешь. Тогда я «отматываю» движения назад, ищу тот ракурс, где гриб попал в зону моего внимания. И нахожу. Сейчас же я топталась и влево, и вправо, и назад- ничего. Трудно найти то, не зная что. Я бы могла пойти дальше: пусть и без грибов. Любопытство взяло верх: что мелькнуло и заставило меня остановиться? Я присела на замшелый бугор земли, чтобы приглядеться. Рассматривая сантиметр за сантиметром все, что лежало передо мной, я ничего не обнаружила, потому  что искала что- то привычное: шляпки красноголовиков, подберезовиков, подосиновиков. Клад оказался под носом. И натолкнулась я на него, когда смирилась, что мне просто показалось, хотя и свербило внутри, что я действительно что- то видела. Рука гладила замшелый бугор, на котором я сидела. Это была земля, покрытая прохладным мхом, приятным, как бархат,  на ощупь. Вот там, подо мхом,  я и обнаружила первый черный груздь. Он был размером с десятирублевую монету. Я не сразу и  поняла, что это груздь. Ради интереса стала прощупывать земляное возвышение дальше. Оно было усеяно такой мелочью. Трудно было понять, где мох, а где черные грузди. Грибы удачно имитировали старые листья, они были темно- коричнево- зеленого цвета. Все целехонькие, маленькие, можно сказать, «сегодняшние». Обшарив всю горку, собрав не маленькую кучку груздей, я таким же способом, руками, искала их уже под опавшими листьями. Там меня ждал сюрприз: такие же маленькие волнушки. В противовес неброскому землистому цвету груздей, волнушки были нежно- розового цвета. На фоне опавших листьев они выглядели ярко, свежо. Каких бы маленьких размеров не были волнушки, я бы их заметила, если бы они не прятались под листвой. Волнушки, как и грузди,  только- только начали выходить. Под опавшими листьями  они чувствовали себя как в парнике. Я мягко разгребала листву и видела горсти рассыпанных бусинок- волнушек.  Казалось, кто- то вышивал на земле розовым бисером. Затем под листвой стали попадаться такие же мелкие маслята. В радиусе пяти метров я набрала ведро этой мелочи. В лесу на большой площади их трудно заметить. А тут как на подносе и все как на подбор, непривычно мелкие. Наверное, я попала в кладовую лилипутов. Потому что дальше, сколько бы я ни ворошила листву, ничего не было.