Утки на плинтусе. гл. 4 Пауки

Лена Широкова
     На служебную стоянку солидного здания из серого камня, что на севере мегаполиса, одновременно подъехало шесть иномарок. Шесть грузных макинтошей в возрасте, в дорогих костюмах от Кардена, отнюдь не придающих шарма своим владельцам, обменялись рукопожатиями. Предъявив корочки и лениво кивнув охране, прошли по ковровой дорожке длинного холла на второй этаж.
Двери приемной с названием «Жилищно-коммунальные сети» тихо поползли в сторону. Открылся вид на просторную светлую комнату с пушистым ковром, цветущими растениями, декорирующими огромное зеркало в оправе красного дерева, стильные шкафы с документами.
   Сидевшая за компьютером у большого окна секретарша подняла трубку внутренней связи и что-то тихо проговорила. Затем, не отрываясь от компьютера, сказала: — Пройдите, вас ждут.

         На двери кабинета — табличка с именем: А. Ф. Файворг. Однако никто не называл начальника кабинета полным именем — Александр Фаддеич. Среди лиц, сюда входящих, больше были распространены вопросительно-утвердительные кивки. Хозяина кабинета все знали как большого чиновника в ранге министра, а за спиной звали по-разному: старые кадры окрестили его Идеологом, молодые — Пауком.
        Он знал об этом. Прозвище Идеолог приклеилось к нему давно, во времена, которые не хотелось вспоминать. Но само прозвище ему импонировало. Считал, что оно отражает поток фонтанирующих идей, которые он незамедлительно воплощал в жизнь.
Кличка «Паук» ассоциировалась с его умением плести интриги, при помощи понятийного лексического аппарата выстраивать линию обороны с непредсказуемым исходом событий для окружающих и жестким характером взаимоотношений с коллегами.
Клички, по его внутреннему убеждению, даже способствовали его продвижению по служебной лестнице. Не будучи профессиональным строителем, Файворг тем не менее считал себя новатором строительно-технической терминологии, нагло задвигая в тень ведущих специалистов из научных институтов и составителей строительной энциклопедии. Инициативы в этой области объяснял веянием времени и вхождением страны в рыночную экономику.

          Файфорг относил себя к опытным управленцам. Ему принадлежала идея рыночного алгоритма оперативного управления инженерными сетями многоэтажек, суть которого исключала аналитическую проработку технической документации и причинно-следственной функциональной связи между частями объекта, что не требовало привлечения всесторонне образованных специалистов. Нормативно-правовые акты не признавал и упоминал о них только в больших аудиториях. Активно участвовал в законодательном собрании города, продвигая свои предложения и поправки в законы, регулирующие вопросы содержания, эксплуатации и ремонта инженерных сетей в многоэтажном секторе мегаполиса.

           Опытных аналитиков в этой сфере деятельности среди законодателей заменяли лоббисты, и поставить преграду надуманным, технически и социально противоречивым новеллам было некому.
Должно было пройти немало лет, должны были появиться здравомыслящие люди, чтобы разобраться и установить истинный смысл законодательных инициатив в жилищной политике мегаполиса, на которую влиял этот человек.
Файворг имел удлиненное лицо в сетке мелких морщин и светло-серые глаза, находившиеся в постоянном прищуре. Они выражали неопределенную гамму чувств, и никто из окружающих не мог точно сказать, какое у него в данный момент настроение.

           Другая примечательность Идеолога — большие желтые зубы. Он редко улыбался, а уж тем более — смеялся, но если это происходило, его верхняя челюсть вылетала вперед вместе со звуками, напоминающими гогот породистого жеребца.
        Сослуживцы его боялись. Когда он был зол, мышцы его лица складывалась в мстительную улыбку. Этот признак напрягал нервные клетки рядовых клерков и наводил на них ужас, ибо последствия его гнева не заставляли себя долго ждать: неугодного работника подводили под ротацию и обрывали карьеру.
Обладатель колоритного лица и креативных поступков никогда не анализировал свое поведение. Идеолог рыночных отношений, занимающий высокий государственный пост, хорошо понимал, что мало кто во власти личных переживаний станет искать глубинную подоплеку его поступков. Скорее всего, причину срыва в поведении шефа коллеги спишут на его характер и низкую культуру. А это так далеко от истинных причин конфликта интересов, заполняющих его повседневные дела и мысли.

            Кабинет Идеолога был внушительных размеров, обставлен скромно и затенен шторами. Длинный полированный стол с рядами кожаных кресел как естественное продолжение рабочего места хозяина. Над ним, как признак обожания и дань моде, нависал портрет главы государства. Высокое окно со встроенным очистителем воздуха, стеклянный шкаф с документами, большой экран телевизора на стене, карта мегаполиса и аккуратная школьная доска-книжка, на которой шеф любил обозначить тему текущего совещания, а по его окончании стереть — все это составляло убранство большой комнаты.
       Хозяин кабинета — в белоснежной рубашке с расстегнутым воротом. Свежим видом и собранностью он выгодно отличался от появившихся функционеров.
Приветствуя коллег, он предложил сесть с левой стороны стола, что давало хороший обзор учебной доски и обозначенной на ней темы: «Порядок и сроки рассмотрения жалоб по переустройству помещений».

         Наклонившись вперед и хищно сощурившись, Идеолог спросил:
— Надеюсь, вы ознакомились с новым постановлением о рассмотрении жалоб и обращений граждан?
Присутствующие дружно кивнули.
— Тогда приступим к обсуждению деталей в непосредственной связи с предыдущими установками и договоренностями по переустройству помещений.
Чиновники пододвинули к себе текст новоиспеченного закона, открыли блокноты и всем своим видом показали внимание.
— Итак, по пункту пять — « Объективное рассмотрение жалоб по существу». — Файворг выделил интонацией последнее слово.
— Вот здесь, — он поднял вверх листок бумаги, исписанный от руки, — некто Петров сообщает, что его соседом в ходе несанкционированного ремонта были повреждены коммунальные сети. Произошел залив его кухни и туалета. Испорчены стены и полы в квартире. Из всех помещений исходит неприятный запах. Пострадавший требует от управляющей компании провести ремонт его квартиры и возместить моральный вред, поскольку дважды за несколько дней до аварии обращался в секторальную дирекцию инженерных сетей с требованием остановить работы и взять под контроль их проведение. За три прошедших месяца ничего не сделано для закрытия жалобы.

              Шеф тяжелым взглядом буравил лица чиновников. — Нужно ли объяснять вам, что вина работников дирекции очевидна?! Санитарно-техническое оборудование в данном случае имеет открытый доступ. Надвигающуюся катастрофу нельзя было не заметить. Это факт бездействия со стороны управляющей компании, и за него придется отвечать. Хворов! — грубо обратился шеф к рыхлому мужчине с мокрыми губами. — Это ваш район и ваша недоработка с кадрами. Или вам не нравится ваша работа?
— Понял. Все исправим. Все будет в лучшем виде, — растерянно лепетал Геворг Ионович, глава управы сектора «G», вытирая платком испарину на лбу.
Чеканя слова, руководитель заключил: — Через неделю доложить, как идет устранение повреждений и ремонт в квартире Петрова.
    Затем повернулся к доске: — Пункт пятый. «Повреждение общего имущества». Общие объекты коммунального назначения делите по двум признакам: открытая и скрытая инженерная сеть.

              На доске появилась запись «открытая» и сокращенное название сетей: ГВД — горячее водоснабжение, ХВД — холодное водоснабжение; канализация, сантехника.
Файворг повернулся к присутствующим и строго сказал:
— При повреждениях в открытой сети меры принимаются немедленно!
    Сделав паузу, он перешел к следующей строке и напротив слов «закрытая сеть» крупно написал: «электрика».
— По скрытой внутридомовой электрической сети действуете по ранее оговоренному плану. Дополнительные инструкции в стадии разработки. Их получите на следующей встрече. Идем дальше… Акты повреждений.

            Инструктор обвел взглядом напряженные лица.
— В случае аварии в инженерной сети и порчи капитальных конструкций составляются два акта в произвольной форме. В акте по квартире виновника событий детально указывать все нарушения и материальный ущерб согласно инструкции 1/01. Его подпись не обязательна. Просто укажите: «От подписи отказался». В зависимости от обстоятельств и договоренности этот акт может оказаться ненужным.

          Последовала гнетущая пауза, в течение которой каждому предлагалось самому додумывать — почему акт будет не нужен.
— В акте для потерпевших исключить слова: авария, порча, несанкционированный, капитальный, самострой, а также любую детализацию работ и элементов поврежденных конструкций. Думаю, вы понимаете, почему упоминание о них излишне? Не следует забивать людям голову сложной и для большинства непонятной терминологией. Достаточно указать: самовольный ремонт пола. Коротко и ясно. Обстоятельства ремонта пропускаете. Ситуация подается кратко, общими словами. Указываются только видимые последствия. Для закрытых систем из акта исключается все, что влияет на оценку ущерба. Конкретные даты и суммы — не указываются. Акт по квартире потерпевшего подписывает он сам, общественность и виновник порчи общего имущества. При таком кворуме событие перетекает в гражданские отношения и печать дирекции не требуется.

          Третье. Работа с потерпевшими. Главное в этом вопросе - доброжелательность. Убеждайте людей, что меры принимаются. Предлагайте самый простой и быстрый способ решения проблемы. Подбирайте убедительные аргументы. Ссылайтесь на технические препятствия. Без имен и фамилий. Копию акта по несанкционированному ремонту квартиры виновника порчи дома потерпевшим не выдаете. Если очень хотят получить, пусть требуют через суд.

          Четвертое. Время. Держите ситуацию под контролем не менее года.
Файворг подошел к столу и опустился в кресло.
— Теперь об ответственности, которую вам придется определять и нести в каждом конкретном случае самостоятельно. При повреждении комплексных конструкций делайте акцент только на видимые признаки последствий. Это позволит активно пользоваться частью 13 закона 999. Подавайте каждое нарушение нормативных требований как отдельный конфликт между жильцами. В дальнейшем подключайте суд на предмет гражданского спора. Жалоб в мой адрес по скрытым инженерным системам раньше, чем через год от начала событий, быть не должно. Не сумели протянуть время, принимайте как собственный просчет. Все понятно?

             Последние два слова Файворг произнес с нажимом, после чего сделал паузу, в течение которой проникающим взглядом прощупывал настроение каждого.
Еще как непонятно. Об этом говорили напряженные лица слушателей. Мало кто из них мог сразу сообразить, что за схему придумал Идеолог и как они будут ее выполнять, но спросить, уточнить или возразить так никто и не решился. От этого страшного человека зависело их положение и материальное благополучие. Хитрость и изворотливость подсказывали присутствующим, что ясность придет в более спокойной обстановке. Возможно, ее внесут юристы, которых тоже вызвали на проработку нового закона. Поэтому все дружно кивали Идеологу в знак согласия.
     — И наконец, последнее. После закрытия жалоб включайте обе квартиры в титульный список по текущему капитальному ремонту и официально направляйте по инстанциям. К следующей встрече прошу руководителя сектора «R» подготовить технические основания на продление сроков ликвидации аварий в скрытой системе жизнеобеспечения на перекрытии. Уясните в первую очередь для себя, что три дня, установленные законом на ликвидацию аварий, — срок невыполнимый. Конструкция сложная, многофункциональная, работа объемная. Пусть ваши специалисты думают, как развить и усилить аргументацию в этом направлении. На сегодня все.
Файворг пожал руки единомышленникам, и те молча покинули его кабинет.

Продолжение следует.https://e-shirokova.ru/