Несовременный Чехов...

Михаил Никитин 7
 
...в театре Современник в пьесе «Три сестры».

Начну с того, что поход в театр – всегда событие неординарное. Что бы потом не говорили, и что бы я не написал далее, главного не потерять, – впечатление и переживания останутся!

Второе, – это стиль и дух театра. Современник – это Галина Борисовна Волчек, это труппа театра. Выразительный характер и труд уникального коллектива. Культурная и этическая среда – ценность неоспоримая. И, соответственно, продукт. Хотите, ешьте с маслом, а нет, – так в сухомятку давитесь. Что есть, то – есть...

Отрывается занавес, и перед Зрителем огромная дугообразная лестница или мост, в виде массивной арки на наклонной сцене. Арка–мост из массива дерева. Фактура дерева. Не хрусталь, не сталь, а дерево. Перила с балясинами. В середине сцены вращающийся круг. На вершине арки – три женские фигуры. Слышен шум ветра, видны белые клубы пара, обволакивающие неподвижно стоящих женщин. Этой сценой начинается и, собственно, заканчивается спектакль.

Почему я так подробно и с экивоками? А потому, что по Чехову, на сцене не должно быть ничего случайного! Если в начале спектакля вы видите на сцене ружьё, то оно обязательно выстрелит! – как–то, уже само собой разумеющееся.
Смысл символизма тут уместен. Куда «гнёт» эта арка? – это сразу пришло в голову после спектакля. На что настраивает Зрителя этот символ?

Почему стоят на вершине моста–арки три женщины? Ну, – три сестры, – ясно-понятно. Что означает этот завывающий ветер, клубы тумана или измороси? Вероятно, неумолимое течение времени, непреходящие ценности, повторяющиеся человеческие судьбы вне времени, вне исторической эпохи... Тож, и крутящаяся сцена, – как не крути, всё повторится сначала... Удалось?

Смотрим...
Женские фигуры сходят с моста, начинается вращение, они мечутся по сцене, всё стихает. Слышен тихий свист(не из зала, это Маша насвистывает, читая книгу), начинаются реплики... Всё по тексту пьесы... Декораций на сцене нет. Стол, макет рояля, две белые ширмочки, стулья. Есть ли в этом посыл в Чеховскую эпоху? Посыл в начало прошлого века, даёт ли увиденное ощущение того времени, нравов, тех настроений, и извечный чеховский вопрос, – будут ли помнить нас потомки? Может, режиссёрский замысел был как раз в том, чтоб нивелировать именно этот момент, что неважно, какие «табуретки», главное переживания героя – то человеческое, что «нам не чуждо»?
Так то, оно так, да – не совсем! Этого впечатления Зритель не унёс со спектакля! – большое разочарование.
Нельзя, не показав трансформации взглядов, характеров, вызвать сопереживания Зрителя! При всём том, что в пьесе задействован прекрасный актёрский состав: Алёна Бабенко в роли Маши;  Ольга Дроздова в роли Ольги; Виктория Романенко в роли Ирины. Сергея Юшкевича и Кирилла Сафонова тоже особо представлять не надо. Всё сыграно предельно точно, мастеровито, но...

Но, вспоминая представление, осталось впечатление суеты. Усилия актёров остались напрасными. Нет сопереживания героям или ревности к происходящему, не передан характер персонажей, таких разных генеральских дочек, пытающихся найти свой путь на пороге большого «пожара», который ощущался в ту эпоху...
Возможно ли показать «Три сестры» без Чехова? Ведь  у Чехова немножко по-другому: мы встречаем героев, потом, под воздействием событий происходит переплетение их судеб, всё это усиливается акцентом правоты каждого персонажа и далее, в финале, мы должны увидеть их трансформацию; изменения их взглядов и проследить их дальнейшую судьбу. Так и не понятно из увиденного, почему всё-таки героини стремятся в Москву? Почему они об этом мечтают? Что им мешает?

Чуть отвлечемся от сути постановки, и спросим себя: а нужен ли нам Чехов? Что нам эти герои, эти скучные, далекие и непонятные генеральские дочки, офицеры и их переживания?
Зал полон. Значит, нужен... В зале молодые люди, в основном... Уже после спектакля, услышал, что теперь у школе не изучают творчество Чехова. Тогда возникает вопрос: а что поняли молодые люди из постановки, если они не читали самой пьесы? Вот актёры признаются в любви, ходят по сцене туда–сюда, – это понятно. Вот гаснет и зажигается свет, – понимаем, что прошло время, появляется детская коляска, – а актёры так же ходят по сцене и так же признаются друг другу в любви... Ну, и что? Вот, убивают барона – не слишком кто и огорчен... Вот, говорят о пожаре – как мёртвому припарка... «Не стреляет!» – хочется сказать.
Ну, а вообще, – актуален ли Чехов со своими «сёстрами»?

Там, в ходе спектакля, Андрей (его играет Илья Лыков) обращается к Ферапонту, сторожу земской управы:
– А бывал ли ты, любезный, в Москве?
– Нет, никогда! – отвечает испуганно Ферапонт и крестится.
В зале смех. Знает зритель цену Москве! Поэтому воспринимает эту реплику однозначно. Попадание точное!
Такое же оживление вызывает и философствование барона Тузенбаха о том, что он никогда не работал, не трудился!
– Я никогда в своей жизни не работал! – в зале смех...
Попадание!
Что, скажете, что нет в современном обществе, среди нас, людей не знающих труда? Нет молодых людей, которые от рождения не работали? Нет молодых людей, которые сами не могут снять пусть уж не сапоги, а кроссовки? Нет барства, служанок и слуг?
А тема пожара? Что так незаметненько прошла в постановке?
Может, в соответствие со временем, и панической боязни нашей властной верхушки разных майданов и митингов оппозиции, режиссер побоялся «выпячивать» тему надвигающегося пожара той эпохи? Когда ломались судьбы многих поколений, и в обществе присутствовало ощущение этого скорого «пожара»? Чтоб «не нагнетать»?
Но тема–то есть! И тут Чехов тоже актуален! Почему нет?
Мало ли пошлости в нашей жизни? Этих новоявленных «баронов», золотопогонников–силовиков, бессмысленно марширующих туда–сюда, – не приученных к созидательному труду, проживающих жизнь в безделии и беспросветности обывательской обстановки? Нет–нет, всё это есть и стало быть аналогии уместны, а пьеса может нести эмоциональный заряд чеховской мысли современному зрителю!
Тот мост, что предстал нам в начале постановки, и завершал спектакль, может быть прокинут в наше время, я думаю так...

Спектакль «Три сестры», постановки Современника, всё-таки адресован подготовленному зрителю, который знает саму пьесу и пришел просто оценить игру любимых актёров таких как Кирилл Сафонов или Алёна Бабенко, Сергей Юшкевич и других, не менее замечательных актёров! Вот именно это, спектаклю полной мере удалось!