Сумерки

Ольга Кудряшова-Кашникова
Потрясающий бонус – небывалое второе бабье лето в октябре! Температура около + 20, днём солнечно; в воздухе – прохладная свежесть осени  и аромат листвы, отправляющейся в прощальный полёт, сладкий запах созревших плодов, хотя бы это были просто пурпурные яблоневые дички, сто штук в стакане, или богатые, роскошные рябиновые гроздья.
 
У меня сегодня возникло ощущение, такое же примерно как 4 года назад в Техасе, в канун Рождества, или в Индии в прошлом году в феврале. Когда посреди зимы из зауральских снегов через несколько часов полета попадала вдруг в неожиданную, необыкновенную ночь, сухую и теплую, с жёлтым листопадом.

 Ласковые сумерки  обволакивают, как в сказке про 12 месяцев. Листья летят, шурша  под ногами, а в лицо веет исходом лета – грустной терпкостью, как сеном, ароматом палых листьев и отцветающих бутонов. Теплая свежесть -  совершенно необычное ощущение для наших широт. У нас или летняя жара, или морозная зима. А в межсезонье слякоть и  холодная сырость, особенно в начале октября.

И эти волшебные сумерки, резко переходящие в темную ночь, оказались поистине сказочными, предчувствие не обмануло меня.

Большая школьная территория, запираемая только на ночь - одно из моих излюбленных мест для вечерних прогулок, где по выходным и вечерам немноголюдно, а напоминает скорее ухоженный парк.  Густой и аккуратно подстриженный кустарник образует на аллеях стены сплошного зеленого коридора; большие травяные поляны, по которым можно ходить, бегать, кувыркаться, что и делают ребятишки; беговая дорожка вокруг стадиона, спортивные снаряды самой простой и привычной формы - на них можно размяться после прогулки, не привлекая внимания любопытных, как если бы это происходило в собственном дворе. Просторная местность внутри жилого квартала, занимаемая школой, обнесена ажурной кованой оградой, изнутри по периметру, обсажена высокими тополями и стройными липами, пушистыми яблонями и грушами, изящными рябинами. В эту пору деревья превратились в сказочные украшения, раскрасив свою листву непередаваемыми оттенками  красного и лимонного золота, и даже розоватыми, как перья фламинго.
 
Школьное здание расположено в центре парка, наискосок: трехэтажное, вытянутое прямоугольником,  с одним центральным входом по фасаду и несколькими пожарно- хозяйственными с противоположной стороны.

Сумерки густеют, пока я  выполняю свой привычный обход. Быстро иду вдоль ограды по внутреннему периметру, там где это возможно. Шагаю и по беговой дорожке, и по асфальтовым аллейкам, и просто по траве, работая палочками. Там, где кустарник растёт плотной непроходимой стеной, образуя живую изгородь, приходится отступать от прямого маршрута и петлять подобно зайцу.

Так на своём круге прохожу близко от запасных школьных выходов. Они   оформлены бетонными ступеньками и боковыми ограждениями. Летом детишки играют на них, секретничают, просто рассевшись рядышком, как птички на ветках – местечко укромное, задний двор, хотя никаких хозяйственных построек и мусорных баков нет, ухожено и чисто, аллеи и кустарники, но никто не наблюдает. Я стараюсь проходить мимо, не привлекая их внимания, чтоб не мешать.  Чаще всего, конечно, их игры активны – прятки, самокаты, велосипеды, мячи, но нередко и собираются что-то пообсуждать.

Летние вечера длинные, да и свободны у школьников; осень – другое дело. Темнеет всё раньше, школьные уроки, домашки, секции – у ребят на прогулки времени остаётся всё меньше. Тем удивительнее было заметить сегодня издали в густых сумерках одинокую неясную фигурку, сидящую на ступеньках запасного выхода, со светящимся смартфоном в руках. Сейчас этот гаджет стал принадлежностью человека такой же, как сама рука, причём без различия в возрастах. Удивило меня, когда проходила мимо довольно близко – этот ребёнок был один и, судя по всему, занимался уроками, держа на коленях журнал или рабочую тетрадь, в руке – карандаш или ручку, а смартфон использовал как освещение.   Я немножко подивилась, прикидывая в уме возможные обстоятельства – дома нет условий, шум или другое, хочет побыть один, а потом чтоб не приставали с домашкой, ну и вообще – мало ли, сколько у человека может быть причин для уединения… Так  размышляя, я прошла ещё  три круга мимо неясной фигурки, сосредоточенно занятой своим делом.

 Пока ходила эти круги, в голове прикидывала – может, помощь нужна ребёнку? Хотя меня и не касается, всё же почему он сидит одиноко в сгущающейся темноте, однако же эта шумиха в последнее время касательно незнакомых детей… Решила – буду проходить, спрошу ненавязчиво, всё ли в порядке.

- Привет!
Мальчик лет десяти,  видимо, был увлечён своим, не сразу ответил. Пришлось повторить:
- Привет!
Он поднял голову, доверчиво взглянул  на меня. В сумерках черты лица нечётки, но внешность приятная, выражение лица доброжелательное.
- Домашку делаешь? – Я подошла на шаг ближе.
- Здравствуйте! – чуть удивлённо, но не растерянно ответил он и тут же быстро, по-детски, перешёл на искренность:
- Нет, отчёт пишу. Хотите посмотреть?
Тут уж пришла очередь удивляться мне:
- Ой, спасибо большое! С удовольствием! Отчёт? Реферат? По какому предмету? – я с интересом заглянула в его толстую тетрадь.
 Рисунки от руки фломастером и карандашами; тексты-подписи ученической ручкой, расположенные на листе вольно вперемешку с иллюстрациями.
Мальчик несколько замялся, но не смутился, а пояснил:
- Нет, не уроки. Отчёты наши. Мы пишем сюда каждый своё, кто о чём думает,  рисуем комиксы, а потом в ВК размещаем. Нас пятеро. Мы придумываем сейчас несколько сезонов про….

Не совсем вникнув в конкретную специфику идеи комиксов, о которых сбивчиво поведал ребёнок, тем не менее потрясение я испытала сказочное.
Восторг и удивление захлестнули меня, такое редкое ощущение возникает, когда  в книге или в путешествии встретишь нечто неожиданно прекрасное.

- В ВК? У тебя есть страничка? А как тебя зовут? – я прекрасно осознавала, что интересуюсь на грани дозволенного, но явление чего-то из ряда вон выходящего захватило меня,  хотя контроль над собой не потеряла.
- Ага. Вот, сейчас покажу. Егор …. – фамилию сказал быстро, я не разобрала. Открыл на смартфоне ВК, быстро пролистал – на страничке были картинки, нарисованные детской рукой, подписи, аналогично тому, что в его рукописной тетради.

А мальчик тем временем продолжал скороговоркой, доверчиво повествуя:
- У нас есть учитель, его Гоша зовут. Так он нам сказал: это ж так как все - неинтересно, просто зависать в сетях и на компьютере, а очень здорово рисовать комиксы в тетрадке, придумывать вместе всякие истории, советоваться. А потом и мама мне рассказывала про своё детство, как они читали книжки, сочиняли всякие сказки и рисовали в альбомчиках. Мы с ребятами  тоже попробовали и нам понравилось.

Сказать, что я была потрясена таким явлением и доверием мальчика – это ничего не сказать. Я переваривала информацию, сдабривая этот процесс банальными  междометиями “Ух ты!”, “Здоровски!”, “Отлично!”, “Молодцы какие!”, а сама в это время по разрешению Егора сделала несколько фото из его тетради. Мальчик  не обращал внимания на мои короткие реплики и продолжал своё повествование отрывистыми репликами:
- Я скоро уеду в Москву. Я буду там учиться в университете. Я уже выбрал для себя – я буду лечить животных. А еще я за чистоту природы. Вы знаете, что в Тюмени всего два мусороперерабатывающих завода? А наша Тюменская область огромная, – и он стал перечислять, сколько Франций, Италий и прочих Австрий поместятся на нашей территории.
Я вновь обрела дар речи:
- Совершенно с тобой согласна! Мусор - глобальная проблема. Кстати, у нас эти заводы не перерабатывающие, а сортировочные. Вообще излишняя цепочка. Сортировать можно бесплатно, сами жильцы это делают, если отходы разного плана раскладывают по соответствующим бакам.
Мальчик с интересом слушал меня и охотно делился своими мыслями.
- Я в Москве буду изучать химию. И биологию. Чтобы   знать, как вещества и  лекарства помогают животным. И ещё. Я не ем мяса, потому что животных убивают.

Разговаривали мы недолго, минут  семь. Несмотря на огромный интерес, я чувствовала себя не очень уверенно - пустынный вечер, никого вокруг, а я общаюсь с незнакомым ребёнком… И посему, когда у него зазвонил смартфон, я поспешила ретироваться, попрощавшись и пожелав ему успехов, а он успел спросить, как меня зовут.

В следующие вечера, гуляя по привычному маршруту и проходя в сумерках мимо пустого школьного крыльца, с лёгкой, но благодарной грустью вспоминала недавнее видение. Как будто в нечеткой туманной яви со стороны вижу себя, десятилетнюю, сидящую со своими тетрадками, альбомами, книжками; смотрящую вдаль в окошко, мечтающую, рисующую, что-то пишущую…  И также открывающую свои мысли  дневнику, как со мной поделился мальчик из сумерек…