Очаровательная странница Марина Волкова

Любовь Сушко
В далеком 2007, наверное первый  Поэт, с которым я лично познакомилась на сайте,  была именно Марина Волкова и прошла дюжина лет прежде, чем решилась что-то о ней написать. Была очарована ее лирикой, поэтикой, очарование не прошло со временем, что, согласитесь, случается в поэтической среде не так и часто.

Но подтвердят многие собратья по перу, вряд ли мы когда-то разочаруемся, потому что кроме  неповторимого голоса, музыки, звучащей в тексте, есть еще и своя тема, и  вечная тема  славянства, есть редкое обаяние, и гармония внешнего и внутреннего мира.

Когда-то давно мой любимый критик С.Фоминцев поставил меня рядом с Мариной, за что я ему бесконечно благодарна и сразу было понятно, какую планку он для меня  сотворил. Это и тревожно, и волнует и  радует одновременно, и если в каких-то вещах удается до  этой планки дотянуться, не обольщаюсь вовсе, то это и есть победа самая настоящая.Но больстил мне критик, уж не знаю за что.
 
Но загляните в строки самой Марины, человека очень отзывчивого и деликатного одновременно, она действительно Очарованная странница, оттуда-то из повестей Лескова, Куприна, из серебряного века, но вовсе не нашего сурового времени,  все, кто ее любят, не дадут соврать.

Очарованная странница
Марина Царь Волкова

Не хозяйкой. Не изгнанницей, потерявшейся во мгле, -
Очарованною странницей по Родной хожу Земле.
Не пугаюсь троп нехоженых, в небо чистое смотрю,
Изо всех путей положенных выбрав волю и зарю.

Я иду полями, весями, веря в Правду и Рассвет.
Говорят, что славлю песнями то, чего в помине нет.
Только вижу я за войнами, за обидой и враждой,
За ночами беспокойными - образ Родины иной:

Что сильна не гордым норовом, а любовью и добром,
От чужого, злого, хворого сберегая отчий дом.
И она – не громогласная, о победах не кричит.
Кружева сплетает ласково, а выходит – крепкий щит.

Чуждой воле непослушная, непокорна силам зла,
Не идеями, а душами наша Родина светла.

2014

Думаю, это стихотворение достойно хрестоматии, его должен знать любой школьник, потому что редко встретишь такое умирение, ясность и четкость мыслей и чувств, как здесь.

Мариночка и на самом деле совершенно мирный человек, потому все к ней и тянутся. Образ светлой Родины ложится на музыку, она слышна даже тем, кто не особо музыкален, или слышит совсем иные мелодии. Завидую Питерцам, которые могут ее видеть и слышать значительно чаще нас всех. Ну повезло им насказанно.

Вот и задумываешься невольно, как много у нас борцов разных всех со всем, как мало миротворцев, способных не разъединять, а объединить, Марина – одна из немногих.

Из темы Светлой Родины возникает и наша с ней излюбленная славянская тема, тема  древней веры и богов предков.

Могу честно сказать, сама я не написала бы и половины всего, что получилось, если бы Марина  пристально, постоянно не следила за моими скромными попытками отразить самое главное, заветное.

 И вот ее стихотворение, мне посвященное, которым  я очень и очень горжусь. Это был в свое время такой бесценный подарок, какого мне лично никто и никогда больше не делал, только Марина. Завидую тем, кто будет читать его в первый раз, я-то помню наизусть, и когда собираются друзья или любимые выпускники, всегда читаю в первую очередь


В этой осени языческая прелесть
Марина Царь Волкова
                Любови Сушко
                http://www.stihi.ru/avtor/75757               


В этой осени языческая прелесть,
Дивной древности пьянящая услада:
Бурым мишкой по тропе крадется Велес,
Белой лебедью плывет по речке Лада,

Лес осенний полон чудной, светлой грусти,
Он таит в себе чудесные виденья,
Захлестнет тоска, помает и отпустит,
И увидишь красоту средь запустенья:

Звезды с неба, словно девичьи слезинки,
Плавно падают, искряся и сгорая,
Нити Макоши чуть тоньше паутинки
На кустах дрожат, дождинками сверкая.

До весны Яга забыла про полёты,
Все вздыхает, да в окно глядит со свечкой,
Баюну коту уже не до охоты -
Греет лапы и мурлыкает на печке.

Старый леший загрустил в своей избушке
Затерялась между мхов к нему дорога,
Статных елей лишь качаются макушки,
Да звенит свирель печального Стрибога.

Позвизд - внук его, отчаянный повеса,
Рвет с деревьев их роскошные наряды,
И взлетают над осенним хладным лесом
Листьев огненных веселые плеяды.

Закружились в дивной пляске листопада
Хороводом ярким светлые Богини -
Не страшит безсмертных морось и прохлада -
Небо осени для них сверкает синим

Аметистово-сапфировым свеченьем,
И луна к ним тянет бледную десницу,
Наблюдая за вечерним развлеченьем.
А над озером дрожат дерев ресницы,

И плывут лодьи из листьев пожелтевших,
В даль такую, что не слыхивал и слухом
Сам Стрибог… В лесу на тропах опустевших,
С сентября уже не пахнет русским духом.

Мать Сыра Земля укрылась покрывалом
Из листвы опавшей, усладилась видом:
В небе пламенном и золотисто-алом
Дед Даждьбог явился мудрым Световидом.
 
Если кому-то и следовало бы продолжить знаменитое  Пушкинское « У Лукоморья дуб зеленый", а мы все знаем, что  только это Вступление и осталось заявкой на славянский эпос, то это конечно,  Марине.

Посмотрите на стилистику, на  образный ряд, на атмосферу этого стихотворения. И самое главное, что здесь появляются наши древние боги, коих по понятным причинам у Пушкина не было, он не мог себе позволить такую роскошь, сделать их полноправными  героями повествования.

Но и духи и боги, в этом дивном мире органичны, наша очарованная странница пришла именно оттуда, и там останется до самого конца. Сегодня модна тема попаданцев в другие времена, думаю, Мариночка пришла к нам из той Руси дохристианской, потому  что так органично чувствовать и писать нашему свременнику  невозможно, ну либо была там прежде, в другой жизни.

Тема заповедного леса всегда была  главной и любимой, но я  себя никогда не чувствовала там хозяйкой, так как это звучит  у Марины в ее старинных напевах. А ведь мы прекрасно знаем, что славяне первоначально жили в лесу, что они вышли из того самого леса и огородили потом свои поселки, но самые чуткие остались там в тех избушках и стали древними ведьмами, потому что  ведали, сохранили знания, и лес и лечил, и кормил, и  делал отроков мужчинами.

Думаю,  она так и осталась хозяйкой заповедного леса и в 21 веке тоже. Конечно, это невероятно, но разве не очевидно. В стихотворениях ничего нельзя скрыть, мы там такие, какие мы есть на самом деле.

У меня в лесу
Марина Царь Волкова
               
У меня в лесу хоровод берёз,
На ветру стоит вековая ель,
И гуляет там молодой мороз,
Да поёт, кружа, до утра метель.

И в густом бору так отрадно мне -
Видно, терем мой слишком  тесен стал,
А душа горит в зоревом огне,
Так, что тает снег на вершинах скал.

Я давно уже по ночам не сплю,
Убегаю в лес да на звёздный свет.
Я тебя, мой друг, до того люблю,
Что ни слов уже и ни песен нет.

В голубой волне блещет льда хрусталь,
И про нас ведёт песни речка-речь.
У меня в груди от разлук печаль
Да счастливый жар от коротких встреч.

И прошепчет лес:  не о том бы петь,
На восход идти да зарёй сиять,
Ну а мне бы век на тебя смотреть,
Всей собой тебя навсегда обнять.

На дворе зима, а в душе капель
От весенних снов, от счастливых слёз.
У меня в лесу вековая ель,
Да кружит, кружит  хоровод берёз…

И кружатся в  хороводе русалки, и ведьмы чаруют злаки на полях, и влюбленные  встречаются именно в лесу, где же еще им назначать  свидание.

 Только природа наша и учит, и лечит, и хранит усталые души, все мы вышли из леса, но многие стараются об этом забыть, и только  избранные остаются верны своей  природе и своей стихии.

Но иногда и Древней  Берегине приходится возвращаться в нашу реальность, которая не только для поэтов, но и просто для людей невероятно тяжела.

 Сразу вспоминаются строчки И.Царева « Я сын страны, которой больше нет». Но   у Марины все глубже, нет той древней Руси, в которую невольно тянется душа очарованной странницы, очаровательной странницы. Что тут можно было написать и сказать той, которая жила в единении с природой и прекрасно ее понимала и чувствовала?

Веру храня в Рассвет

Марина Царь Волкова

Рвали на части, рубили, гнули -
Выдержишь ли, Земля?
Вместо семян засевали пули
В стонущие поля.

Веду отцов запятнали ложью -
В кривде найдёшь ли брод?
Так по ухабам и бездорожью
Русский бредёт народ.

Разно бредёт – кто назад, кто влево,
Трудно идти ровней.
Коль от корней отрубили древо,
Сдюжишь ли без корней?

Но среди мрака, нужды и боли
Веру храня в Рассвет,
Росич всегда выбирает волю,
Зная, что смерти – нет!

Мариночка не была бы собой, если бы не было этих заключительных строк в ее стихотворении, этой невероятной силы духа, веры  в природу и ее жизни, в бессмертие.

Вот и остается только повторять в след за ней, и верить в то, что это и есть истина, а все остальное – случайные черты.

Росич всегда выбирает волю,
Зная, что смерти – нет!

И видится уже княжеский пир с ковшом, идущим по кругу, и слышится неповторимая музыка гуслей, и рядом с людьми остаются  духи- хранители, и главные из них Берегини. Без них, без их чудных песен не было ничего в нашем мире, даже памяти бы не было

У нас есть Марина, и нам вместе с ней можно верить в Рассвет