Роберт Уотт о своих книгах

Юрий Дым 61
                Роберт Уотт о своих книгах.

В первом  томе этой трилогии, касающейся кампании  Викторио,  «I Will Not Surrender the Hair of the Horse's Tail» («Я не сдам (отдам) волосы  от конского хвоста»,  я написал довольно длинное предисловие, в котором  есть и моменты, касающиеся  и этого (второго) тома, и которые  я не  хочу повторять. Тем не менее, исследования продолжаются, и я хотел бы поблагодарить следующих людей, за их помощь в посещении некоторых мест  в Нью-Мексико и Техасе,  в июне.   Глен Сэмпли Эли предложил мне связаться с компанией "Хадспет", Appraisal District. C.R.   где " Кит " Брамблетт и его жена Джерри Лор  помогли  мне получить доступ к месту сражения в Тинаха-де- Лас-Пальмас.  Я также хотел бы поблагодарить Гэри и Грэйда Зенр за помощь,   и Пруделлу МакМиллан за то, что она связалась с ними, от моего  имени.  Наконец, Карла  и Тони Лаумбах,  за организацию поездки в Техас,  и за их  общую помощь. Карл, Тони и Дени Сеймур заслуживают моей глубокой признательности за их  поддержку и советы в этом году. Кроме того, мы также получили большое удовольствие, представив  доклад  о том, как археология может  дополнять информацией историю,  и наоборот,  на конференции  «2018 Society  for Military  History»  в Луисвилле, штат Кентукки. Спасибо также Вилли Добалку и Лансу Блиту за то, что они так хорошо организовали мероприятие.  Я также хотел бы поблагодарить  Криса Адамса из  «Forestry Service District Archaeologist»,  и районного рейнджера Майкла Н. Хатчинса, за их советы и  замечания относительно   боя  на реке Паломас,  в мае 1880 года.   Дэн Аранда, Эрик, Кэти и Руби Фуллер, Эмилио Тапиа и Хуан Рохелио были, как всегда, были щедрыми хозяевами. Также, это относится к Биллу  и Джилл Кавальерк.    Благодаря Биллу, я наконец  получил несколько хороших фотографий северного (красного) кардинала, мексиканского кардинала, желудевого дятла,  и оказался на расстоянии вытянутой руки от джавелина (дикий поросенок),  и все это - в пятнадцати минутах от Портал,  штат Аризона.    Кроме того, он очень близко подобрался к паре амбарных сов, с  тремя  визгливыми  птенцами,  и множеству других диких животных,  обитавших на территории его ранчо. Мне так думается, что инцидент, связанный со мной,  восьмифутовой деревянной дубиной, большим   деревом  и бычьей змеей (Bullsnake), по всей вероятности, лучше  будет подзабыть.  Жители  Портала выдержали самый сильный дождь  из всех,  что я видел раньше на юго-западе,   слушая  мой рассказ о  войне Викторио на мероприятии, организованном Историческим обществом округа Кочис.  Я должен  опять поблагодарить Билла Кавальерка,  за организацию этого мероприятия и за то, что он внимательно следил как  за аудиторией, так и за самим оратором.  Я также,  имел большое  удовольствие и честь, наконец- то повстречаться с    Хенриеттой  Штокель, еще одной  живой  иконой,  в пантеоне великих историков апачей. 

Как всегда, спасибо и моей жене  Кэтрин,  за ее постоянную   поддержку и ободрение. Наша кошка Кира также, время от времени меня поддерживает.  Она  иногда напоминает мне, что  подобно апачам-чирикауа,  она так же осторожна и беззаботна, как и смертоносна.   Однако, я должен закончить  очень печальной новостью о том, что Эд Суини скончался, 6 сентября 2018 года. Эд сыграл ключевую   роль в первоначальном  поиске моих   контактов с людьми на юго-западе, особенно с Дэном  Арандой. Это положило начало полевым исследованиям, которые оказались важным компонентом  всей моей  работы. Он всегда оказывал мне большую поддержку, даже в рецензиях   на некоторые из моих статей, которые должны были оставаться анонимными.   Это никогда не перестанет вдохновлять меня на настойчивые  продолжения усилий в этом проекте.     Я навсегда запомнил, когда в сентябре 2009 года, он, Дэн Аранда, Эмилио Липия и я, оказались в лагере на континентальном водоразделе в северной части Черного Хребта (Black Range). Мы разговаривали  об апачах   и разных других вещах  до раннего утра, сидя  у костра. Затем я провел большую часть ночи в походной кровати, глядя на звезды, самолеты, спутники, падающие звезды и видя  сполохи  на восточном горизонте от далекой, неслышной молнии.   Такой горожанин, как я, редко получает возможность поговорить с экспертами,  и одновременно познакомиться с Юго-Западом. Эд оставил после себя  выдающееся наследие,  как авторитет по  истории апачей-чирикауа.   Также,  его будет очень не хватать, просто  как хорошего друга.

В результате некоторых отзывов о первом томе этой трилогии,  возникло несколько вопросов. Воин апачей на обложке первого тома - это не  Викторио.  Это апачский воин,  по имени  Фрихоле (Frijole).  До меня дошло несколько комментариев о том, что я был нечестен  или невежественен, выдавая этот  снимок  за Викторио. Это удивило меня, так как я совершенно сознательно выбрал эту композицию  для обложки. Я хотел иметь  такое изображение, которое  исполняло бы двойную роль:   во-первых,  давало  бы представление о рельефе местности, и  во-вторых, изображало одного из наименее известных участников.  Фрихоле  был в группе Наны, поэтому почти наверняка,  сражался на протяжении всей кампании Викторио. Более  простой  подход  заключался   в том, чтобы использовать предполагаемую фотографию Викторио  для первого тома, Эдварда Хэтча  для второго тома, и Наны - для последней книги, из  этой трилогии. Я использовал цитаты, приписанные  Викторио и Нане, для названий томов 1 и 3.

(В 1882 г. полковник Хэтч вспоминал: «Я помню, что начал подозревать  о волнениях в резервации, как раз в то время, когда  отправлялся на  место бойни в Юту. Я взял пехоту и оставил Морроу с кавалерией, чтобы удерживать это место, пока меня не было. Я подумал, что пойду повидаться со старым Викторио, и спросить его об этом. Я пошел один, чтобы увидеть старика, и сказал ему, что я знал, что он надумал  сделать. Он ответил, что я пришел один,  и что он может меня убить. Я знаю, что  ты можешь – сказал я ему -   но  еще я знаю, что ты этого не сделаешь.  Ты пойдешь по пути войны,  и его концом будет уничтожение  тебя самого, и всего твоего народа.  Я уйду отсюда с частью  наших войск, но другие займут мое место, и вы, несомненно, получите  наихудшее, в этой ситуации.   Старик ответил, что он еще не решил уходить из резервации, но если и решится на это, то никогда больше не сдастся. «Я не  сдам (отдам) даже волосы  от конского хвоста» (I Will Not Surrender the Hair of the Horse's Tail), - мрачно заметил  он. (Army and Navy Journals, 7 January 1882:496))

Я использовал фразу, использованную в письме полковника Хэтча  из   его переписки,  для названия этого, второго  тома. Переписка отработала  хорошо. Тем не менее, отдельное исследование, проведенное Рэдборном,  и совсем недавно Арандой, на мой взгляд, окончательно установило, что две фотографии, названные  ранее «Викторио», на самом деле не изображают вождя апачей.   В качестве альтернативы,  я решил отказаться от использования изображений  известных людей, а  использовать фотографии менее известных участников этих исторических событий. Молодой офицер на обложке этого тома - Уолтер Финли,  из Девятой кавалерии. Это одна из немногих   фотографий  того времени, одного из младших участников кампании Викторио.  Большинство фотографий офицеров армии США либо предшествуют конфликту, часто являясь изображениями, отснятыми во время гражданской войны в США, либо были сделаны уже после кампании.   При поиске фотографий   участников американской армии  во время войны  Викторио,  часто встречаются фотографии ветеранов,  лейтенантов и капитанов, относящиеся к  периоду Гражданской войны, или даже после 1900 года. Тем не менее, есть некоторые фотографии офицеров, таких как лейтенанты Гейтвуд  и  Миллс, на которых они одеты в грубую  одежду, именно во время службы в Апачерии.  Таким образом, была найдена фотография Финли, которая и попала на обложку.  Во-первых, его борода не может скрыть тот факт, что он все еще выглядит достаточно молодым для того, чтобы учиться в старших классах школы,  и  не столкнуться с воинами  Викторио  в ночном сражении в октябре 1879 года. Во-вторых, его частная переписка оказалась ключом, позволившим Карлу Лумбаку  (Karl Laumbach) оспорить принятую версию того, что произошло в каньоне  Хембрильо,  в апреле 1880 года.  Именно эта информация подтолкнула меня к тому, чтобы я очень внимательно  изучил все отчеты  армии США .   Наконец, несмотря на свою молодость, частная переписка Финли показывает очень зрелый анализ  причин сопротивления  Викторио.   Также, я намерен использовать  фото сержанта Брента  Вудса,  как часть  композиции,  для обложки   третьего тома. Использование сносок,  также вызвало бурную дискуссию, особенно в Facebook, как реакция  на то, что многие люди возражают против использования сносок. Mоя  позиция по этому вопросу однозначна: я ненавижу сноски. Я академик. Если другой автор возбуждает мой интерес, раскрывая новую информацию или предлагая альтернативное объяснение событий, то я не хочу, чтобы он постоянно перемещал меня  между сносками и повествованием (если сноски  в конце книги). Это препятствует потоку повествования. Но, если я смогу быстро взглянуть вниз, то смогу  сразу увидеть источник  и   продолжить чтение,  практически без перерыва.  Для тех, кто не любит сноски,  лично я не вижу,  что их наличие   вызывает какие-либо проблемы, просто игнорируйте их, и продолжайте читать дальше.