Недоросль

Виктор Морозов
    Чем обширнее знания человека, тем больше он видит нерешенных проблем и обнаруживает всё новое и новое собственное незнание. Лавинообразно расширяясь, этот процесс ставит в тупик любую современную теорию познания. И действительно, может показаться - зачем накапливать различные сведения о бесконечности всего, о том, что познать невозможно. Зачем среди этой бесконечности искать первопричину гармонии  природы, познавать её, если получаемое знание лишь увеличивает незнание и неопределенность? Подобные вопросы имплицитно стоят перед каждым новым поколением, когда молодые люди стремятся получить хорошее, по меркам их времени, образование. Одновременно можно наблюдать как для многих то или иное знание переходит в разряд неактуальности. Как правило, актуальным остается только то, что можно использовать утилитарно – здесь и сейчас. Вот и в современном обществе молодежь стремится образоваться так, чтобы просто выжить, а глубокое знание, например, философии, им кажется и вовсе не нужно. Молодые, хорошо образованные люди всё чаще уподобляются литературным героям комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Они рассуждают по принципу – зачем изучать географию, если есть извозчики. Среди них побеждает такая трактовка актуальности знаний, которая несет в себе массу издержек, но принимается ими за свободу выбора. В дальнейшем именно такой поспешный выбор очень часто вырождается в изощренный волюнтаризм во множестве бюрократических инстанциях. И вот там, когда от повзрослевших недорослей потребуются не длинные речи и путаные инструкции, а принятие важных, порой судьбоносных решений, свобода выбора оборачивается её иллюзией. Запоздалое прозрение становится причиной разочарования и ощущения вынужденного участия в строительстве очередной Вавилонской башни, этого библейского образа погибающей цивилизации.