Гладиатор Главы 7-8

Геннадий Ищенко
                Глава 7


        Вера убрала следы своей работы и мечом пометила три березы на окраине леса, возле которых зарыла лишние ценности и оружие. Всё это пришлось в несколько приёмов нести с поляны. У убитых ватажников были два топора, поэтому девушка без большого труда вырыла могилу для тел земмов, обрубая топором корни. Людей она хоронить не стала. Пусть этих сволочей хоронит зверьё! Еды почти не осталось, поэтому, переночевав возле зарытого клада, она пошла искать деревню. О том, что деревня где-то поблизости, свидетельствовала обширная вырубка. Местные крестьяне почти всегда селились недалеко от воды, поэтому их нужно было искать возле реки, на которую Вера вчера натолкнулась. Пройдя по берегу, девушка увидела сначала дорогу, а потом и саму деревню в три десятка огороженных частоколом домов. Постучала в калитку ближнего к лесу, чтобы легче было убежать, если не получится договориться с деревенскими. На стук вышел пожилой земм, видимо, сам хозяин.
        – Здравствуйте, уважаемый, – поздоровалась Вера. – Вы можете продать еду? Если нет готовой, могу взять крупу, битую птицу и что-нибудь молочное. Заплачу хорошо, не сомневайтесь.
        – Почему не продать, особенно если хорошо заплатишь, – ответил он, внимательно рассматривая девушку. – Не бойся, тебя здесь никто не обидит. Сейчас скажу хозяйке, и она соберёт всё, что попросила. Молока не хочешь? Это не за деньги, а просто так.
        – Хочу, – ответила она. – Уже не помню, когда его пила в последний раз. Я вам и за молоко могу заплатить, денег хватит.
        – Это хорошо, что ты такая денежная, – довольно сказал земм. – Подожди здесь, а то мне недосуг привязывать пса. Сейчас всё вынесут, а ты пока готовь десять монет.
        Он удалился, а минут через пять из калитки вышла пожилая женщина, которая поставила на дорогу корзину с едой и протянула кувшин с молоком.
        – Пей, – сказала она, с любопытством посмотрев на девушку. – Успеешь рассчитаться.
        Хозяйка дождалась, когда Вера напьётся, взяла у неё кувшин и десять серебряных монет и ушла, а девушка нагнулась за корзиной и упала на дорогу. Навалилась страшная слабость, а в голове не было ни одной связной мысли.
        – Подействовало, – услышала она голос хозяина. – Погоди, сейчас я сниму у неё пояс с оружием, потом возьмёшь.
        Веру перевернули и сняли с неё пояс.
        – Хорошее приобретение, – довольно сказал хозяин. – Сильная будет работница, и тебе будет кого повалять, а то уже загонял жену. Смотри, какая у неё задница.
        – Сейчас и попробую, – отозвался более молодой голос.
        – Не спеши, – остановил хозяин. – Завтра девка оклемается, и мы покажем знахарю. Пусть посмотрит, может, у неё гнилое нутро. И вот ещё что... Свяжи ей руки, только не сильно, чтобы не перекрыть кровь. Она девка боевая, и прежде чем валять или требовать работу, нужно выбить дурь. Неси в дом и положи на лавку, а я возьму мешок и корзину.
        Разговор продолжили, когда Веру отнесли в полутёмную комнату и положили на стоявшую у стены лавку.
        – Хорошо вышло, что она зашла к нам, а не к соседям! – обрадованно сказал хозяин. – Слышишь, сын? В мешке серебра больше, чем стоит наше хозяйство! Иди сюда.
        – Свяжу, потом подойду, – буркнул молодой над ухом девушки.
        Ей свели руки и связали тонким ремнём. Связавший парень присоединился к потрошившему мешок отцу, а потом мужчины вышли в другую комнату и наступила тишина.
        «Как я влипла! – пришла в голову Веры первая мысль. – До утра обязательно нужно освободиться. Сволочи! Тебя здесь никто не обидит! Я тебя, гад, сама так обижу, что все женщины будут без надобности!»
        С освобождением ничего не получилось. Ночью удалось подняться с лавки, но одна из дверей оказалась запертой, а за другой визгливо кричала женщина. Видимо, там находилась спальня. Освещения не было, поэтому Вера ничего не видела. Двери нащупала связанными за спиной руками, а больше ничего не смогла сделать и вернулась на лавку.
        «Если не получается действовать силой, применю хитрость, – подумала она. – Вряд ли меня будут использовать со связанными руками. Нужно только притвориться, что мне хуже, чем на самом деле».
        Заснуть не получилось. Когда начали светлеть два маленьких окна, проснулся сын хозяина. Он появился из спальни, подошёл к Вере и задрал её тунику. Раздвинув ноги, ткнул пальцем и удивлённо хмыкнул.
        – Я же запретил к ней пристраиваться! – сердито сказал появившийся из другой двери хозяин. – Подожди, пока придёт знахарь.
        – Не нужно знахаря, – ответил тот. – Она нетронута, так что можно не опасаться.
        – Чудеса, – сказал хозяин и тоже проверил девушку пальцем. – Да, у неё ещё никого не было. Ты к ней пока не лезь. Раз такое дело, я первый объезжу. Эй, девка, оклемалась?
        – Сильная слабость, – умирающим голосом ответила Вера. – Вчера руки сильно болели, а сегодня вообще их не чувствую. И в голове такой шум, что думаю с трудом. Что вы со мной сделали?
        – Ты хочешь оставить её без рук? – сердито сказал хозяин сыну, подошёл к девушке и, повозившись, развязал ремень. – Я взял её в первую очередь для работы, а уже потом для забав! И зелья ты ей переложил! Если выпить много, от него можно повредиться в уме.
        Руки плохо слушались и так сильно болели, что Вера не смогла сдержать стона.
        – Потри ей руки, дурак! – выругался отец. – Не видишь, что она ими не двигает?
        Он вышел из комнаты, хлопнув дверью.
        – Я тебе потру в другом месте! – сердито сказал парень и, схватив девушку за руку, сдёрнул её с лавки.
        Руки по-прежнему плохо слушались, но ноги были в порядке, их Вера и использовала, изо-всех сил ударив в пах не ожидавшего этого земма. Не издав ни звука, он упал на пол. Каждый крестьянин носил на поясе нож, был он и у хозяйского сына. Вынув его из ножен, девушка перерезала парню горло, после чего начала лихорадочно массировать руки. Ей повезло в том, что хозяин появился только минут через десять, когда их уже можно было использовать в драке. Брошенный нож вонзился в сердце открывшего дверь мужика, повалив на пол ещё одно тело.
        «Убивать женщин или нет? – думала вооружившаяся двумя ножами Вера, – Мне нужно найти своё оружие и всё остальное и как-то пройти собаку. Будут мешать хозяйка и её невестка? Нет, щадить нельзя, а то быстро получу в спину чем-нибудь острым. Они меня травили, значит, и я не буду жалеть».
        Она подошла к двери в спальню, открыла и увидела на широкой кровати спящую женщину. Её ударила рукояткой ножа в висок. Если повезёт, будет жить, но уже не помешает. Хозяйка в это время кормила собаку, поэтому пришлось подождать, пока она вернётся в дом. И эту Вера ударила не лезвием, а одним из сложенных возле печи поленьев. Затащив потерявшую сознание женщину в спальню её сына, она подпёрла дверь лавкой и стала уже без спешки обыскивать дом.
        «Хорошо живут, – с завистью думала девушка, ходя по комнатам. – Это не курная изба наших крестьян, у нас в старину так жили бояре не из самых знатных. Куда же эти сволочи спрятали мои вещи?»
        Меч и кинжал нашлись в одном из сундуков. Там же были ещё три кинжала, два из которых девушка взяла себе. Лук и колчан со стрелами оказались в небольшой пристройке к дому. Там же было охотничье оружие хозяев. Забрав их стрелы, она по пристройке поднялась на крышу дома и всадила три из них в лающего на неё пса. Долго пришлось искать сумку с серебром и кошель с золотом и камнями. Это добро лежало в небольшом сундучке под кроватью хозяина. В нём же были и другие кошели, причём два с золотом.
        «Золото я у них возьму, – решила Вера, – а часть серебра оставлю женщинам. Я его не унесу, раньше сдохну. А вот еду нужно забрать и побыстрее отсюда сматываться. По дороге идти нельзя, нужно сначала обойти деревню. Неужели в Диких землях совсем нет нормальных людей и земмов? И как тогда здесь жить? Ведь хотела я идти в Таркшир, да Глад отсоветовал! И что в итоге?»

        – Не передумал? – спросил спутника Олег. – Один ты не доберёшься до герцогства. Предлагаю идти со мной в королевство. Я в нём не задержусь. Найду кого-нибудь из семьи или нет, но потом тоже подамся в Дольмар. И пойду не по тракту, который вихляет как змея и уходит на запад, а напрямую. Дорог там нет, но путь в три раза короче. Одному или двум не пройти, но в Таркшире много людей, так что можно набрать ватагу. Золото у меня есть, а с деньгами не будем бедствовать.
        Они четвёртый день шли по густому лесу и, по расчётам Олега, уже должны были добраться до тракта. Ему нравился весёлый и дружелюбный немец и не хотелось с ним расставаться.
        – Думаешь, можно идти по лесам тысячу километров? – с сомнением спросил Отто. – Дороги давно заросли, да и были ли они когда-нибудь?
        – Были. Я хорошо изучил старые карты. Из разрушенной столицы был прямой тракт на Алькар. Была дорога в королевство Стория, но она начиналась северней. Топорами можно срубить плоты и переправиться через две большие реки, а через мелочь нетрудно переплыть. Сейчас неудачное время для похода, а когда закончатся дожди и потеплеет, можно выйти. А я постараюсь закончить поиски за холодный сезон. Сейчас ты не успеешь до дождей дойти до Пармы, даже если никто не помешает. Мы уже съели всю еду, а в дожди не будет охоты. И как думаешь идти?
        – Может, ты в своём монастыре не слышал, а в столице болтают, что на севере сохранилось много земмов, – сказал немец. – Вроде бы они одичали и убивают всех чужих, и не просто режут шеи, а приносят в жертву богам.
        – Кто-нибудь мог сохраниться, – пожал плечами Олег. – И я не удивлюсь их вражде. Здесь тоже грабят и убивают. Я же говорил, что вдвоём не дойдём, а большая ватага пройдёт, нужно только проявлять осторожность. На тракте тебя будут ловить все, а в лесах только дикари, которых может и не быть.
        – Ладно, – сдался Отто. – Пойдём вместе.
        Вскоре после этого разговора вышли к тракту.
        – Никого, – выглянув из-за дерева, сказал Олег. – Вообще-то, здесь должно быть безопасно, разве что не повезёт нарваться на ватагу или на обоз работорговцев. Но я справлюсь с ватажниками, если не подстрелят из засады, а за рабами перед дождями ездят редко. Нам с тобой нужно на восток, это в ту сторону.
        Они вышли на тракт, и Отто внимательно осмотрел следы.
        – Ходят и ездят, причём часто, – сделал он вывод, – Есть свежие следы. Может, пойдём ночью?
        – Фляги пустые, и еда закончилась, – возразил юноша. – В этой части леса дичи нет, по крайней мере, я её не чувствую. И вряд ли здесь будут трактиры. Это уже почти Таркшир, в который мы идём. Ты и там думаешь прятаться? Не трогай лук! Если нападут, лучника могут убить. Положись на мою силу.
        – Я привык полагаться на себя, – недовольно отозвался немец. – Если нападут, не пугай, а сразу бей насмерть. Это не крестьяне, здесь не будет трусов.
        Напали минут через десять, только не ватажники, а дружинники какого-то барона.
        – За нами наблюдают, – прошептал почувствовавший засаду Олег. – Это земмы.
        Едва он это сказал, как из леса вышли два лучника.
        – Бросайте оружие на дорогу и становитесь на колени! – крикнул один из них. – Если не будете сопротивляться, сохраните жизнь.
        – Здесь больше никого нет, – объяснил юноша спутнику, – а этих я уже подчинил.
        – Вы кто? – спросил Отто.
        – Дружинники барона Гарвела, – ответил тот, который кричал, и добавил, не дожидаясь расспросов: – Нас здесь десять. Ждём обоз из Пармы, чтобы продать рабов.
        – У вас есть провизия и лошади? – спросил Олег.
        – А как же, – удивился вопросу дружинник. – У каждого есть свой конь, а провианта много. Кроме нас, нужно кормить рабов, а их четыре десятка и ещё двое. Покупатели могут приехать сегодня, а могут задержаться на несколько дней. Мы их караулим, а заодно ловим таких, как вы.
        – Из Пармы погонят обоз из-за сорока рабов? – не поверил Отто.
        – Им кто-то продаёт гертов с Диких земель, – объяснил дружинник. – Купят у них рабов, а потом часть обоза пригонят за нашим товаром.
        – И в Таркшире смотрят сквозь пальцы на шалости вашего барона? – спросил Олег.
        – Барон не трогает торговые караваны, – ответил второй дружинник. – Потрошим только небольшие обозы и ловим рабов в отдалённых деревнях. Королевский наместник куплен, а до столицы далеко.
        – Ведите нас в свой лагерь! – приказал юноша и повернулся к Отто: – Сейчас заберём у них двух лошадей и еду, а заодно освободим рабов и сделаем гадость этому не в меру шустрому барону. Хорошо бы освободить людей из каравана, но это у нас не получится.
        До большой поляны, на которой стояли шатры дружинников барона Гарвела, было несколько минут ходьбы. Рабы располагались неподалёку и обходились без удобств. У каждого на ноге было кольцо, закреплённое трёхметровой верёвкой к вбитому в дерево стержню. Возле своего дерева можно было ходить, есть и справлять нужду, здесь же спали. Дружинники уже обжили это место и не ждали неприятностей, поэтому проявили беспечность, и Олег без труда их подчинил.
        – Кто старший? – спросил он у выгнанных из шатров земмов.
        – Я старший, – отозвался пожилой дружинник. – Арт Залгай.
        – Вот что, Арт, – сказал Олег, – вы должны отдать нам двух лучших коней, нагрузив их провизией и флягами с водой. Задача ясна? И прикажи освободить рабов.
        – Барон знает? – нерешительно спросил дружинник.
        – Я знаю! – сердито ответил он и влил в приказ больше силы. – Заодно соберите здесь всё оружие. И выполняйте бегом!
        Нагруженных перемётными сумками лошадей привели быстро, а с освобождением рабов возились намного дольше. У них снимали кольца с ног и сгоняли на поляну. Все невольники были мужчинами, за исключением одной молоденькой девушки.
        – Мы помогли вам обрести свободу, – сказал им Олег, – как ею распорядиться, решайте сами.
        – Господин, не оставляйте меня здесь! – взмолилась бросившаяся к нему в ноги девушка. – У меня никого нет, куда я пойду? Лучше наложить на себя руки!
        – Мы отвезём тебя в город, – решил юноша. – Арт, приведите ей коня.
        – Как тебя звать? – спросил девчонку Отто.
        – Сель, – ответила она. – А мне можно взять оружие? Я стреляю не хуже брата, только эти луки слишком тугие.
        – Возьми лук и стрелы, – разрешил Олег. – Потом поменяемся луками. Он у меня охотничий. Сель, у тебя совсем не осталось родни?
        – Отца с одним из братьев убили дружинники барона, – выбирая оружие, ответила девушка, – мать, как и меня, взяли с собой, и я не знаю, где она. Есть ещё один брат, но жив ли он? Деревню сожгли, и где мне теперь его искать?
        – Господин, – обратился к Отто один из бывших рабов, – а нам можно взять оружие?
        – Забирайте здесь всё, что вам нужно, – разрешил немец.
        Он хотел помочь девушке сесть в седло, но она управилась сама. Когда уезжали с поляны, освобождённые земмы расхватали оружие и бросились к оставшимся лошадям.
        – Сейчас закончат делёжку и займутся дружинниками, – сказал Отто спутникам. – Уже занялись. Слышите крики?
        – Они это заслужили, господин! – с мстительной радостью сказала Сель. – Барон разграбил и сжёг десятки деревень. Если бы я могла, вырвала бы его сердце!
        – Куда идёт тракт? – спросил Олег. – Меня интересует, когда будет хоть какой-нибудь город или деревня. У тебя не туника, а позорище, а обуви нет вообще. Всё это нужно купить.
        – Завтра к вечеру будет город Валеж, – ответила она, – только лучше в него не заезжать. Там вся городская верхушка куплена бароном, поэтому вас могут схватить, да и меня тоже. Обойдусь без обуви, а тунику можно постирать. Она грязная и воняет, но дыр почти нет. В подвалах барона грязно, а возле дерева было хуже. К этим деревьям привязывали многих, а возле них никто не убирает. Я старалась не запачкаться, но там уже не было чистого места.
        – Ты сможешь устроиться, если я дам золото? – спросил юноша.
        – Не прогоняйте! – заплакала девчонка. – Ваше золото отберут, а меня опять продадут барону или кому-нибудь другому. У нас никто не будет считаться с женщиной, у которой нет семьи или своего мужчины! Я сделаю для вас всё, что скажете! Если хотите, могу греть постель вам обоим. У меня уже были мужчины, но нутро пока чистое, поэтому у вас ничего не отвалится!
        – Не реви, – сказал Отто, переглянувшись с Олегом. – Обойдёмся без твоих услуг, а тебя постараемся пристроить так, чтобы никто не обидел.

        – Это ваш новый дом, госпожа, – сказал Лизе пожилой земм. – В нём будет служанка, которая освободит вас от домашней работы. Рядом с вами живут другие герты, которые поступили на службу к его величеству. Куплен большой особняк, в котором вы будете работать. Если его не хватит, нужное можно построить. В декаду вам будут выплачивать двадцать золотых. Если работа даст результаты, вознаграждение увеличат. Я должен оказывать вам всю возможную помощь. Зовите меня Мар Дариш.
        – Вы маг? – спросила она.
        – Почувствовали? – улыбнулся он. – Я слабый маг, сильного не поставили бы на эту работу. Но ложь различить смогу. У вас самой когда-то были способности к магии. Их вовремя не раскрыли, а сейчас это бесполезно: будете слабее меня.
        – Что-нибудь узнали о моей семье? – спросила Лиза.
        – Такое задание разослано главам городов, – ответил Мар, – но для его выполнения нужно время. Давайте поговорим о вашей работе. Расскажите о том, чем собираетесь заняться, тогда я смогу понять, какая потребуется помощь. Это ваша комната для приёмов. Если не возражаете, мы в ней и поговорим.
        – Садитесь, ваша мудрость, – пригласила она и сама села на диван.
        – Мой дар слишком мал, чтобы считаться магом, поэтому я не заслужил такого обращения, – с улыбкой поправил земм, садясь рядом. – Я слушаю вас, госпожа Лиза.
        – Я здесь уже пять лет, а вежливое обращение вижу в первый раз.
        – Отношение к вам будет зависеть от результатов нашей работы, – сказал Мар. – Оно может стать более уважительным, если вам дадут дворянство, или таким плохим, что прежнее прозябание покажется вам счастьем. В вашу работу вложат много труда и денег, и если всё это не оправдается...
        – Это понятно, – поёжившись, сказала Лиза. – Ладно, поговорим о моей работе. Я могу сделать для вашего короля зажигательные смеси и порох. Я уже объясняла, что это такое.
        – Дам вам совет не называть так короля Лея. Вы поступили на службу, поэтому он теперь и ваш король. Если не оправдаете надежд, сгниете в подвалах, а если оправдаете, то возвыситесь, но останетесь в королевстве навсегда или до тех пор, пока такое же оружие не появится у других. Вам это должно быть ясно. То же будет и с вашими родственниками, если нам удастся их найти. Продолжайте.
        – В том, что я собираюсь делать, нет ничего сложного, главное – найти нужные вещества и изготовить селитру. Я не знаю, как их называют у вас, поэтому буду пользоваться своими названиями. Нам нужны сера и нефть. Сера – это жёлтый камень, который может гореть, распространяя при этом ужасное зловоние. Она редко встречается кусками, чаще в виде пыли смешана с песком. Если найдём такой песок, я расскажу, как её можно получить, а если не удастся найти, будем добывать по-другому. Нефть здесь известна, поэтому с ней не должно быть сложностей. Сложнее изготовить селитру.
        – Я читал результаты ваших допросов, – сказал Мар. – Вам нужно столько времени из-за селитры?
        – Не только, – ответила Лиза. – Нам надо выполнить много самой разной работы, а для неё пока нет ничего. Если делать селитру самим, нужно закладывать в ямы навоз и ждать целый год. Мы будем это делать, и я расскажу все хитрости, которых там много, но лучше найти кучи старого навоза или пещеры летучих мышей. Здесь есть горы?
        – Гор у нас много, – ответил земм. – Они начинаются в пустыне юга и тянутся на север почти до самого моря. Между морем и горами есть проход, через который с востока приходят логры. Горы Сома невозможно пройти, поэтому никто не знает, что за ними. Логры кочуют в своих землях, но почему-то не ходят на юг. От нас горы в пяти дневных переходах. О летучих мышах ничего не скажу. О них нужно расспрашивать знающих людей. Сегодня же дадим команду их искать. Завтра к вам привезут тех, кто занимается нефтью. Объясните им, сколько её нужно, а мы оплатим работу. К сожалению, через несколько дней пойдут дожди, поэтому мы не получим нефть до их окончания. О сере ничего не слышал, поэтому тоже опросим глав городов. Запишите всё, что о ней знаете, это может помочь. Навозом не будем заниматься до окончания дождей, разве что узнаем, есть ли где старый. Подумайте, какие нужны работы, чтобы не терять время.
        – Нам нужны свои мастерские, – решительно сказала она. – Можно отдавать заказы на сторону, но это неудобно, долго и раскроет наши секреты. Нужны кузнецы, гончары и стеклодувы. Бочки можно заказать, поэтому обойдёмся без бондарей. И всё это должно быть в одном месте, поэтому особняка будет мало. Нужны сухие помещения для хранения того, что мы будем делать. Поговорите с остальными, они скажут то же самое. Лично мне понадобятся толковые помощники. Для начала хватит пятерых. И вот ещё что... Я хорошо говорю на вашем языке, но не умею писать, а это может сильно помешать работе. Наверное, и у остальных такой же недостаток. Нужно найти нам учителя.
        – Вам помогут маги, – пообещал Мар и встал с дивана. – Обучение займёт немного времени, только после него нужно прочитать хотя бы одну книгу и немного пописать. Постараюсь, чтобы это сделали сегодня. А сейчас знакомьтесь с домом, а я пойду разговаривать с остальными. Ваша служанка скоро должна подойти.

        – Пытался угнать коня, – сказал Волохов остальным членам совета. – Когда ловили, ранил ножом одного из наших. Говорит, что их город очень близко.
        – Что значит близко? – спросил связанного земма Лавров. – Сколько времени до него идти? Ты попался на воровстве и поднял оружие на нашего товарища. Если не будешь отвечать, повесим.
        – За полдня дойдёте, – сплюнув кровь, ответил пленник. – Что со мной сделаете?
        – Чем занимался, кроме кражи коней? – спросил Марков.
        – Коней никогда не крал, – замотал головой земм. – Они есть только у крестьян и ватажников, а у них красть...
        – А у нас, значит, можно, – усмехнулся Марков. – Ты не ответил на вопрос.
        – У вас их много, – сказал пленник. – Всё равно будут красть, почему нельзя мне? А занимался всем понемногу. В последнее время рылся в могилах. В городе нет работы, а в ватагу не взяли. Им самим сейчас мало добычи. А идти наниматься к крестьянам – это надо быть совсем дурным.
        – У кого власть в городе? – спросил Лавров.
        – У кого её только нет! – сердито ответил земм. – У главы сейчас только пять стражников, поэтому он не совладает даже с купцами, не говоря уже о ватагах. Раньше хватали только вас, а сейчас стали исчезать земмы. Порядка нет, работы нет, денег тоже нет, а скоро не будет и жратвы. Когда пойдут дожди, крестьяне затворятся в своих деревнях и не появятся на рынке раньше чем через две декады, а у меня не сделано никаких запасов! Помирать теперь? А вы ещё не дали увести коня. Знаете, сколько он стоит?
        – А если мы наведём у вас порядок и дадим работу? – сказал Лавров. – Как на это посмотрят жители? Спрашиваю не о ватагах, их здесь скоро не будет.
        – Большинство будет довольно, – ответил пленник. – О купцах точно не скажу. Кто-то обрадуется, но будут и недовольные. Говорят, что некоторые из них занялись работорговлей. Этим не нужен порядок. Глава, если не прогоните, поддержит. А какая у вас работа?
        – В городе много пустых домов, которые можно привести в порядок? – спросил Марков.
        – Домов много, – ответил земм. – Хотите здесь жить?
        – Не только в вашем городе, но и в других, – сказал Лавров. – Здесь есть те, кто хорошо знает другие города вокруг столицы?
        – Я не знаю. Это нужно спрашивать ватажников. Они где только ни шляются! Когда будете разгонять, не вешайте всех. Если хорошо заплатите, они вам расскажут о Диких землях. Так что со мной будет? Может, развяжете?
        – Развяжите его и пристройте к делу, – приказал разведчикам Волохов. – Приведёт в город, а мы ему за это заплатим. Если будет полезным, возьмём с собой.
        – Ну что, пришли? – сказал Марков, когда увели земма. – Завтра займём первый город.
        – Будет тяжело, – вздохнул Лавров. – Придётся показывать силу и в то же время находить с земмами общий язык. И это в городе, из которого выкрали всех людей. Надо напугать крестьян, чтобы продали продовольствие и не содрали три шкуры. У нас много лошадей, и это нужно использовать. И будем отовсюду собирать людей. Нас всё-таки слишком мало. Иван, возьми с собой Парка и два десятка разведчиков и попробуй этим заняться. Зря не рискуйте и не ночуйте в городах. Здесь никому нельзя доверять. Всех тоже нельзя принимать. Здесь и среди людей хватает душегубов. Чёрт! Найти бы где-нибудь жреца или мага, который согласился бы помочь! Жаль, что такой помощи не будет, пока не подружимся с земмами, и во многом придётся верить людям на слово.
        – Не переживай, – похлопал его по плечу Марков. – Я хоть не колдун, но в людях разбираюсь. Только двадцати бойцов будет мало. Надо взять полсотни, тогда будет толк. И нужны запасные кони. Справитесь без меня? Тогда я пойду готовиться к рейду.


                Глава 8


        – Расскажи, как шёл ваш караван, – попросил Сергей. – Это нужно для выбора места засады.
        – Меня схватили в Валеже, – сказал Сарк. – Это первый королевский город на тракте. В Парму отправили с торговым обозом. Рабов было немного, поэтому купцы обошлись обычной охраной. Уточни, что тебя интересует, чтобы рассказать покороче.
        – Интересуют места стоянки ближе к Галишу. Они одинаковые для всех караванов?
        – Обязательно останавливаются в тех местах, где есть вода, – начал рассказывать земм. – От нас к Галишу идут дней десять. На лошади доедешь быстрее, но они везут только самих купцов, продовольствие и товары, а охранники идут пешком. Рабы тоже идут сами, и ещё медленнее, чем охрана. Объяснять, для чего нужно много воды?
        – Не надо, – ответил Сергей. – Это без еды можно долго обходиться, а без воды, да ещё в жару... Рабов можно морить жаждой, но охранники и лошади этого не поймут.
        – Рабов тоже не морят, иначе дойдут только самые сильные. Воду возят во флягах, но её мало. Трактиров нет, поэтому приходится готовить самим. Когда останавливаются на ночлег, варят кашу, а утром дают вяленое мясо и подсушенные лепёшки. Это едят рабы, у караванщиков своё питание.
        – Как далеко такая стоянка от Галиша? Ты сможешь её найти?
        – Найду по кострищам. Там много и других следов. Чтобы дойти до неё дотемна, нужно выходить из Галиша с рассветом.
        – Тебе нужно сходить в город, – сказал Сергей. – Знаю, что не хочешь, но без этого не обойдёмся.
        – Меня схватят, – возразил Сарк. – Ты ничем не сможешь помочь, а я не помогу своей семье. Я дрался за свободу не для того, чтобы её лишиться!
        – А почему должны схватить? Неужели в ваших городах хватают всех чужих?
        – Там, где соблюдают законы, хватают только преступников, а в Галише свои правила. Конечно, и в нём не хватают всех подряд, но бродягу схватят сразу.
        – И чем отличается бродяга от обычного путника? – поинтересовался Сергей. – Наверное, своим внешним видом? И что в тебе не так? Туника, хоть и не очень чистая, но приличная, а на ногах сандалии. У тебя богатый пояс, а на нём кинжалы с мечом и кошелёк. И это бродяга? Ты можешь представиться наёмником, который хочет охранять караваны. Очень почтенное занятие для купеческого города.
        – Что нужно сделать? – спросил Сарк. Он признал правоту товарища, но не горел желанием идти в город работорговцев, да ещё один.
        – Зайдёшь в какой-нибудь трактир и узнаешь, когда выходит караван. Вряд ли из этого делают секрет, наоборот, такую новость должны знать все горожане. Можешь там поесть и заказать у трактирщика сумку с едой. У вас есть лавки, в которых продают сандалии? Я готов топать босиком по тракту, но не по лесу. Это у тебя такие пятки, что их ничем не пробьёшь, мои, хоть и загрубели, но недостаточно прочные для леса.
        – Куплю, – пообещал Сарк. – Это всё?
        – Купи для меня лук и побольше стрел, – попросил Сергей. – Надо освоить это оружие. Свой лук оставишь здесь, в городе он будет мешать. И не тяни. Сейчас обеденное время, поэтому в трактире должно быть много посетителей. Послушай, о чём болтают, может, не придётся спрашивать самому. Если ничего не услышишь, спроси трактирщика о караване и скажи, что хочешь в него наняться.
        – Я найду что сказать, – хмуро ответил Сарк. – А ты спрячься поближе к городу. Если придётся из него убегать, постарайся помочь.
        Он положил на землю лук и колчан с оставшимися тремя стрелами и не оглядываясь ушёл к тракту. Сергей забрал почти пустую сумку и оставленное земмом оружие и тоже выбрался с лесной поляны на тракт. Городская окраина была близко, но дома скрывала росшая возле въезда в Галиш молодая роща. К ней он и направился, чтобы подождать возвращения друга. Когда ещё работающие часы отсчитали три часа с минутами, на тракте показался Сарк. Убедившись, что за юношей никто не идёт, Сергей негромко его окликнул.
        – Ты не мог вернуться быстрее? – недовольно сказал он, когда покинули рощу и вошли в лес.
        – Значит, не мог, – ответил друг. – Держи свой лук, а это стрелы. Один колчан взял для тебя, а второй будет моим. И сумку забирай. Я уже наелся, а ты сегодня ничего не ел.
        – А что это за подошвы с ремешками? – удивился Сергей, достав из сумки обувь. – Неужели сандалии?
        – А чем они тебя не устраивают? Поляну искать не будем. Ешь здесь, а я буду рассказывать. Потом покажу, как их крепить к ногам. Другая обувь не налезла бы на твои ноги. И учти, что, когда начнутся дожди, ходить в них можно только в лесу. В грязь по тракту ходят только босиком.
        – И караванщики?
        – Стражники идут босиком, а купцов везут лошади. А вообще, караваны в дожди не ходят, разве что в самом начале, пока не сильно развезло дорогу. Завтра один такой выйдет в Таркшир. До тепла их больше не будет, так что нам с тобой повезло. Это караван того самого купца Зарба, который купил меня в Валеже. У него семь повозок и только два десятка охранников. С собой берут товары, которыми будут расплачиваться с ватажниками. Едут к ним и к кому-то из баронов. Нам с тобой нужно торопиться и выйти прямо сейчас, иначе не успеем добраться до стоянки раньше караванщиков. Жаль, что ты не умеешь управляться с луком, а то мы перебили бы их из засады. У стражников нет брони, а купцов только трое, остальные – это возчики.
        – И они не боятся ходить такими малыми силами? – удивился Сергей.
        – А кого им бояться? Сейчас на тракте мало ватаг, да и те возят Зарбу рабов и не будут на него нападать. К тому же среди охранников половина – это лучники. В Диких землях будут осторожничать, а первая стоянка считается землёй Пармы. Здесь на них не нападут. Если бы было иначе, я отговорил бы тебя от засады. Жаль, что не получилось купить яд.
        – Зачем тебе яд? – не понял Сергей. – Смазывать наконечники стрел?
        – Наши не смажешь: на них нет насечек. Я узнал, что воду берут из небольшого ручья. Если её отравить, можно вообще не браться за оружие.
        – Обычно первыми поят лошадей. Нам пришлось бы потом идти пешком и самим тащить еду. Ладно, если нужно выходить, не будем терять время. Я прекрасно поем на ходу. Пока идём, расскажи о ядах. Вы часто их используете?
        – Раньше ими не пользовались, – ответил Сарк. – Не бери лук и стрелы: пока ты ешь, я понесу сам. Яды бывают разные. Есть такие, которые убивают сразу, а некоторые убьют через несколько дней. Если такого яда мало, на время станешь дурным и слабым, как ребёнок. Говорят, что их придумали в Диких землях, а потом начали применять в других местах. С помощью яда можно ловить рабов. Обычно отраву продают травники, но я не нашёл их на рынке. Яды применяют редко, потому что это дорогой и редкий товар. Я тебе всё рассказал, теперь расскажи ты. Как думаешь угнать повозку? Учти, что лошадей распрягают, поэтому их нужно угонять сразу или валить всех, кто там будет. Если угнать одну повозку и не тронуть остальные, караванщики выпрягут лошадей и погонятся верхом. Тогда не уйдём.
        – Не хотелось убивать столько земмов... – начал Сергей.
        – Ты думай не о них, а о нас! – сердито перебил юноша. – Кто они тебе? Любой из караванщиков с охотой отберёт у тебя свободу или жизнь. Если ты не готов убивать, зачем наша затея? Если бы не было таких купцов, как этот Зарб, я не лишился бы семьи и не попал в рабство. Барон сжёг нашу деревню из-за живого товара. Конечно, забрали скотину и дружинники ограбили дома, но главная выгода – это продажа самих крестьян. Раньше в рабство попадали редко, в основном за долги, а сейчас рабов набирают разбоем. Когда ещё об этом узнает король! Да и будет ли он что-нибудь делать? Говорили, что у короля Лея нелады с нашими герцогами, поэтому вряд ли он уведёт из столицы армию, а посылать небольшой отряд... Видел я замок этого барона, его не возьмёшь малыми силами!
        – Придём на место, потом будем решать. Если не получится обойтись без крови, будем убивать. Они там не будут ходить толпой, поэтому можем справиться, лишь бы не нашуметь.
        – Убивать нужно ночью, – сказал Сарк. – Даже если они разделятся, без шума всех не убьёшь, а там много лучников. Как бы нас самих не убили! А ночью, даже если кто-нибудь закричит, это уже не страшно. Лагерь будут освещать костры, а нас никто не увидит. От стрел можно укрыться только за повозками, а их нетрудно обойти. Мечом все владеют лучше нас, но я буду стрелять из лука, а ты хорошо бросаешь кинжалы. Жаль, что их у нас только пять.
        Они вышли на тракт и не скрываясь поспешили прочь от Галиша. Сергей занялся едой, поэтому, пока он не закончил, шли молча.
        – У тебя были женщины? – неожиданно спросил Сарк, когда друг завязал сумку с продуктами и забросил за спину.
        – Были. В одну даже влюбился. Потом узнал, что я у неё не один, и выгнал. А ты девственник?
        – Так получилось, – смутился юноша. – Не расскажешь, что ты с ними чувствовал?
        – Ну ты и спросил... – задумался Сергей, не зная, что ему ответить. – У меня было несколько женщин, и я не заметил между ними большой разницы. С той, в которую с дури влюбился, было лучше всех. Описывать это словами не стоит: всё равно не поймёшь. При случае заплати какой-нибудь девчонке, и она быстро сделает тебя мужчиной. Денег навалом...
        Они замолчали и шли до тех пор, пока не начало темнеть. После этого свернули в лес и быстро нашли небольшую поляну.
        – Зря не попросил тебя купить одеяла, – с досадой сказал Сергей. – Было бы мягче спать и не так холодно. Раньше здесь и ночами было тепло, а сейчас в этой одежде к утру начинаешь мёрзнуть. А если налетят комары... И ветки не нарубишь. Вон они как высоко, а я не обезьяна.
        В языке земмов было слово «обезьяна», но Сарк о них не знал и не понял друга. Пришлось объяснять.
        – У этих деревьев колючие ветви, – сказал он. – Ничего, один раз поспишь на земле, а потом разживёмся одеялами у купцов. Не верю я в то, что мы сможем угнать повозку. Можно попробовать угнать лошадей, но, если будем удирать, ты не удержишься на лошади, тем более без седла. Так что настраивайся на драку. Утром надо проверить, как у тебя получится стрельба из лука. Немного времени у нас будет. Если сможешь хотя бы с десяти шагов попасть в дерево, попадёшь и в человека. Стрелять можно издалека, а пока подбежишь на бросок кинжалом, утыкают стрелами. Давай спать, встанем рано.
        Из земли выступали корни деревьев, поэтому Сергей заснул с трудом. Ночью к корням добавился холод, а утром появились комары. Убивая на себе самых наглых, они выбрались из леса и продолжили путь. Завтракали на ходу лепёшками с мясом. Занятия стрельбой решили перенести на более позднее время, когда потеплеет. Отшагали километров двадцать и сделали короткий привал, после которого Сарк проверил, какой из его друга стрелок. Показав, как нужно правильно держать лук и целиться, земм подвёл Сергея к краю леса и выбрал дерево в один обхват.
        – Отсчитай десять шагов и стреляй. Не нужно сильно натягивать тетиву, для тебя важно почувствовать лук.
        Первая стрела вонзилась в середину дерева, три другие тоже не пролетели мимо.
        – Ни одного промаха, – довольно сказал Сергей, – а ведь я не стрелял из него даже в детстве!
        – Отойди ещё на десять шагов, – приказал Сарк. – С этой дистанции в дерево не попадёт только криворукая баба. Попробуй попасть отсюда.
        Из пяти выпущенных стрел мимо дерева пролетела только одна.
         – Может, из тебя что-нибудь и получится, – ободрил юноша. – Ищи улетевшую стрелу, а я вытащу остальные. Надо бы потренироваться как следует, но для этого мало времени.
        Забрав стрелы, они быстрым шагом продолжили путь.
        – Из этого лука не так уж трудно стрелять, – сказал обрадованный своими успехами Сергей. – Наверное, из боевого труднее?
        – В боевом тетиву оттягивают рывком, – объяснил Сарк, – слишком она тугая. При этом сбивается прицел. Не сильно радуйся, для опытного лучника ты пока не противник. Он стреляет намного быстрее и точней из любого положения и на слух, а ты не сможешь внести поправку на дальность или ветер. С десяти шагов попадёшь, но кто же будет так подставляться? Я буду стрелять с тридцати, потому что костры не только осветят стоянку, они, хоть и несильно, высветят нас. Была бы чёрная одежда... Ладно, попадёшь ты или нет, но хотя бы напугаешь и отвлечёшь внимание.
        – Чёрная, говоришь... – задумался Сергей. – Придумал! Там ведь много золы? Значит, мы сделаем себя неграми. Не понял? Разведём золу водой и вотрём в тело и в одежду. Туники можно потом поменять, а жизни у нас с тобой единственные и неповторимые.
        – Здорово! – восхитился Сарк. – Нас же никто не увидит! Как у тебя получается придумывать? А у вас действительно есть чёрные герты, или ты и их придумал?
        – У нас есть разные, – ответил Сергей, – даже жёлтые. Разве здесь такие не появлялись?
        – Никогда не видел разноцветных гертов и ничего о них не слышал. Вы всегда были такими, как мы. Сергей, мы слишком медленно идём, давай идти быстрей. Обычно караванщики не спешат, но сейчас будут торопиться из-за дождей.
        Они замолчали и ускорили шаг. Шли, пока не почувствовали голод, а потом съели половину оставшейся в сумке еды и немного отдохнули.
        – Долго ещё идти? – спросил друга уже уставший Сергей.
        – Не знаю, – ответил тот. – Я шёл здесь один раз, и мне было не до того, чтобы запоминать эти пни. Не бойся, мимо стоянки не пройдём.
        Теперь шли уже не так быстро и, когда до заката осталось четыре часа, увидели на вырубке пятна костров. Местные сутки были длиннее земных, но Сергей научился оценивать время с помощью часов, ежедневно внося в их показания поправку.
        – Давай найдём ручей, – предложил Сарк. – Заодно наполним фляги. Там чистая вода, её даже купцы пили без кипячения. Потом осмотрим стоянку и займемся золой. Должны успеть до прихода обоза.
        – Хорошо, что вы не используете собак, – сказал Сергей, когда углубились в лес. – Если бы они были у купцов, я предпочел бы и дальше идти пешком и с пустым брюхом.
        – Зарубка! – юноша показал рукой отметину на дереве. – Вон дальше ещё одна.
        По зарубкам быстро нашли небольшой ручей с прозрачной водой и наполнили фляги. Вернувшись к стоянке, осмотрели её, а потом лес на другой стороне от тракта.
        – Нужно быстрее намазаться и хоть немного отдохнуть, – предложил Сергей. – Если будем удирать на своих двоих, я сейчас далеко не уйду.
        Сарк не возражал, поэтому они вернулись к стоянке и занялись золой.
        – Не нужно мазать всё тело, – сказал земм, поливая кострище водой из фляги, – достаточно зачернить руки и ноги.
        – Мажем лицо, – не согласился друг. – Только аккуратней мажь возле глаз. Давай это сделаю я. Сейчас станешь таким страшным, что распугаешь всех одним своим видом. После этого выберем одну из повозок и уедем. Лишь бы не испугались лошади.
        Мазались с полчаса, а потом легли на кучу золы. Туникам этого оказалось достаточно.
        – Два чёрта, – оценил Сергей, когда закончили. – Я потом расскажу, кто это такие. В темноте нас теперь не увидят.
        Они отошли от стоянки на две сотни шагов и вошли в лес. Далеко уходить не стали и, выбрав удобное место, легли отдыхать. Сергей по привычке засёк время и вторично посмотрел на часы, когда услышали чьи-то голоса. Уже начало темнеть, но стрелки можно было рассмотреть. Отдыхали больше двух часов, а опередили караванщиков на четыре.
        – Вовремя  успели, – заметил Сарк. – Давай поедим и будем лежать до темноты.
        Они опустошили сумку и опять улеглись, когда мимо кто-то проехал. Оба вскочили и поспешили к краю леса, стараясь не разбить головы об уже плохо видимые деревья.
        – Они разделились... – растерянно сказал юноша. – Кто-то уехал, а остальные на стоянке.
        – Нам же лучше, – отозвался Сергей. – Пойдём или ещё светло?
        – Светло, – ответил Сарк. – Пойдём по дороге, а на ней могут увидеть. Садимся здесь и ждём.
        – А почему не лесом?
        – Потому что ты не умеешь тихо ходить, – объяснил земм. – Я иду босиком и не нашумлю, даже если под ногу попадётся сухая ветка, а тебя слышно издалека. Когда пойдём по тракту, следи за кинжалами, чтобы не бились друг об друга. А лучше сними их с колец и заткни за пояс.
        Сидели, пока Сарк не решил, что уже достаточно темно.
        – Темнее не будет, – сказал он. – Иди за мной и осторожней ставь ноги: здесь много пней. Когда подберёмся к стоянке, старайся не смотреть на огонь.
        Они даже вблизи не видели друг друга, поэтому до самого конца шли не скрываясь. На стоянке горели три небольших костра, которые слабо освещали выставленные в ряд возы и привязанных к ним лошадей. Лежавших на земле земмов не увидели, только двух охранников, которые сторожили лагерь. Они сидели у костров, повернувшись спиной к огню.
        – А почему повозками отгородились от леса? – шёпотом спросил Сергей.
        – Вопросы задашь потом, если останемся живыми, – так же шёпотом ответил Сарк. – Сейчас очень осторожно идём к ним. Я убью тех, кто не спит, а после стреляем в остальных. Если увидишь кого-нибудь без оружия, не бей. Это возчики, от них не будет вреда. Пошли!
        Они очень медленно приблизились к лагерю, и, когда до костров осталось не больше двух десятков шагов, идущий первым Сарк выпустил две стрелы. Сергея поразило, с какой скоростью он это сделал. Два тела упали одновременно, а юноша продолжал стрелять, выхватывая из колчана стрелу за стрелой. На ноги вскочили только трое, но никто из них не успел вступить в бой или убежать. Двух застрелил Сарк, а в третьего Сергей метнул кинжал.
        – Всё! – сказал юноша, не убирая наложенную на лук стрелу. – Есть живые? Если отзовётесь, сохраните жизнь! Если сейчас промолчите...
        – Мы живые! – крикнул кто-то с возов. – Не стреляйте!
        – Кто «мы» и сколько вас? – спросил Сарк.
        – Трое возчиков, – ответил тот же голос. – У нас нет оружия, только ножи на поясе.
        – Бросьте их на землю, потом подберёте. Сейчас запряжёте лошадей в один из возов, и мы уедем. Выбирайте тот, в котором есть продукты и овёс. Если сделаете, как сказано, никто вас не тронет, если нет...
        – Сделаем! – торопливо крикнул возчик.
        – А где четвёртый? – спросил Сергей, посчитав спрыгнувших с возов земмов.
        – Вы его побили, – ответил один из них. – Вот он лежит. Не захотел спать с нами, а оно вон как вышло...
        – Возчиков нельзя оставлять без присмотра, – тихо сказал Сарк. – Могут удрать или напасть, если найдут оружие. Они увидели, что нас мало и осмелели. Придётся мне за ними следить, а тебе нужно поискать стрелы. Из тел выдёргивать не нужно, а то нарвёшься на раненого и получишь в живот чем-нибудь острым. У них должно быть много колчанов, вот и найди несколько для нас.
        Несмотря на темноту, возчики управились минут за десять, а потом по приказу Сарка отбежали в другой конец лагеря. Он забрался на место кучера, а принёсший четыре колчана со стрелами друг сел за спиной на мешки. Четыре лошади легко вытянули воз на тракт и резво побежали, подгоняемые редкими ударами кнута.
        – Как-то всё легко получилось, – сказал Сергей. – Ты так быстро их перестрелял, что мне достался только один. Я видел ещё троих, но не успел за тобой.
        – Был купец или его приказчик, – не оборачиваясь, ответил Сарк. – Охранников осталось только восемь. Никто не ожидал нападения, а нас не видели. Ну и повезло. Сильно испугался?
        – Боялся, когда бросал кинжал. Я уже убивал, когда мы попали в засаду, но тогда просто метал клинки в силуэты, а у этого видел лицо... Я волновался, когда мы к ним подкрадывались, а потом всё случилось слишком быстро.
        – Наверное, у этого  Зарба дружба с ватажниками, – сказал юноша, – иначе он не разделил бы караван. Купец вынужден спешить из-за дождей, поэтому напоил лошадей и поехал без ночлега. Если ему нужно к барону, то дорога займёт на два дня больше, а потом ехать обратно. Теперь у него будут неприятности. На стоянке остались товары, которыми должны расплачиваться за рабов. Ватажники их не дождутся, поэтому не отдадут пойманных гертов. А куда их девать? Возвращать, а потом три декады кормить? Они будут очень недовольны, а Зарбу ещё возвращаться. Я думаю, что он больше не увидит Галиша.
        – Как бы такие же неприятности не случились у нас. Если ватажники сидят на тракте и ждут тех, кого мы побили, нам будет трудно проскочить. Это с купцом у них дружба, а нас живо спеленают и присоединят к добыче. Ты думал об этом?
        – Шесть дней будем ехать спокойно, – ответил Сарк, – а потом распряжём лошадей, нагрузим их едой и обойдём опасное место лесом. Если не тащить на себе груз, остаток пути можно пройти пешком. А можно научить тебя ехать на лошади. Это нелегко без седла и стремян, но можно.
        – К вам обязательно переться по тракту? – спросил Сергей. – Нельзя пройти как-нибудь по-другому?
        – А чем тебя не устраивает тракт? – не понял друг. – Здесь это самый простой и лёгкий путь.
        – Простой и лёгкий, – согласился он, – только очень небезопасный. Ватажников мы обойдём, а как обойти вашего барона? Сам же говорил, что он оседлал тракт.
        – Когда-то была дорога от разрушенной сейчас столицы Алурга в Старх, – ответил Сарк. – Старх – это столица Таркшира, а Алургом называли развалившееся триста лет назад королевство. Таркшир был его провинцией. Только я не слышал, чтобы ею кто-нибудь пользовался. Пробираются через Дикие земли, но там, по слухам, очень густые леса. С лошадьми точно не пройдём. Ещё есть проход в предгорьях, где много золота, но там королевские рудники и охрана, которая всех гоняет. Говорят, что золото добывают выходцы с Диких земель, но это на севере.
        – Плохо, что нас только двое! Если набрать людей, тьфу ты, гертов, то было бы намного безопасней. Если их ловят в Диких землях, может, там нетрудно найти товарищей? Я не стал бы жить там, где за мной охотятся, и они не будут, значит, согласятся уйти. Для начала хотя бы в твой Таркшир, где их не тронут, а с теплом можно податься в герцогство. А пока холодно и дожди, поможем тебе.
        – Может получиться, а может нет, – ответил Сарк. – Если не получится, мы с тобой оттуда не выйдем или выйдем рабами. Ватажников мы обойдём, а дружинники не будут в дождь сидеть на тракте. Какой в этом смысл, если по нему никто не ездит? Давай не будем об этом говорить? Когда спасёмся от ватажников, тогда и подумаем.
        – Дурная жизнь! – сказал Сергей. – Всё против нас, повсюду лишь те, для кого мы только добыча! Этот бег почти без надежды... Знаешь, раньше в моей жизни вообще не было опасностей. Я имею в виду настоящих, которые угрожают жизни или свободе. Будет ли у нас теперь безопасная жизнь? Я хочу уйти в герцогство, но не знаю, что меня там ждёт. Слышал от тебя, что в нём много людей, но это не гарантия счастливой жизни. В Парме много земмов, но ты в неё не стремишься.
        – Зря расстраиваешься, – ответил друг. – Если не можешь что-то изменить, незачем об этом думать. А нам с тобой глупо терзаться мыслями о будущем, потому что оно может много раз изменится, хочешь ты этого или нет. Удалось сбежать из школы и пройти большую часть пути. Это повод для радости, а не для огорчений. Лучше ложись и спи, а потом меня сменишь. Будем ехать всё время, а остановимся только для кормления лошадей. Воз не тяжёлый, и, если не будет грязи, они обойдутся без отдыха. За несколько дней не загоним.
        Прошло четыре дня. На ночь всё-таки останавливались, чтобы нормально поспать и дать отдых лошадям, а весь остальной день ехали с очень короткими остановками. Сегодня проснулись до рассвета, поели сами и скормили лошадям последний овёс. Проехали меньше часа, когда Сарк остановил лошадей и спрыгнул на дорогу.
        – Следы, – объяснил он другу. – Из леса выходили два земма. И было это недавно. Плохо, я рассчитывал сегодня ехать. Распрягаем лошадей и грузим на них всё, что сможем.
        Им не дали собраться. Сергей не видел, кто выстрелил из леса. Возившийся со сбруей Сарк получил стрелу в спину и молча упал. Сам парень в это время закончил собирать одну из сумок с едой и, схватив её и свой лук, спрыгнул с воза. Успел повесить на плечо колчан, когда в него тоже попали. Стрела по касательной ударила в голову и срезала клок волос вместе с кожей. Из раны сильно потекла кровь, а боль была такая, что Сергей не удержался и заорал. Он обежал воз, взвалил на спину не подававшего признаков жизни друга и изо всех сил побежал через вырубку к лесу. То ли в них больше не стреляли, то ли стрелок промахнулся, но когда парень выронил Сарка и, потеряв сознание, упал рядом, других ран у него не было.

     Главы 9-10   http://www.proza.ru/2019/10/27/515