Манго из Хайнаня

Светлана Борцова
Автор, погружённый в свои мысли, сидел за кухонным столом, пытаясь одолеть огромный плод манго (больше килограмма), но получалось туго. Это был гостинец, привезённый прототипами персонажей рассказа о путешествии в Китай. Сказали: за два дня надо его доесть, а то пропадёт, слишком спелый.

Задуманный рассказ тоже не вытанцовывался.  Мученик творчества пытался себе помочь словесными упражнениями. Манго, думал автор, танго «Манго». Или лучше – танго «Магнолия», красивое начало: «в бананово-лимонном Сингапуре, в буре».
А ведь неправда это. Не растут там ни бананы, ни лимоны, всё привозное. Но манго это растёт, и вырастает здоровенное.

Впрочем, наш рассказ будет не о Сингапуре, а о Хайнане – острове в Южно-Китайском море.

Начнём сначала. Сначала была мечта. Наш герой, назовём его Стасом, всё лето пахал как вол на работе, и в душе его нарастало томление о красивой жизни, о вояже в экзотические края. К тому же, здоровье стало подводить. На руках появились пятна, они чесались и шелушились.  Анализы ничего определённого не показали.

Внутренний голос шептал, что помогут морские купания. Компьютер выдал рекламу курортов. Турфирма предложила доступные маршруты. Решение созрело: море на юге Китая, остров, где лето круглый год.

Посчитал деньги: есть сто тысяч на двоих. Это только путёвки: перелёт из Иркутска, отель четыре звезды с завтраками на четырнадцать ночей (не всё включено). А жить на что?

Следующий шаг – в банк за кредитом. Тайком от жены оформил договор на пять лет. Ещё сто тысяч в кармане! Хотел супруге сделать сюрприз ко дню рождения. Но она как-то догадалась. Ей это оказалось не нужно -  поездка, и, особенно, долги. «Хочешь, езжай один».

Вместо того чтобы радоваться, дулась несколько дней. Ничего, успокоилась и составила список покупок, в котором первый номер – новый купальник. Хорошо воспитанная жена своё место знает.

И в день её рождения, 19 августа, Боинг доставил путешественников в Санья – город на самом юге острова.

Выйдя из самолёта, выпучили глаза и выдохнули: «Баня! Парилка!». Было горячо и сыро. Одежда прилипла к телу.  Это тропики, ребята!

-- Где-то должен быть встречающий в синих штанах и жёлтой рубахе. Вон он, и табличка в руках. Пошли, упадём в объятия.

Работник турфирмы собрал свою группу и повёз в отель. Под покровом чёрной южной ночи вокруг дороги высились небоскрёбы, сияющие разноцветными огнями.  Прибывшие туристы дивились из окон, вслух мечтая искупнуться в море. Гид возразил:

--Сегодня море было закрыто, ждём тайфуна. Скорее всего, завтра тоже не получится. Есть бассейн.

-- Мы приехали на море, а чем заниматься, если оно «закрыто»?

-- Можете посетить торговые центры или заняться своим здоровьем. Я направлю вас к врачам, они здесь хорошие. Первый приём бесплатный.

Вот почему вскоре Стас бесстрашно отправился на встречу с китайским профессором, а Настя села ждать его у окна, любуясь роскошными кущами. Двор утопал в цветах и освежался фонтанами.

Профессор выглядел молодо. Хотя сказали, что он на пенсии, а здесь подрабатывает. Беседовали с помощью переводчицы.

- Пьёшь?
- Пью.
- Каждый день?
- Нет, зачем. Раз в неделю.  Пиво пью.
- Китайцы тоже любят пиво.

Он внимательно посмотрел глаза, язык пациента. Прощупал пульс и руку до локтя. Наконец двинул кулаком по голове, прислушиваясь, нет ли звона. Вынес вердикт: те диагнозы, которые Стас знал от своих участковых врачей, и нечто новое.

- Горячая кровь. У человека в норме кровь бывает 32 градуса, а у тебя 35.
- На коже рук  - это не экзема, не псориаз, не аллергия. Это нейродермит. Надо лечить. Вот схема лечения, - дальше озвучена стоимость её, равная 45 тысячам рублей.
- Таких денег у меня нет, - огорошенный пациент отказался от предложенного.
Тогда посоветовали взять с собой домой травяной сбор, который нужно настаивать на кунжутном масле и смазывать болячки.
- Поможет?
- Поможет! – с тебя юаней на 8 тысяч рублей.
На том и расстались.

А погода не спешила налаживаться. Тайфун прошёл стороной, но четыре дня поливал дождь, в смысле тропический ливень. Бассейн при отеле заполнен не морской, а пресной водой. Стас плавал, за неимением лучшего, а Настя воздержалась.

Ездили на экскурсии. И только одна впечатлила до восторга. Это было шоу в парке, который называется «Олень повернул голову». Представление на сцене с живыми актёрами и невероятными декорациями, голографическими эффектами и музыкальным сопровождением – всё непередаваемое. Красота на грани волшебства. А содержанием оказались легенды об истории Хайнаня. Не жалко и денег – по 4тысячи с человека. Это обычная цена экскурсии.

Ещё одна экскурсия более или менее запомнилась, в парк Я-но-да, там стеклянный мост, небольшой зоопарк с неизвестными нам животными, кусочек джунглей и водопады.

А в целом не понравилось, что в экскурсиях не кормят, даже воды не дают. Покупайте – пожалуйста, а цены в тех местах ещё больше, чем в городе.

В городе по совету соседей-земляков для ежедневного питания выбрали ресторан «У Лёши», там меню на русском и персонал понимает нас. Кстати, по-китайски вкусно, цены приемлемые. Порции огромные, не съесть. Можно было бы брать одно блюдо на двоих, но вкусы не совпадали.

В погожие дни купания разрешены с 8утра до 20 часов вечера. А вечером некуда пойти. Народу на набережной множество, параллельно дорога с потоком машин. Байкеров тоже полно. Правда, бензиновых двигателей не используют, берегут воздух. Электродвигатели повсеместно. И повсюду магазинчики, лавочки плотной стеной вдоль набережной.

На прогулке к Стасу подошёл молодой китаец, предложил сфотографироваться вдвоём. Настя не могла сначала понять, что за зелёные прядки торчат у него на макушке. Сделал селфи, поцеловал Стаса в щёку и пошёл своей дорогой. Когда спиной повернулся, стало видно, что у него фигурная стрижка, ромбиками, от чего голова выглядит как ананас.

-- Они к нам хорошо относятся, - сказала Настя.
-- Вы похожи на европейскую пару, - заметила женщина с украинским акцентом.

Наши герои переглянулись: чем? Белой одеждой или спортивным видом? Свежие такие пенсионеры.

Видели среди туристов чернокожих африканцев (мало), белых европейцев, из них русских не так уж много, гораздо больше украинцев. А говорят, у украинцев тяжёлая жизнь. Но отдыхают со вкусом. Рассказывали одни, что где только не бывали: и на Кубе, и в Майами, и на Кипре. Не говоря о Турции и Таиланде.

Но больше всего самих китайцев. Экскурсовод называл миллионные цифры, сколько их туда приезжает. Пенсионеры с Севера покупают здесь квартиры и приезжают на зимовку. Примерно 600 тысяч таких «дачников» уже есть, и они прибавляются. Но есть и почти незаселённые новостройки. Комплекс «дома-деревья» с элитными квартирами не раскуплен из-за высоких цен.

-- А как понять, - спрашивали у гида, - у них правило «одна семья – один ребёнок». Но вот идёт мамаша с коляской, беременная, а рядом бежит малыш.

-- Им разрешили рожать, потому что обнаружилась демографическая яма. Стареет население, много народу, но скоро будут одни пенсионеры.

-- А что с пенсиями?

-- Можно позавидовать. Прошли времена, когда пенсий не было, и  порой стариков выгоняли из дому, чтобы не кормить. Теперь пенсия у мужчин с 60 лет, у женщин – 55. Размер – от 80 до 100 процентов от зарплаты. А зарплаты у них большие.

-- Ого! Сто процентов! Чтоб мы так жили! Как же это быстро у них получилось?

-- Экономика бурно развивается. Коррупционеров почти извели. Единичные случаи ещё выявляют, но это мелочи. В целом боятся воровать из государственной казны.

Государство повернулось лицом к народу.
Сносят старые дома, жителей расселяют бесплатно в новые (строительный бум). Причём, если ребенок достиг 18 лет, ему положена отдельная квартира. Норма – 60 квадратных метров на человека. Строят хорошо.

Да вот хоть обратите внимание на асфальт под ногами. Его положили в 2013 году. Шесть лет нещадно эксплуатируют, а ничего - ни ямок, ни трещин нет. Качество!
Вообще, китайцы – интересный народ. Гид предупредил: если увидите, что китаец тонет, не спасайте его. Он ещё на вас в суд подаст, за то, что вмешались в его карму. Или авария на дороге. Вызовете скорую – она у них платная - сами будете платить и виноваты останетесь.

Слушать такое было дико. Жизнь человека у нас считается главной ценностью, а смерть – самое плохое, что с ним может случиться. Но они полагают, что смерть – это всего лишь переход в другую жизнь. Хорошо, что не было никаких аварий. Не смогли бы удержаться, чтобы не спасать.
 
А в целом наши герои последние дни не могли дождаться, когда путёвка кончится. Хотелось домой. Стас сказал, что отпуск разочаровал, такого ещё с ним не бывало:

--Это худший из моих отпусков, - признался он.

-- Ты слишком многого ожидал, – ответила Настя. – Я ничего особенного не ждала, но всё время сравнивала с Вьетнамом. Помнишь, как мы хорошо съездили  в Нячанг? Нет там этого показного богатства, всё скромнее, но отдыхать удобнее и дешевле. Надо было туда ехать. А вообще, больше за границу не хочу. Уже аллергия на иностранные языки. У нас своя страна большая, есть что посмотреть. В гостях хорошо, а дома лучше.




***
Так и кончилось хождение в чужие моря. Привезли автору веер и это манго, которое невозможно было съесть всей семьёй, и сюжет иронического рассказа, за что автор выражает искреннюю благодарность своим дорогим героям.




На фото: прогулочный корабль. На заднем плане жилые дома, в которых северные пенсионеры скупают квартиры для проживания зимой.