Виноград Супер-экстра в Сибири

Валентин Цымбал
        В этом неблагоприятном для винограда году меня порадовал первым урожаем виноград сорта “Супер-экстра“.
       Сначала хочу рассказать, какое интересное и удачное место я нашёл для двух кустов винограда. Я их посадил в торце карбонатной теплицы (смотрите фото), где оказался  напуск карбоната шириной около 25 см. Это защита от дождя и некоторый парниковый эффект.
         Слева и справа этого торца я выкопал умные посадочные ямы (что это такое я расскажу позже). Сорта винограда “Преображение “- слева и “Супер - экстра “- справа я купил весной 2016 года у известных в Новокузнецке виноградарей.
        Саженцы из стаканчика посадил в продырявленные сбоку и разрезанные пополам пластиковые ведра и поставил на солнечную сторону. За лето они выросли примерно на полтора метра. Я не стал сажать их  осенью в землю, а поставил перезимовать в погребе. На следующую весну в конце марта занёс их в тёплое место,  а при наступлении устойчивого тепла вынес, как и в прошлом году, на солнечную сторону. А 6 июня 2017 года пересадил их из  пластмассовых ведер,  не повреждая  камель Земли, то есть практически безударно, в предварительно подготовленную умную посадочную яму. Перед этим вылил туда два ведра горячей воды.
      Так как в ведрах образовалась очень хорошая корневая система и она оказалась в тепле ( корни винограда очень любят тепло) скорость роста оказалось фантастическая (около 4 см в день ). К концу августа у левого куста  «Преображение“ выросли 2 лозы по 4,5 м, а справа “Супер – экстра» по 3 м.    Но здесь я совершил ошибку - пожадничал. Нужно было прищемить лозу в начале августа, дать ей созреть, к тому же, наложилась неблагоприятная зима, поздно выпал снег.
         В результате лоза такой длины плохо перезимовала и весной засохла, пришлось её отрезать почти до корней. К счастью, корни не погибли и дали поросль. Таким образом, я потерял год, так как  лето 2018 года эти два куста винограда только восстанавливались, и вот только в этом году правый куст “Супер - экстра “меня порадовал, дал первый урожай. Несмотря на неблагоприятные условия завязалось 7 хороших гроздей с очень крупными красивыми ягодами, которые вы можете видеть на фото к предыдущей статье и внизу справа на фото к этой статье. Одна из гроздей оказалось весом 1,1 кг.
         Конечно, очень приятно, наконец, получить такой результат своих трудов, это в основном спортивный интерес.
        Надеюсь, что мой такой опыт кому-то пригодится.
        Ещё я обещал рассказать про умную посадочную яму:
Копается яма глубиной 70 см и размерам 50 на 60, на дно кладётся крупный гравий примерно 5 см, в один из углов, желательно с Северной стороны, кладётся горбатый кусок  шифера (для дренажа), на него ставится труба диаметром 5-7 см., чтобы она выступала от уровня земли сантиметров на пять. В такую яму, заполненную смесью Земли с песком и сажается черенок, подросший, например, в ведре.
         Поливается виноград через эту трубу, туда же можно добавлять растворённые удобрения, в том числе органику. Это гарантия надежного и вкусного урожая.
Желаю успехов.