Урагус

Вадим Светашов
                Урагус.

          Возвращался я домой после охоты по первой пороше, которая  неожиданно была обильной. Вчера снег начался после обеда,  валил крупными пушистыми хлопьями до позднего вечера и резко прекратился. Какой же уважающий себя охотник усидит дома в такую погоду. Типичная короткая пороша, при ней главное, только найти след, остальное дело техники и опыта.
          В результате, ещё нет и полудня, а я иду к дому и рюкзак оттягивает спину двумя великолепными беляками. За два часа вытропил и поднял с лёжек обоих, причём вскакивали близко и приходилось их даже несколько отпускать.
          Перехожу железную дорогу, вот уже крайние дома посёлка, и вдруг меня что-то останавливает. Сначала не понимаю сам. Где-то в подсознании мелькает мысль о незнакомом доселе явлении. Внимательно и неспешно оглядываю дорогу и начинающийся за ней овраг. На краю оврага глубокие ямы. Здесь недавно местное население брало глину для строительства и ремонта печей. Последние три-четыре года ямы заброшены и густо заросли чернобыльником и полынью. А на этих кустиках полыни раскачиваются тёмно-красные птицы. Сначала я подумал, что это снегири, но быстро отбросил эту мысль. Птицы были меньших размеров, стройнее и с более длинным хвостом. При этом они явно кормились семенами полыни, чего снегири бы делать не стали, полынь в их зимний рацион не входит.
          Подробнее их раскраску рассмотреть не удавалось из-за дальности расстояния, но боясь спугнуть птиц я не рискнул подходить ближе по открытому месту. Кормящиеся птицы постепенно смещались к небольшой куртинке густого соснового молодняка. Обойдя по широкой дуге, буквально продрался сквозь колючие ветви и затаился за краними деревцами с пышной кроной. Редкие кустики полыни подходили к самой опушке. Изредка перекликаясь, птицы подлетали всё ближе. Стайка всего из одиннадцати птиц, оперение чётко различимо.
            Самцы  были значительно ярче. Голова, шея и брюшко бордово-красные. Спина – красно-бурая с крупными чёрными пестринами. Крылья и хвост – чёрные с белыми полосами. Горло и зоб с белыми и серебристыми пятнами. У самочек наряд поскромнее: серебристо-серый с резкими чёрными и розоватыми пестринами.
         Добравшись до последних кустиков полыни и потеребив их, птицы со звонким и свистами «пью-иить» одновременно сорвались и скрылись из виду.
         По определителю быстро нашёл их название. Это оказались урагусы или иначе длиннохвостые снегири. Какие-либо указания о наличии их в Свердловской области не было. Более того, они считались жителями восточных областей Сибири и Казахстаана, а также всего юга Дальнего Востока. Через три года я встретил парочку этих птиц летом на пустоши у деревни Мальцевой, и моей мечтой стало обнаружение их гнезда.  Пока мечта так и остаётся мечтою.