Автобиография

Наталья Никулина Реймхен
 
Наталья Никулин (урожд. Рeймхен) родилась 13 февраля 1956 года в Воркуте, куда ее родители были депортированы во время Второй мировой войны, как и немцы. После освобождения они переехали в Казахстан. Там Наталья окончила десятилетку. В 1977 году окончила колледж в Омске и получила диплом архитектора и художника-графика. Кроме того, она закончила заочное обучение в Московском университете искусств на художника станковой живописи и графики.
С 1978 по 1983 год она работала руководителем художественной студии Дворца пионеров Мерке в Джамбульской области. С 1983 по 1993 год работала художником на заводе «Целинсельмаш», затем старшим художником Целиноградского фарфорового завода. С 1993 по 1996 год - преподаватель рисования и черчения в Луганской павлодарской школе.
В 1996 году она переехала на его историческую родину – в Германию. Параллельно с учебой и работой Наталья занимается любимым делом - пишет, рисует, воспитывает детей.
В Германии она окончила школу продавца и работала продавцом текстиля в магазине. В 2003 году она преодолела тяжелую болезнь, но написание книг и рисование стали для нее непреодолимой мотивацией. Свободу, любовь и веру художник создает с помощью картин.
Эдуард Межелайтис как-то высказал любопытную мысль: "Искусство должно потрясать. Если это не потрясает, это не искусство"» С этой точки зрения работы Натальи – и портреты, и пейзажи, и натюрморты – поистине поразительны: уверенность авторского почерка, уравновешенность тонов, колоритность. И способность изобразить повседневное действие таким образом, чтобы оно представляло интерес.
Сейчас она рисует картины для дома престарелых, школ и церкви Ev. Храм Христа Спасителя. Наталья пишет книги - она является членом литературного объединения "Эдита Гелсен" и редактируется там. ,,Каждый рассказ, роман или стихотворение - это роскошное блюдо в библиотеке", - сказал Джон Брайт. Наталья Никулина (Рифмоплетка) предлагает своим читателям свои блюда. С ее работами можно ознакомиться на сайте:
http://proza.ru/avtor/natalikgmxnet

Много раз выставлялся на персональных выставках:
Октябрь 1984 г.- Художественная галерея, Целиноград / Казахстан
Сентябрь 1986 г. -Целиногрский дом культуры фарфора. Фабрика
Август 1997 г.-Кирхфельд-шуле в Дуйсбурге / Германия
Август 1998 г.-фестиваль "1100 лет римлян", Дуйсбург
, палуба. 1999-Ев. Римельнская церковь, Д.Б.
Май 2000 г. - Вернисаж Галерея "Маленький принц" Баден-Баден

https://youtu.be/VmXNDtbI90c?si=UUqkuasj4aTj4izr

      
                В поисках свободы, а не насилия
               
Есть люди, обладающие патологической страстью к свободе. К свободе личности, слова, действий, духа… Каждый их шаг, каждый вздох связан с мучительным ощущением отсутствия этой самой свободы во всех ее ипостасях. Это как «психологическая асфиксия» – постоянная нехватка необходимого для жизнедеятельности элемента. Такие люди сверхчувствительны к несправедливости, к социальному диссонансу, для них мучительной болью стучит в душе все то, чего не замечает среднестатистический сангвиник.
И, чувствуя себя белой вороной, такой человек мучается, скрывая свою застенчивость за черным юмором, вызывающим поведением и самоиронией, которую окружающие, зачастую, принимают на свой счет. Если подобный персонаж становится писателем, то, так или иначе, он эксплуатирует основную боль своей жизни в своих произведениях, стараясь донести до всего мира идею о необходимости внутренних и внешних свобод.
Но, натыкаясь на удивленное: «зачем?» окружающего его социума, каждый раз вынужден возрождать себя из жгучего пепла разочарования. Такой вот была и есть писательница из Дуйсбурга Наталия Никулина (Реймхен). Человек, которого многие современники считают легкомысленным, испорченным и не очень талантливым подкаблучником. Осуждали ее за все грехи мира: неумение копить деньги, а только раздавать всем и каждому; неумение защищать себя, а принимать всё с улыбкой; всем делать комплименты, но при этом неуважать авторитеты, критиковать всех и даже саму себя. Называли ее лжецом. Но, при этом – тайно и страшно завидовали. В контексте вышесказанного, казалось бы – чему?
За внешней легкостью слога Никулиной кроется тщательно выверенное, изысканное и потрясающе точное описание всего, что видела и чувствовала сама автор. Создается обманчивое впечатление о том, что так вот писать может любой. И пробовали! И – терпели фиаско. И терпят до сих пор, озлобляясь. Н. Никулина открывает перед нами душу, выворачивается наизнанку, все сокровенное вырывает из своего нутра и протягивает читателю: «На, посмотри! Все так и было! Узнай себя и узнай правду!» Но кому же правда по нутру…? Не так уж и многим… Она не щадит ни своих, ни чужих эмоций, рассказывает все так, как есть, повинуясь приказу своего внутреннего свободолюбивого «я», которому претит обман, подлог, подмена. Лишь на страницах собственных произведений она может позволить быть себе тем – кем хотела – самим собой. Компромисс, неизменно сопровождающий ее трудовую деятельность, мучительный страх за родных и близких, за детей, за то, что не сможет их осчастливить… Хотелось чтобы гордились, радовались. Чтобы слово «писатель» не вызывало грустных или иронических усмешек окружающих.
Наталия покинула Советский Союз (Казахстан), который в те времена ей казалось «тюрьмой народов». Она лелеяла надежду об освобождении, о новой жизни, о чем-то необыкновенном и принципиально ином. Но ведь наша главная клетка – это собственное тело и разум. Именно там трепещет и бьется в заточении душа, и, куда бы мы не переместили свою личную микротюрьму, дух остается мучиться в чертогах разума.
Окунувшись в быт Германии с головой, как в омут, Н. Никулина надеялась, что в стране, являвшейся символом свободы, она, наконец, обретет то, что искала. Сбылось многое.  Она стала зарабатывать и исчезла необходимость прятаться от нищеты, болезней и несправедливости. Но главное так и не появилось. Оказалось, что за границей понятие «Свободы» существует несколько в ином аспекте, чем это представлялось экзальтированным русским эмигрантам. Тут царит власть денег и главным делом жизни вдруг оказывается необходимость платить по счетам! Почему же остается та же самая щемящая пустота внутри?
Оказывается, здесь, «Кто был никем, тот и остался ни с чем, а тот кто был кем-то, тот и остался с чем-то». От чего бежали, к тому и прибежали. Значит, независимо от того, где ты живешь, надо раздвигать всех локтями, чтобы добиться своего – свободы. А это противно Наталье. Она хочет жить честно и полезно.
И все же доставляет истинную радость, глядя на сборники собственных произвелений на книжной полке Дуйсбургской квартиры. А «свобода», наверное, будет тогда, когда мы покинем этот мир. А пока надо жить. «Каждый рассказ, роман или стихотворение – это роскошные блюда в библиотеке» - сказал Джон Брайт. Наталья Никулина предлагает читателям свои блюда.

                Наталья Никулина (дев. Реймхен, 1956)

выросла в трудных условиях. Незащищенная, очень ранимая душа всю жизнь искала спокойную пристань. Вокруг люди как-то не понимали чуточку нелепую, трогательную, по-детски импульсивную и очень застенчивую натуру Наташи. Всю жизнь, борясь со своей болезненной стеснительностью, она спотыкалась и падала, но заставляла себя вставать и идти дальше, понимая, что если не она сама, то кто?
  Открытая душой, мчась навстречу людям, Наталья искренне  влюблялась  и   разочаровывалась,  не терпя  лжи  и  насилия. Она раскрывает свои мысли, боль, чаяния через живопись, прозу и поэзию – «есть, куда макать перо». Автор повестей «Опасные перекрестки», «Позови меня», сборник рассказов, в которые вошли оба периоды жизни автора.
Её работы – это прямая эмоциональная связь с её жизнью. В них она смеется над своими ошибками и болеет душой за других. Когда Наталью спрашивают: где она берет сюжеты для своих рассказов, смеется: ,,Разве можно такое придумать? Это надо пережить!,, В одном Наташа твердо убеждена: искусство только тогда приносит исполнителю удовлетворение, когда он выполняет свое дело, не копируя других.
В Казахстане Наталья окончила десятилетку. В 1977 году в городе Омске получила диплом техника – архитектора и художника – оформителя. Попутно закончила заочный университет искусств в городе Москве на художника станковой живописи и графики.
С 1978 по 1983 год работала руководителем изостудии Дворца пионеров Джамбулской области. С 1983 по 1993 – художником на заводе «Целинсельмаш», потом старшим художником Целиноградского фарфорового завода и при этом корреспондентом газеты «Машиностроитель» и «Нива».  С 1993 по 1996 – учителем черчения и рисования в Луганской школе города Павлодара. В 1996 году – переезжает на историческую родину – в Германию. Параллельно с учебой и работой Наталья занимается любимым делом – пишет, рисует, воспитывает детей.
,,Каждый рассказ, роман или стихотворение – это роскошные блюда в библиотеке,, - сказал Джон Брайт. Наталья Никулина предлагает читателям свои блюда.



                Жить с выдумкой

                М. Шарипова «Нива» от 10 дек. 1994 г. Павлодар

Эта застенчивая женщина обладает даром доброты, глубоким пониманием человеческой души, умением видеть в людях только хорошее. Нам кажется, что именно эти качества питают большинство ее публикаций, работая в газете нештатным корреспондентом, наряду с высокими показателями в школе, где она занимает должность учителя черчения и рисования. Однако, если надо, то умеет Наталья Кондратьевна  Никулина выступать с позиции гражданина – остро и критично. С такими материалами читатель тоже знаком.
У Натальи полон дом вещей, сделанных своими руками. На стенах картины, писанные маслом - пейзаж, натюрморт, портреты детей, кошки... Висят поделки из разных материалов – разрисованные акварелью, полимерными красками коврики, мягкие игрушки, аппликации из тканей, рельефные картины. Краски, глина, шелк, мех, шерсть – из всего этого, приложив руки, при наличии фантазии и старательности можно сделать красивые вещи. Вы спросите, для чего?
Для чего набивать игольницу сухими травами, шить подставки для расчесок в виде лапоточков? Жить без выдумки, конечно, можно, но по словам известной песни, как на свете без нее прожить?
Именно поэтому не убывает заказов у Натальи Кондратьевны, быстро расходятся по домам все, что сделали ее руки. Можно бы сказать: повезло человеку, его состояние в его руках. К сожалению, все вещи дарятся бесплатно, не принося умелице ничего, кроме радости творчества.
Самый острый дефицит нашего времени – дефицит доброты. И больше всего от ее отсутствия страдают ранимые, распахнутые навстречу всем людям души. «Зачем быть злым?» - искренне не понимают они.
Наталье женская доля выпала немногим отличная от тысяч других. Училась в школе им. Трубицына в селе Мерке. Потом закончила Отделение техника – архитектора в городе Омске. Девчонкой с нетерпеливо  ждущим ласки сердцем выскочила замуж, да нежности, понимания не довелось испытать. И естественное женское желание притулиться к плечу сильному, теплому не сбылось. Напротив, столкнуться пришлось с совсем другой позицией.
И все же не потеряла душа своей тонкой чувствительности, потребности высказать ее. Владеть даром слова – особый талант. Все мы в большей или меньшей степени получили азы литературоведения по школьной программе. Но «сердцу высказать себя дано не каждому». Потому так глубоко трогает нас ее поэзия и проза – голос души. Потому так благодарны мы поэтам, в чьей власти выразить в стихах то, что не в состоянии одеть в слова мы сами.
Теперь многим не до стихов – время не то. Но вот у Натальи пишутся: «Бросаюсь я в пучину жизни. И то б успеть, и то объять. Своим бы взглядом все увидеть, так хочется весь мир познать».
Подрастают двое сыновей – так хочется отдать им все, что есть в себе хорошего. Чтобы передавалась им способность творить своими руками красоту карандашом, красками, кистью. И у каждого свое лицо и в первых творческих работах, в характерах. Старшему - обидчивость, легкоранимость передались от матери. Так же и гложущая душу жажда знаний, желание попробовать себя везде, во всем. Младший взял больше от отца, ни у кого в долгу не останется, каждому даст сдачи, не боясь встать людям поперек. Но каждый - родной, любимый: «Пусть будет все не так, не все прекрасно. Пусть все не сбудутся желания, мечты. Но греет мысль, что трачу силы не напрасно, и детки вырастут нормальными людьми».
«Жалеет - значит  любит» - говорит народная мудрость. А этой женщине всех жалко: и оставленных прежним хозяином собак, которых и кормить - то нечем, а выгнать рука не подымается. Жалеет она и детей, которых учит в школе, в студии изобразительного искусства. Жизнь трудная пошла, и будущее у сегодняшних детей неизвестно каким будет.
Вот и старается она дать в руки профессию, тянет учиться в народный университет. Созданная по ее инициативе, изостудия объединяет в своих рядах одаренных ребят. Своей задачей она видит не только выявление и развитие природных талантов детей. Ее заботит, в первую очередь, чтобы свое свободное время ребята использовали не для озорства и детских шалостей, а были заняты серьезным, полезным делом.
Наталья считает, что научиться рисовать может каждый. Главное в этом деле – старание и усидчивость. А бывает наоборот: у ребенка существуют природные задатки, но нет желания,  а потому способности не развиваются.
За три года занятий в изостудии они добились заметных успехов. 12 из них поступили в Московский заочный народный университет искусств. С тремя из них, учениками 8 класса Пашей Суриным, Алешей Рыбиным и Денисом Барабановым, мы познакомились в колхозном клубе, где они демонстрировали выполненные руками членов изостудии картины, панно, мягкую игрушку (кстати, все трое ребят поступили в МЗНУИ).
Наболевшим поделилась с нами и Наталья Кондратьевна:
- Не могу согласиться с тем, что сейчас, мол, плохие дети. Такие-сякие, они тебе и заборы ломают, и крыши разбирают, и на стенах рисуют. Неправда, ребята у нас замечательные. С ними просто нужно заниматься, не оставлять их на произвол судьбы. Иначе, как говорится, сигарета в зубах и бутылка в кармане. А ведь у нас даже фильмы в клубе не демонстрируются. Так чем же заняться детям? Ведь от того, какими вырастут наши дети, зависит будущее.
Не отказывая никому, Наталья пишет картины, которые вдали от нее будут согревать сердца неброскими пейзажами, домами села, где прожита жизнь, простыми предметами быта. Причем делая это от души, не думая о деньгах: «Что деньги! От них много ль прока? Все унесет земная плоть. Но красоту земли до срока душой своей почувствуй хоть».
В творческом списке Натальи – пять персональных выставок. Эдуардас Межелайтис как-то высказал любопытную мысль: «Искусство должно потрясать. Если оно не потрясает, это не искусство». С этой точки зрения, работы Наталии – и портреты, и пейзажи, и натюрморты – действительно потрясают: уверенностью авторского почерка, уравновешенностью тонов, красочностью. А еще – умением преподнести обыденный сюжет так, что он вызывает интерес.
А забот - простых, земных у сельчан всегда хватает. Хочется жить как человек, в нормальном, пригодном для жилья доме. Этим летом продала свой старенький домишко. Чтобы купить новое жилье, пришлось продать корову – кормилицу.
Живя между людьми – инвалидами (отец, одноклассник, соседская девочка...), Наталья рано поняла, что люди не имеют право быть счастливыми, когда рядом страдают такие же люди, но не имеющие возможности дать отпор в случае нападения. Она отдает все, хотя сама нуждается во многом. Наталья считает все это мелочи земные и готова даже мужа отдать другой женщине, чтобы и она получила хоть какую -то радость. И муж уходил, злясь на нее, что раздает всем последний даже хлеб, не заботясь – что сама будет есть. Всегда говорила: «У вас есть хоть кусок хлеба, а у некоторых нет и этого».
Домашние заботы, усталость от работы все же не так огорчают как грубость, непонимание людей. Жизненные силы возрождаются только любовью, особенно для женщины, которой, нежность и любовь необходимы, как воздух.
Так пусть же радость жизни, свет надежды
Не покидают женские сердца
Пусть будут они ласковы и нежны,
И счастливы любовью до конца.