Родовое гнездо

Лариса Иванова 1
   В детстве я слышала о большом доме, якобы принадлежавшем нам. Но о нем говорили так редко, что тогда я не поняла, почему наша большая семья ютится в маленьком доме. Ни бабушка, ни мама не распространялись на эту тему, да и мы, дети, наверное, особо не интересовались прошлым. Молодые обычно живут будущим, а историю изучают по книгам. И я к истории относилась как к чему- то настолько далекому, что ко мне она не имела никакого отношения.
Изучением истории рода занялась наша старшая сестра. Она расспрашивала старожилов, копалась в архивных материалах.  Из собранных ею материалов мы узнали, что наша бабушка из большой семьи. Сосватали ее в 15 лет. Потому как предложение сделал мужчина из купеческого рода, предложение было принято. В 16 лет она переехала к мужу в д. Аранец в громадный двухэтажный дом. На одной половине дома жили родители мужа, на другой- молодая семья, каждый год увеличивающаяся новорожденным ребенком.                А потом – раскулачивание. Мужа арестовали, родителей мужа сослали, а ей, беременной, позволили вернуться на родину только потому, что у нее было пятеро детей- погодков. Впрочем, у нее была возможность остаться в доме на своей половине. Надо было только отречься от мужа, от его  кулацкого рода. Ее вера в Бога была сильнее, чем в новую власть. «Мы перед Богом венчаны»- эти слова определили дальнейшую судьбу ее семьи. Я помню из уроков истории, как это хорошо- раскулачивание, колхозы, новая жизнь. И какие они плохие, эти кулаки и  единоличники. Теперь на все знания из книг по истории я смотрю  глазами бабушки. Кулаки? Да,  по всем меркам советской власти, если есть большое хозяйство, наемный труд. Но большое хозяйство появилось не на пустом месте. Его создавали тяжелым трудом. Вся семья работала много круглый год. Наемный труд применяли в период сенокоса, предоставляли работу тем, кто нуждался в ней, оплачивая их труд. Я увидела  дом, когда- то абсолютно чужой для меня. Я увидела наш дом, теперь родной, потому что я знаю тех, кто здесь жил. Я знаю их судьбы. Я восхищаюсь их мужеством, трудолюбием. Теперь мне интересна история моего рода:  в нем были сильные люди, которые жили в трудные времена. Но даже не зная историю этих людей, по дому я могла бы понять многое. Двухэтажный дом крайне редко встречается в наших краях. При обилии леса строили дома маленькие: легче обогревать. В этих краях зима была длинная, а морозы суровые. Двухэтажный дом- это новшество, которое в те далекие года не прижилось: лишний труд, лишние хлопоты. В маленьком доме, часто в одной комнате, жили несколько поколений. В строительстве двухэтажного дома  применили и  традиционные способы: маленькие окна, низкие дверные косяки для сохранения тепла.   Мой прапрадедушка строил дом основательно: для себя, для своих потомков. В нем прожили три поколения его, моего рода. На сегодняшний день этому дому больше 200 лет.   И мог бы дом стоять еще очень долго, если б за ним ухаживали с такой же любовью, с какой его строил хозяин. Бревна имеют такой диаметр, что мне обхватить сложно. Но, лишившись хозяина в 30- е годы, дом лишился заботы. В дальнейшем дом использовали на всю мощь. Он никогда не пустовал: одна семья сменяла другую, третью, четвертую…., но те все были людьми временными. Его использовали как вокзал: поселяли приезжающих в деревню, пока те не обзаводились своим домом. В нем в разные времена размещались школа и магазин. Кажется,  крепче этого дома в деревне не было домов. Его комнаты выделяли тем, кто по разным причинам лишался своего угла. Дом служил верой и правдой. Русские печки на четверть комнаты на обеих половинках и на каждом этаже согрели многих людей. Теперь я осознаю, что значит «родовое гнездо». Это то,  что построено с любовью к последующему поколению.                Меня поразили углы дома. Они  непривычно закруглены.  Зачем? Сделать такой угол гораздо сложнее, чем  построить дом с прямыми углами. Это теперь каждый знает, что закругленные края стола более благоприятны, чем острые. А круглый  дом идеальное место для проживания. Но это сейчас, в век интернета, а тогда? Неспроста, ох неспроста, не от безделья, не от желания чем- то выделиться, эти углы хозяин закруглил. Он уже в те времена владел знаниями о влиянии окружающих предметов на человека. Это было мое предположение на тот момент, когда я увидела углы из бревен, похожих на лыжи. Такая мысль появилась в моей голове, но самой же себе показалась нереальной: откуда такие знания в те времена? Возможно, не такие глубокие, как сейчас наукой доказано, но мой прапрадедушка что- то точно знал об этом. Я нашла подтверждение моей догадки в воспоминаниях старожила и дальней нашей родственницы. Она утверждает, что мужчины нашего рода того времени были людьми образованными, знающими. Не каждый мог стать купцом. Их были единицы, и знали их по именам. Трудолюбие, любовь к знаниям, новаторство, основательность, предприимчивость, отсутствие страха перед неизвестностью, вера в себя, ответственность, лидерство…. Такие качества были присущи моим предкам по мужской линии. Мне об этом рассказал дом, наш дом.                Внутри дома есть бревна в полнейшей сохранности. По ним можно воссоздать образ всего дома: добротный, теплый, уютный, зажиточный. А со стороны улицы дом держится из последних сил. Нижние венцы сгнили, задняя часть разрушена и уже разобрана на дрова. В какие- то комнаты заколочены двери во избежание обрушения потолка. Удивительный гигант из прошлого не сдается. В деревне много заброшенных, разрушенных,  гниющих домов. Но в двухэтажном доме сохранилась сила духа. Он стоит.  Уже третий век. Деревянный дом из лиственницы- наше родовое гнездо. 
Июнь 2019 Л.Иванова. Фото автора.