Романово. Оглянись, здесь была...

Ирина Жгурова
 
---Белые звёзды памяти---

Многотысячная колонна с пением молитв шествовала по Екатеринбургской темноте, осиянной городскими фонарями. Утро высветлилось у лесной дороги. Паломники направлялись к заветному месту.
Каменные ступени вели к постаменту, с которого привечал гостей близкий сердцу «Святой страстотерпец царь Николай II». Цветы у подножия памятника дышали хвойной свежестью. А возле берёз возвышался монумент - величавая «Святая страстотерпица царица Александра Феодоровна 1872-1218» с верой во взгляде. Вазы с белыми лилиями почтительно стояли на восьмиугольной площадке памятника. Дорожка вдоль соснового караула вела к многокупольному храму. Ангельские взоры царственных детей сквозь каменную оболочку скульптуры вливались небесным единством в сосны, храмы, сердца людей.    
Волнистую поляну с неглубокой выемкой окружила зеленоглавая галерея: удерживаемый опорами помост с перилами парил над мягкими складками коричневых «волн» с белыми звёздами - безмолвными лилиями. Согнулись в поклонах папоротнички, шелестели рослые берёзы. Между стойками огороженной перилами галереи, словно на окнах вагонов, держались большие портреты. Молитвы заполняли круговое пространство и взлетали ввысь. Под развевавшимся флагом нёс памятную вахту восьмиконечный дощатый Поклонный Крест и бронзовой «берестой» с загнутыми краями напоминал: «Святые Царственные страстотерпцы молите Бога о нас».  Цветочные гирлянды нисходящими потоками обрамили портретные образы: императора Николая с орденами, цесаревича Алексея в парадном мундире, императрицу Александру в белом платье с красной лентой и ангелов -  цесаревен. Неземные глаза божественно прекрасной Семьи смотрели сквозь время на лилии, над которыми незримыми птицами кружили незабвенные имена.
Небо распахнуло синеву. Над звёздной поляной тихо проплывала печаль: «...Привезли бензин и серную кислоту, достали трупы, раздели, разложили по кострам. Двое суток дымилась тьма над Ганиной Ямой. Так горела Царская семья: два костра были внутри нынешней галереи, а третий – на месте Свято-Никольского храма. Убийцы забросали пепел глиной, оставшейся от разработок руды, и уехали. Через три дня в город вошли белогвардейские войска. Возник вопрос: «Куда делась Царская семья из Ипатьевского дома?» Газеты разместили заказные статьи о том, что Семья выехала в Европу к родственникам, а Николая Второго отправили на суд в Москву. Городское общество не возмущалось – оно затуманилось бесовской злобой к Хозяину Земли Русской и матушке императрице.  Безумцы радовались исчезновению Царской семьи».
Не ведали, что творили...
2019, Ганина Яма

---Оглянись, здесь была...---

Над заросшим простором белела свечой маленькая церковь Казанской Божьей Матери. Вдали гуща дикоросов зажала изгиб реки, зеленевшей то ли отражением трав, то ли ряской. Горизонт огородился частоколом берёз. Небо обняло Поклонный крест, установленный на холме в память о расстрелянных служителях церкви. Табличка напомнила: «Упокой, Господи, души усопших рабов твоих - церковнослужителей храма сего. 1876-2007 гг.»
...Шпиль с крестом венчал купол стройной колокольни. Проснувшееся солнышко приласкало небесные купола одинокой церкви, радовавшей светлой благостью зелёный пустырь. 
Венок и цветы в вазах украсили киот с Казанской Богородицей, сиявшей золотым солнцем. Руки Матери на праздничном образе, спрятанные под накидкой, заменил жест Младенца - Его правая рука благословляла двумя перстами.
В другом киоте красным трепетом встречала праздник икона «Сладкое Лобзание», прибывшая со священной горы Афон. Богородица и Сын явили прозрачную нежность соприкасания лиц и трогательную близость губ. Мать бережно прижимала Сына, упруго скрестившего ножки, а Он левой ручкой держал лицо Матери, правую протянув к людям. Прозрачная рубашечка выглядывала из-под края одежды.
Богородица в белом плате, обнажившем волосы, держала распростёршего ручки Малыша в белой рубахе.  «Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы», - так утверждала Спасительница России: «Я всегда нахожусь с Вами, и никто Вас не обидит». Название образа наполняло сердце надеждой: милость Богородицы всегда покрывает нас.
Босой Василий Мангазейский в длинной белой рубахе стоял на горе перед монастырём: в правой руке держал крест, в левой - связку амбарных ключей, которыми был убит. Чудотворец шестнадцатого века стал первым святым, прославленным в Сибири. Тело безвинно убиенного было предано земле, но через полвека явилось близ храма. Святой Василий помогал путникам и охотникам, исцелял и охранял от самоубийства. Почитание мученика «лицом млада, мала возрастом, образом священнолепна, очи имуща светли, взирающе прелюбезне, власы же главы его русы» способствовало обращению в православие коренных жителей Севера.   
Образ святого старца Феодосия скрывал нишу, в которой хранились уникальные святыни в мощевике. Преподобный Феодосий более ста лет прожил на Кавказе и помог многим. 
Колокольный звон посеребрил набежавшие тучи. Казаки, приехавшие из ближнего села, поставили на носилки храмовую икону, взяли хоругви и первыми вышли из храма на Крестный Ход. Накануне вечером они были благословлены видением летевшего в небе ангела. 
Во дворе церкви блестел Поминальный Крест возле камня с надписью: «Оглянись, здесь была деревня Романово до 1969 года».  Прежде на этом пустыре жила казачья станица. Сельчане защищали свою землю, но победило зло: церковь была уничтожена, и село исчезло.   
На этом месте происходили чудеса: Романовский храм особенный – нет населённого пункта, тишина и спокойная молитва. Лет десять назад старосте явилось чудо – молитвой вылечилась маленькая дочка: читал утреннее правило у разрушенной церкви.
В тот год и решили восстановить церковь.  Явился к старосте сухонький монах в белой одежде: «Что вы здесь делаете?  Ничего у вас не получится.»  Староста пришёл к развалинам – и опять перед ним встал тот инок: «Из Абалакского монастыря приедет батюшка, попроси, чтобы он отпел невинно убиенных монахов – Арсения, Вениамина и Бориса». Через два дня отпели, поставили крест на пригорке. В надписи же имена не указали -   других безымянных почтили тоже.
Для стройки нужно было привезти десять тысяч кирпичей, но денег собрали только на четыре – жители окрестных сёл помогли. Трактором выровняли площадку, но пока шла стройка, кирпичи бывшей церкви чудесным образом выходили из земли: шесть тысяч целых и покалеченных. Их вперемежку с новым кирпичом выкладывали по периметру стен.
Цемент закончился. Каменщики стали собираться домой. Только зашли в вагончик - услышали гудок. Из «Газели» вышел водитель: 
 - Полдня вас ищу, найти не могу.
 -  Зачем ты нас ищешь-то?
 - Привезли вам из Тюмени полторы тонны цемента!

Неизвестно по сей день, кто цемент отправил.

...Однопрестольная Богородице-Казанская церковь в селе строилась всем миром в 1876 году. По легенде цесаревич Александр Второй посетил село проездом из Тюмени.  После революции до разрушения церковь была складом, потом клубом. Новые хозяева страны угнали скот, закрыли школу, глумились над храмом. Жители покинули дома. Остались руины и сброшенные колокола. С возрождением страны заново родилась и маленькая церковь, а через три года она встречала колокольным звоном первых паломников. 
Высший дар природы – жить, чем его измерить?
Чудо надо заслужить, увидев – поверить.

2019. Село Романово Тюменской области