Пианинка

Владимир Рабинович
Пианинка (моим братьям посвящаю)
----------------
1977 год. Мне 27, моему брату  25. У нас раскладная туристическая байдарка Салют-2.  Все прошлое лето ходили по Браславским озерам, а в этом году решились спуститься от Борисова по Березине вниз, до Днепра, а по Днепру подняться наверх к Рогачеву. Из Рогачева родом наш отец.
 За час собрали лодку, загрузились и поплыли. Это был конец лета, хороший теплый солнечный вечер. Изумительные пейзажи по обе стороны, еще чистой,  реки. Березину убьет Бобруйск.
 Тишина. Речной закат. Из состояния восторженного созерцания меня вывел возглас:
- Эй, хлопцы, плывите сюды!
Слева был, выходящий на реку задник какой-то фабрики . На берегу лежали оструганные бруски хорошего дерева. Наверху баррикады с удочкой стоял мужик, одетый, несмотря на теплую погоду, в пальто. Он подзывал нас жестами. Мы подплыли. Мужик изобразил «закурить», я показал ему издалека пачку Орбиты. Он довольно резво, не выпуская удочки из рук, прыгая по бревнам, спустился вниз и ловким щипком вытащил из протянутой пачки две сигареты, сказал извиняясь:
- Гэта мне на ўсю ноч. Я тут сторожем сторожу.
- А что ты сторожишь?
- Пианинку.
Он показал руками вокруг себя.
- От кого?
- Калгаснікі на лодках  лес крадуць. На дровы.
- Что такое пианинка? – спросил я.
- Фабрика где пианины робяць.
- А если людям нечем печку топить, - сказал я, желая вытянуть из аборигена что-нибудь фольклорное.
- Хай ідзе ў лес і нарубиць сабе дроў, - указал мужик удочкой куда-то в космос .
- А что, вам жалко?
- Да, шкада, - сказал мужик с горячностью, я затронул какую-то важную для него тему.
- Ну, и как вы сторожите народное добро?
- Ганяю, - сказал мужик. - Слухаце, хлопцы, раз вы такія добрыя, што далі мне закурыць, можа ў вас і выпиць знойдецца?
У нас была фляжка с водкой, для медицинских нужд. Я налил мужику в разъемный стаканчик и спросил:
- Закусить вам  дать?
- Не ня трэба, я хлеб с вайны заўсёды з сабой нашу.
- Зачем?
Он усмехнулся моему непониманию и сказал:
- На случай,  кали выпиць предложат.  Он проглотил водку и закусил чем-то, что отщипнул в правом кармане.
- Тут цэлыя банды, я их гоняю, - сказал мужик.
- Как?
- Есть у меня одно, чего аны баяцца.
Он достал из глубокого левого кармана своего пальто одноразовую ракетницу. – Жадаеце стрэльнуць? Цяпер вечар, прыгожа будзе. Налейце мне яшчэ пляшачку.
- Откуда это?
- Зять прапарщык, - сказал мужик.
- Мне нужно две таких – сказал я.
- Сто грам і цыгарэты, што ў пачке засталіся.
Сделка совершилась. Разомлев от водки, мужик спросил:
- Если вам піяніна нужна? Можно договориться, хлопцы из цеха вынесут, "Беларусь", ўжо наладжанае. Адразу можна садзіцца і играць.
- Куда нам пианино, - показал я на байдарку.
- Ну, ня ведаю. Тут адны армяне на катэры пад'язджаюць, па дзве штукі бяруць
- Что, целые пианино?
- Да, пианино. Не чурки, печку топить, а пианино. Разумееш, чаму я гэтых беларусикау ганяю.
Попрощавшись с мужиком, мы оттолкнулись от берега, вышли на середину реки и слаженно, отработанными движениями, погнали свою байдарку вниз по течению, торопясь выбраться подальше от города до темноты. Где-то вдали раздался хлопок, и в небо взмыла сиреневая ракета.
- О, салют в нашу честь, - сказал мой брат.
Я включил спидолу и настроил на польское радио «Адынка».
«Лучший джазовый саксофон Польши - Збигнев Намысловский и лучшая джазовая певица Польши - Уршуля Дудзяк», - сказал диджей.