Храм Гроба Господня. Легенды на ощупь

Марина Даренская
После посещения гробницы царя Давида автобус повез нас на перекус. Тем, у кого закончилась вода, предлагалось купить ее у водителя. И, по-моему, недешево.
Вообще-то здесь в любом кафе, в любом офисе можно попросить воды и набрать с собой бутылку, попоить свою собаку. В Израиле чутко относятся к проблемам обезвоживания. А местные жители носят с собой её запас и пьют ещё до того, как чувствуют жажду.

Повез нас экскурсовод Илья в трапезную монастыря святого Ильи, своего тезки, которая находится недалеко от города. Возвестил цены на блюда. Проводники в прошлых поездках, указав какой-либо ресторанчик, рассказывали, где можно расположиться, если еда у вас с собой. Но не на этот раз… Он прямо таки вел нас к кассе ресторана без всяких разночтений. Садик возле трапезной явно использовался экскурсантами из других автобусов для этой цели. Впрочем, надо же было, наконец, по совету Норы, попробовать фалафель. Это такие шарики-котлетки из нута со специями. По мне, так - легкая и сытная еда. Салатов и оливок можно было набрать любых с горкой, и прилагался ещё талончик на кофе. После, пока мы ждали время отправления автобуса, на склоне неподалеку козы и овцы мирно паслись под оливами, демонстрируя покой и пасторальное настроение здешних мест.

Когда автобус двинулся в Иерусалим, Илья предложил заказать заздравные и заупокойные молитвы в Храме Гроба Господня. Звучало впечатляюще.
- Сорокоуст – 25 долларов, а разовое упоминание – 5 долларов.
И он раздал желающим разлинованные длинные листики. Уже говорила раньше, что не слишком обеспечена, но подумалось, - если в таком месте хотя бы раз прозвучит просьба о здоровье моих близких, наверное, это будет правильно.
 
Пока мы медленно продвигались в центральной ротонде храма к Куву;клии, чтобы прикоснуться к мраморной плите, которой укрыт камень - место последнего упокоения Христа, экскурсовод указал нам нишу, где расположился худой православный служитель с редкой бородой. Рядом с ним лежали свечи, иконы, сувениры для продажи.

Подала ему свой список имен, он сделал приглашающий жест дланью в сторону блюда, на которой горкой высились разноцветные купюры явно большого достоинства. Я пристроила свою пятерку евро наверх горки, в это время в нишу заглянула другая посетительница, и он отвлекся. Считая, что дело сделано, вернулась в толпу.
По соседству женщина из нашей группы рассказывала, что этот служитель отказался брать у кого-то список, показывая знаками, что приношение, пожертвование - слишком маленькое. А у человека с собой денег больше не было... Я забеспокоилась – вдруг он не увидел мою денежку? И все это было зря? А потом подумалось – если объяснялись мы жестами, как они прочтут потом имена, написанные на русском? Что-то не стыковалось.

Мои мирские сомнения развеял супруг:

- Просто считай, что это пожертвование. Посмотри на украшение храма. Его убирают, в нем принимают народ со всего света. Будем думать, что мы внесли маленькую лепту.

А уж прозвучит ли заздравная молитва – это на совести священников. Они ведь тоже - просто люди. Не буду говорить про бизнес, но как-то всё очень бодро продается и покупается вокруг для бессмертной души.

Христианским миром считается, что Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) возведен на месте казни, погребения и воскрешения Иисуса. Ещё с четвертого века нашей эры он стал местом, куда устремляются паломники со всего света. Большой вес в этих местах имеют служители православной церкви Иерусалима, и ещё несколько христианской конфессий управляют храмом согласно схеме, установленной несколько веков назад. Каждый год здесь проходит обряд схождения Благодатного огня. Считается, что год, когда огонь сюда не снизойдет, станет последним в истории человечества. Ключи от храма хранят две мусульманские семьи из поколения в поколение. Нам показали ничем неприметного добродушного мужчину в клетчатой рубахе – хранителя…Вернусь в Иерусалим. Чем ближе мое затянувшееся повествование к его финалу, тем сложнее рассказывать. Я становлюсь рассеянной, и мысли разбегаются, кто куда.

Может, дело в том, что о таких святынях и не поведаешь по-настоящему. А уж о своих чувствах в таких местах - тем более. К тому же, даже память в моем маленьком боевом фотике оказалась переполненной. Поскольку супруг пользовался экшен-камерой, фотографий совсем мало. Конечно, я и помыслить не могла, что окажусь в таких местах-просто в голову не укладывалось.
 
Хранитель—мусульманин каждый день отпирает двери храма полукилограммовым ключом. Два раза в неделю проверяет исправность замка, и, если нужно, сам чинит его.
Высоко над Кувуклией находятся двери, которые открывают к Пасхе.Сквозь них падает луч. А дальше уже, по свидетельствам разных столетий, происходит чудо. Если верить источникам, благодатный огонь может появиться и огненной росой, и шарами света, и сполохами. И изначально он не очень-то горячий, его возможно даже взять в руки. Церемонию схождения божественного огня зовут Литанией.

Сама часовня, куда снисходит пламя, разделена на две части: придел Ангела и Гроб Господень. В приделе Ангела хранится часть камня, заслонявшего вход в пещеру гробницы Спасителя. Дальше в маленьком помещении лежит плита, закрывавшая когда-то трёхдневное ложе Христа. На ней и появляется благодатный огонь, от которого позже зажигаются светильники и свечи храма.

Обычно в Кувуклию пускают всего на минуту, монахи поторапливают и деликатно следят, чтобы туристы не ударились макушкой. Справа от Кувуклии - лампады с благодатным огнём, горящие весь год от Пасхи до Пасхи. Верующие зажигают от них связанные свечи и сразу гасят. Мне говорили, их лучше гасить пальцами, но когда горят 33 свечи(по числу земных лет Христа ), это приличных размеров факел.
Опаленные свечи везут домой, близким, для очищения и защиты домашних очагов от любого несчастия.

Перед крутой лестницей, ведущей на Голгофу, лежит камень миропомазания, куда был принесено тело Иисуса после распятия. Никодим и Иосиф Аримафейский, последователи учения, здесь умащивали маслами снятое с креста тело, готовя его для погребения.
На этой плите святят нательные кресты, свечи, сувениры и, к моему удивлению, все подряд, вплоть до мобильников. Экскурсовод, который постоянно нас поторапливал, увидев, что мы раскладываем на камне разные предметы по очереди, принялся командовать:

- Не надо вытаскивать ничего! Кладите прямо в сумке.

Так что и сумки, и полиэтиленовые кульки были освящены за компанию.

Прямо под Голгофой есть придел Адама. Здесь через небольшое стеклянное окно можно увидеть часть горы с трещиной, образовавшейся, когда распяли Иисуса. Эта трещина в скале, ведущая вниз от Голгофы, по преданию, расположена над останками Адама.
На Голгофу мы попали не сразу - шла католическая служба. Монахи, стоя на коленях, слажено и мелодично пели псалмы .

Друг за другом экскурсанты прикоснулись ещё к одному камню-месту казни. Наш гид сурово отгонял рослую англоязычную леди, пытавшуюся затесаться в группу. Она очень удивлялась, глядела возмущенно и непонимающе, но продолжала движение вперёд

- Почему ты всё время оказываешься сзади всех? - удивлялся мой супруг.

Представляется странным расталкивать людей в таком месте, а уж ругаться с кем-то "вас здесь не стояло" - вообще дикость. Уж лучше уступлю, меня не убудет.
 
На фасаде здания, на уровне второго этажа, есть неприметная деревянная, некрашеная, серая от времени "недвижимая лестница", которую когда-то использовали монахи. Ее не убирают, она один из символов установившегося порядка между конфессиями. владеющими разными частями храмового комплекса. Опора лестницы на православной территории, а ее конец приставлен к части, принадлежащей армянской церкви. Вносить любые, даже самые ничтожные, изменения в конструкцию храма можно только с согласия представителей всех шести конфессий, поэтому убирать этот элемент прошлого веками никто не решается. На место истлевшей лестницы снова ставят такую же.

Одна из колонн фасада Храма Господня расколота. Пишут, что появилось это повреждение в 1634 году. Греческая и армянская церковь в разные дни праздновали Пасху.И в этот год православных прихожан не пустили в храм на церемонию. Оставшиеся за дверью, служители молились у стен собора. В колонну ударила молния, и святой огонь вспыхнул снаружи храма. Нам рассказали о мусульманине, турецком солдате, свидетеле произошедшего, который во время схождения огня упал с десятиметровой смотровой вышки, но не погиб, и принял христианство Даже предъявили след его остроконечных чувяков на одном из камней, которыми вымощен двор...

В то время как мы неслись по Иерусалиму крупным галопом за разноцветным зонтом нашего экскурсовода, вокруг светились и безуспешно звали нас лавки арабского базарчика. Развалы старого и нового, волшебные лавки восточных сказок…
Мужчина с косыми глазами кричал, что отдаст набор сувениров за пять шекелей (в магазинах они не стоят меньше десяти). Гид наскоро приценился к пучку красных нитей для кого-то из группы, и рванул дальше, не снижая темпа.

Я всё удивлялась этим простым штукам, почему они столько стоят? Ну, нитка - и нитка. Обычная, как для вязания шапок и шарфов. Ярко-красная. Почитала, вот уже теперь. Оказывается, это мощный оберег. И в теории, свитые из овечьей шерсти нити обматывают вокруг гробницы Рахили, праматери всего дома Израилева, затем режут на кусочки. Нить носят на левом запястье, скрепленную на семь узлов. Завязать оберег должен надежный, близкий человек.

По преданию реально когда-то существовавшая Рахиль чувствовала призвание защищать окружающих от грехов. Грехов не только в физических действиях. От злых помыслов других, и от собственных темных мыслей человека. Могила ее находится рядом с Вифлеемом. Века назад появился ритуал, в основе которого лежит философия Каббалы. Левая рука считается получающей. А правая – отдающая. Чтобы мы не тащили в себя, что ни попадя, - такая бесхитростная защита, связь с намоленным местом. К слову, я так и не купила эти нити. Потом с удивлением обнаружила такие на руке у некоторых знакомых. Красные нити указаны третьими в списке сувениров, которые привозят домой гости, посетившие Иерусалим. Ко всему прочему, красные нити использовали и древние славяне, и практика Фэн-шуй.