Фотография из маминого альбома

Галина Калинина
 
Ночь. Не спится. Беру в руки старенький альбом мамы. На первый взгляд фотографии в нём наклеены в беспорядке. Оказывается, мама разобрала их по времени происходивших событий. Замечаю, что первые из них наклеены силикатным конторским клеем, а остальные клеем ПВА, который не разрушает бумагу. Вспомнила, что когда-то мама просила меня купить такой. Между обложкой и первой страницей лежала не вклеенная  фотография. Она выскальзывает и падает на пол. Поднимаю и начинаю рассматривать.
Это школа. Семьдесят учеников в шесть рядов разного возраста с разницей в 1-2 года и четыре учительницы в центре. Деревенские ребятишки в домашней одежде. Никакой формы. Ближние дети, кто на коленках, кто в приседе. Изображения лиц мелкие, но чёткие. Я стараюсь разглядеть каждого человека. Фотограф уловил момент, когда все смотрят широко открытыми глазами с ожиданием чего-то необыкновенного. Взгляды устремлены в будущее, с надеждой. Обращаю внимание, что мальчики все подстрижены наголо, а  шестеро  девочек в платочках.
Как-то спрашивала маму: «Почему в платках?» «Тиф был. Переносчиками тифа были вши. Вот волосы и обстригали.»
Мама сидит с краешку, тоже обстрижена. Боялись, что заболеет педикулёзом, а там и до тифа недалеко. Многие умирали от этой болезни.  Девочка  стеснялась, и села туда, где её не очень замечали.
Это единственная фотография школьных лет и мама её очень берегла. Часто, глядя на неё, вглядываясь в лица детей, смахивала слезинки с глаз. Я тогда не понимала, почему она плачет.
А теперь, по прошествии лет, когда сама уже прабабушка, увидев эту фотографию, по-новому посмотрела на неё. И хотя все, кто на ней изображены, мне не знакомы, предстали передо мной в другом свете.
Самое главное, на  что я обратила внимание – над дверью, позади учеников, висит плакат: «14 ЛЕТ У НАС СОВЕТЫ и 2 даты» По ним я узнала, что через 10 лет начнётся Великая Отечественная война. Мало кто останется в живых из этих ребят. Так вот почему плакала мама, склонившись над этой фотографией!
Это они, её одноклассники, первыми ушли на фронт, когда началась война. Это они  защищали нашу землю от захватчиков. Это они, почти все, погибли, пролили кровь, зная, что дома ждут матери, вырастившие их и проводившие в бой за свою землю, за лучшую жизнь, за мир на ней.  Ждут в родном селе Карачелка, на берегу речки Миасс, в Зауралье.
Это их научили любить свою Родину больше своей жизни эти четыре неизвестных мне учителя со старой школьной фотографии, чтобы, не раздумывая, их ученики, в будущем ушли на фронт, защищать  её, не жалея жизни. Они вырастили героев!
Вот что рассказала  мне эта невзрачная старая фотография из маминого альбома.
Я тоже буду беречь её и передам своим детям. Пусть расскажут своим детям и внукам о тех, кто на этой фотографии.
Будем помнить!
PS.
Если у кого-то в семейном альбоме сохранилась такая фотография, прошу связаться со мной по электронной почте kalinka47@mail.ru
С уважением Калинина Галина Владимировна.