Киты и овцы острова Скай

Виктор Либеров
«И если б здесь не делали детей, то пастор бы крестил...» овец.

Поездка по Шотландии была сумбурно-импровизационная, но, безусловно, впечатляющая. Каждый день новые места, каждый день новый ночлег. И главное - природа.
И мне все думалось, что если бы англичане не завоевали Шотландию, то местные бы просто пасли овец и были б счастливы абсолютным счастьем. Это не стеб и не уничижение. Просто ощущение, что всю атмосферу страны формирует природа, ты сливаешься с ней и растворяешься в ней. Чувствуешь ее энергию, прошедшую через всю кровавую историю людей, бывшую до них, и будущую после. Похожего ощущения у меня не было нигде, кроме, разве что, Грузии. Но там иначе.
Мы ехали на остров Скай. Ночлег нашли заранее, а точнее за пару часов до. Было 8 вечера. Темно, дождь, ветер, как это принято на островах в ноябре, да и не только.
После 200 миль в полной темноте и еще 5 миль по бездорожью, мы добрались до деревенского домика. Нас встречала хозяйка, миссис Маккак-то. Улыбаясь открытой деревенской улыбкой, она проводила нас на мансарду своего дома, где мы должны были провести ночь. Я бился головой о деревянный скошенный потолок, был утомлен и раздражен, мне хотелось только выпить виски, который в этих местах в такой час раздобыть никак нельзя. Вообще, вся Шотландия, за исключением разве что Эдинбурга и Глазго, живет под диктовку природы, и когда заходит солнце, “в шесть вечера, как вследствие атомной войны уже не встретишь ни души..». Хозяйка, видя мою угрюмость, пыталась скрасить впечатления, приняв ее видимо на свой счет и своего жилища. «Зато у нас тут очень красиво! Вот увидите утром!». «Ага» - кивнул я, роясь в рюкзаке. Должно было хоть что-то остаться во фляжке! «У нас прекрасный берег прямо за забором. А там утес. На нем живет орел, очень редкий вид. Он часто летает по утрам, вот увидите». Виски во фляжке не оказалось, и я решил сразу же уснуть, чтоб не мучиться. Но доброжелательная хозяйка не унималась «А еще у нас есть киты. Они подплывают очень близко к берегу. И если громко посвистеть - они всплывают на поверхность. Они слышат!» Я никогда не видел китов. И никогда им не свистел, призывая всплыть передо мной. Это мысль меня немного отвлекла от тоски по алкоголю. «Что, правда?! Просто посвистеть?» воскликнул я. «Да, но только громко» - хозяйка была удовлетворена эффектом и с чистой совестью поспешила удалиться: солнце давно зашло – пора спать. Да и нам было пора. Мы за несколько дней смирились с шотландскими устоями, и темнота толкала в сон.
Я встал рано, около 7, когда все еще спали. Я выглянул в окно и увидел совершенно неожиданную картину. Солнце еще не поднялось над горизонтом. Мрачные тучи нависали, сужая пространство. Сквозь утренний рассеивающийся туман блестел металлом суровый северный океан, бесконечный и меланхоличный. В стороне прорезался синий силуэт утеса, укрытого доверху туманом, переходящим в тяжелые облака. Я никак не ожидал увидеть за окном такой пейзаж. Расписные слова миссис Маккак-то еще не всплыли в сонной голове, а вчерашняя ночная тьма и долгая дорога не давала ни одного повода думать, что мы очутились в магическом месте. «Здесь могут водиться орлы.. и киты!» - тут же вспомнил я, и поспешил вниз.
Я вышел во двор. Было холодно и сыро, воздух состоял из капель воды и тумана. «Выйдите со двора у красной калитки и вниз, прямо к океану» - вспоминал я слова хозяйки. Затопленная моросью трава, больше напоминала разноцветные водоросли морского дна. Я закурил и уверенно похлюпал к калитке. Сыро, холодно, ветрено, мокро, сыро, мокро, холодно. В тумане резко раздался крик младенца с больным животиком. Я испугался и хотел вернуться, но взял себя в руки. Прищурился. На меня с презрительным недоумением смотрела овца, с красно-зелеными метками на шерсти. Я замер. Овца тоже, впрочем, продолжая жевать уже отщепленную водоросль. Мы молча стояли и смотрели друг на друга. Она вопросительно, я восклицательно. Туман неспешно рассеивался. Сквозь него стали проявляться один за другим белые овалы с красно-зелеными пятнами. Я прищурился сильнее. На меня смотрело порядочное стадо хозяйских овец, чей мирный утренний пас я нарушил. Возможно, впервые на их овечьей памяти. Ситуация была патовая, уступать никто не хотел. «Там могут водиться киты, если посвистеть... и орел!» - вспомнил я. Эта мысль придала мне смелости, и я медленно похлюпал к океану сквозь стадо. Овечий взгляд сменился с недоуменного на откровенно враждебный. Если такие оттенки вообще можно различить в глазах этого глупого животного. «Спокойно, ребятки, спокойно, я не к вам, я к китам.. и орлу» - тихо повторял я, медленно и напряженно продвигаясь дальше. Овцы еще немного подумали, если такие процессы могут происходить в их глупом мозгу, и расступились. Человек победил! Человек - царь зверей, и птиц, и насекомых. Венец творения! Я распрямился и ускорился, продолжая хлюпать, но уже более твердой походкой. И через два шага, на спуске к долгожданному океану, я поскользнулся на мокрой склизкой траве и плашмя рухнул прямо в овечье дерьмо. Овец было много. И весь спуск был украшен горстками круглых какашек. Не скажу, что раздавил их всех, но и джинсы, и куртка, и руки были перепачканы смесью грязи травы и треклятого дерьма. Я проклял овец, и уже не боясь ничего сбежал к самому берегу.
Время выдохнуть и насладиться видом. Туман почти рассеялся. Солнце, должно быть поднялось, хоть и перекрывалось плотным заслоном туч. Но стало определенно светлее. И утес уже был виден полностью, так же, как и спокойный, задумчиво замерший океан. Сначала я долго вглядывался в вершину утеса и в небо, ожидая заметить парящего шотландского орла. Даже успел выкурить еще одну сигарету. Но орел все не летел. Никуда и ниоткуда. «Наверное, еще спит, как и все, кроме чертовых овец» - подумал я и решил сразу перейти к главному обещанному представлению, так как стоять все утро на холоде, в сырости и говне я не планировал. Выбросив сигарету я откашлялся, провел языком по засохшим и замерзшим губам. Итак, явление китов! Пора свистеть. Надо сказать, я умею свистеть как из себя, так и в себя. Еще в детстве научился и много раз хвастался перед девочками. Но получается очень тихо. А миссис Маккак-то велела свистеть громко, если я, конечно, хочу увидеть китов, а не просто вышел на утренний променад. А громко свистеть я никак не умел. Ни с пальцами, ни без. Давным-давно, будучи актером, я решил научиться так хулигански свистеть для одной роли. Засовывал пальцы, ломал язык, дул до посинения, смотрел ролики на ютюб, читал советы в интернете, но свистеть так и не научился. Так то - для роли, а здесь - киты острова Скай! Я размял пальцы, язык и начал дуть.
Не буду вдаваться в подробности. Я дул всеми способами, кровь отливала от головы, я боялся упасть в обморок - снова в грязь и овечьи какашки. Я свистел как мог, до боли, до хрипоты и кашля - сказались две сигареты натощак. Я свистел минут двадцать, а то и больше. Я замирал, отдыхал, прищуривался и снова свистел. Ни один кит, ни один… даже мелкий дельфиненок не всплыл передо мною, вальяжно переваливаясь с боку на бок и пуская фонтаны воды в небо. На глаза у меня навернулись слезы. Скорее от ветра, но и от обиды. Проклятые киты! Предатели! Я в последней надежде обвел взглядом небо и утес. Может хоть крылатый покажется напоследок. Нет. Они все сговорились против меня. Я быстро зашагал к дому. Тучи разошлись, проступило солнце. Какашки подсохли на мне и частями отпадали с моей новенькой водонепроницаемой куртки. По пути назад овечье стадо хотело было снова возмутиться и заблеять мерзкими голосами, но я присек это грубым криком на корню.
Дома все уже встали. Хозяйка встречала меня, грязного замерзшего и злого, у входа с улыбкой: «Доброе утро! Как спалось?». «Нет у вас там никаких орлов и китов» - сухо ответил я, сдерживая злость - «я полчаса свистел». Хозяйка сначала не поняла, и даже переспросила. А потом улыбнулась: «Конечно! Они приплывут в мае. Сейчас же ноябрь. Им тут холодно». Она посмотрела на меня с сочувственной жалостью, как смотрят на несмышленую, облезлую, но милую бродяжную собачку, которую и домой-то не возьмешь, и не покормишь ничем, потому что не бежать же из-за нее в магазин за сосиской. Я молча кивнул и поспешил наверх, смывать овечьи какашки и грязь.
Пора было ехать дальше. Впереди еще целый день прекрасного и неизведанного острова Скай.