Ч. 5. Цугольский дацан

Дарима Базарсадаева
ПРИМЕЧАНИЕ: Эта глава, и все остальные, была включена в мою книгу "Тоонто нютаг - место моего рождения. Очерки по истории Боржигантая - Бурят-Монгольского военного конезавода № 128". М., КРУГЪ,2021,400с.,ил.

В Цугольском дацане, как и во всех других буддийских монастырях, велась огромная работа, кроме обучения всему с азов, в первую очередь грамоте, степных мальчиков-хувараков (послушников), лам с разной степенью подготовки. Велось обучение желающих по избранной специализации  - эмчи (медицине), философии, иконописи, книгопечатанию, некоторые очень способные ламы отправлялись,  шли сами как паломники или для продолжения обучения в монастырях Монголии, Тибета. Велся прием населения каждым ламой – как психологом, астрологом и т.п., эмчи-ламами на территории Дацана, кроме поездок к степнякам по местам их кочевий.

В Дацанах велся также значительный объем канцелярской работы, которой могли заниматься только хорошо образованные, владеющие разными языками ламы. Это видно по имеющимся, частично поступавшим и сохранившимся документальным материалам буддийских монастырей в архивах Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области, Санкт Петербурга и Москвы.

Так, в Национальном архиве РБ хранится часть сохранившихся документальных материалов закрытого в 30-х годах прошлого века Цугольского дацана: список лам и хувараков на 1831 г. (документ на старомонгольской письменности); описи имущества дацана в связи с передачей жилых строений воинской части; прошения мирян о богослужениях; документы об уплате налогов.

Не могу не обратить внимание читателей на то, что положительный момент после перехода Буддийского храма в с. Цугол в ведение военных властей был в том, что они не уничтожили полностью все старинные постройки монастыря, сохранили Цогчен-дуган - главный соборный храм, памятник культуры, архитектуры и истории.

А также - окрестному населению, привыкшему веками обращаться за помощью в лечебницу Дацана, многие годы оказывалась медицинская помощь в военном госпитале с. Цугол, где лечились раненые в боях на Халхин-Голе, с японцами в 1945 году. В госпитале имелось и детское отделение также с высококвалифицированными врачами, медсестрами, всегда были все современные необходимые медицинская аппаратура и медикаменты, что не всегда имелось в местных медучреждениях. Моя семья благодарна всему коллективу госпиталя: в детском отделении в 1982 году спасли жизнь моего новорожденного сына (сепсис после переливания крови в роддоме, в другой области) врачи, служившие в этом госпитале по окончании Ленинградской военно-медицинской академии.

Так что жизнь всех поколений моей семьи, как и многих других бурят из Агинской степи, тесно связана с Цугольским дацаном, с Цуголом.

В ходе всяческой «оптимизации» и этот госпиталь в Забайкальском крае был ликвидирован в новейшие времена.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/10/26/763


Фото: Цугольский дацан. Акварель 1859 года забайкальского художника и педагога Рязанцева П.Н. (1829–1897) - из фондов Нерчинского краеведческого музея.