Женские образы немого кино

Лев Вишня
Образ «роковой женщины», этакой красотки, подавляющей всех своим совершенством был опробован еще в немое кино. И кстати именно немое кино и дало массу возможностей для экспериментирования с таким обликом женщины. Помимо внешних данных тут великолепно работали мимика, положение лица, шарм, точная актерская игра. Стоит заметить, что максимальный уровень актерской игры (хотя с этим многие попытаются поспорить) был достигнут именно в немое кино. Человек должен был сыграть так свой образ, что даже без звука были понятны все его слова и реплики. Это достигалось идеальной игрой мимики, операторской работой, великолепной режиссурой. Актрис заставляли играть на пределе своих возможностей. Сейчас мы восхищаемся, когда актриса сделает два-три точных, соответствующих самой ситуации жестов или отобразит на своем лице 2-3 состояния души (опустить глаза, улыбнуться, показать волнение или восхищение и т. д.) на целый фильм в полтора-два часа экранного времени. В немое кино актрисы даже любительского плана легко выдавали с десяток жестов и множество точных эмоциональных состояний на 10-12 минут экранного времени (подавляющее большинство немых фильмов – короткие). Образ «роковой женщины» создавался работой одного лица. Поворот головы, наклон, точная мимика. Снисходительность, превосходство над мужчиной, власть. Сам образ происходит на литературной основе с… На экране он реализован актрисами Верой Холодной, Гретой Гарбе, …

«Женщина-вамп» была продолжением темы «роковой женщины» и образ реализовывался следующим образом…

«Пышка», представляет собой мопасановский образ. Недалекая провинциальная красотка, заигрывающая с мужчинами, при этом ведущая себя часто легкомысленно и неумно…
Образ создавался не только актерской игрой, но и всем внешним обликом, прежде всего фривольной по тем временам одеждой дамы.

«Женщина-мегера». Чаще всего пожилая и очень традиционно одетая с сильными руками и грубыми чертами лица. Любящая командовать и распоряжаться. Резкие движения рук. Частое рассматривание чего-либо в монокль. Обязательно маленькая собачка и веер в руках. В тандеме с ней часто играли очень худосочные немолодые мужики с усиками, физически слабые и подчиненные своей повелительнице. Женщины-мегеры конфликтовали на экране с «пышками» и с «роковыми женщинами», чаще всего шли как их противники или антиподы.

«Англиканский канон красоты» делался античными чертами лица, почерпнутыми с греческих статуй Афродиты и Дианы, теми же формами тела и обязательно завитыми в кудри волосами. Это был «сакральный тип» красоты, который шел в контексте поиска идеального облика женщины. Особенностью такого образа являются узкие бедра, тонкие руки и необычайно высокий рост. Женщина, принципиально неприспособленная ни для какой физической работы (кроме игры на пианино или воспитания детей), созданная только для восхищения ею.

Облик «советской женщины» немого кино, ее первое воплощение на экране. Это чаще всего физически развитая женщина с крупными формами (в фильме "Земля" эти формы в обнаженном теле были показаны просто великолепно!). Молодая, сильная, с грубыми чертами лица и сильными руками. Полный антипод «англиканского идеала». Волосы не в кудрях, а прямые и длинные, спадающие на грудь и спину. Движения резкие, а иногда плавные (когда нужно передать силу женщины и ее внутренние порывы). Этот образ потом транслировался в изобразительное искусство и в литературу.

В качестве вспомогательного к нему шел облик «партийной активистки» - невысокой худой девушки с резкими и грубыми движениями с постоянной игрой мимикой. Стоит заметить, что советской немое кино было не только не слабее западного, а местами даже сильнее. Если «пышка» давала 3-4 выражения лица и передавала пластикой порядка десятка эмоций, то «советские женщины» легко делали с десяток выражений от испуга до гнева, от радости до ненависти, от сдержанности до сексуального влечения. Всю гамму и весь спектр. Работали руками, головой, спиной, вырабатывали походку и идеальную жестикуляцию. Все это потом перешло в звуковое кино. 

И еще один сильнейший образ был дан в фильмах Чарли Чаплина. Образ «девушки-нищенки». Круглое лицо, заводящая зрителя улыбка, красивые глаза, маленький рост. Одета при этом весьма посредственно, что только усиливает сам образ. Этот облик создает сильнейшее сексуальное притяжение у зрителя, словно заводит его изнутри самой своей харизмой. В настоящее время полностью убит, но дал частичную реинкарнацию в игре французской актрисы Одри Тоту.

И последний образ, созданный немым кино это «монашка». Образ, пришедший на экран с картиной «Жанна д. Арк». Образ создавался предельной миминизацией движений, постоянным наклоном головы в сторону пола, иногда безумным взглядом куда-то в небеса. Худое тело, узкое лицо, темные глаза, передавали огромную внутреннюю энергетику. Актриса должна была сыграть так, чтобы зритель чувствовал в ней внутреннюю силу и само безумие. Рядом с этим образом «Жанна д Арк» в исполнении Милы Йовович выглядит как студенческая работа. К сожалению…