В отпуске. Глава 6. В Приэльбрусье, заключительная

Ирина Подосенова
                Заключительная.   Начало  в главах  1 - 5.



Г Л А В А      6.       В  Приэльбрусье.


                Отпуск Ольги подходил к концу. Она стала собираться к отъезду домой. Оля пробыла с детьми десять дней в Адлере и неделю в Кисловодске. Деньги заканчивались, надо было двигаться назад. Билеты на обратный путь были уже приобретены. Они должны были улетать самолетом из аэропорта Минеральных Вод. Перелет составлял три часа. В Кисловодске, что можно было они осмотрели, надышались целительным воздухом курорта, полюбовались Цветниками, вкусили минеральной воды. Напоследок, за день до отлета, они решили совершить автобусную экскурсию в Приэльбрусье.

                В далеком детстве, когда ей было тринадцать лет, Ольга уже была один раз в Приэльбусье. Это был 1968 год. Это было время, когда Хрущевская "оттепель" уже закончилась, а Брежневский "застой" еще не начался. Но отголоски  "оттепели" еще оставались. Еще не была в людях окончательно уничтожена романтика. Время было мирное и спокойное, но уже и на пространстве советского влияния начались разногласия и даже военный конфликт, какой случился в августе 1968 года в Чехословакии, которая захотела идти своим путем, без оглядки на СССР. Но хотеть и мочь - это две большие разницы, и мятеж вскорости был подавлен.

              Еще в то время, у многих был в памяти фильм режиссера Говорухина "Вертикаль" с участием Владимира Высоцкого и были популярны его песни о восхождении на горы. "Если друг оказался вдруг...", "Скалолазка", "Здесь вам не равнина..." и другие. Горы - были излюбленным местом катания на лыжах в интеллигентской среде. И также были популярны песни Юрия Визбора о пребывании на горах. Самая известная его песня на эту тему "Лыжи у печки стоят". По его воспоминаниям, эту песню он написал в 1961 году на Кавказе: "Поднимались мы на хижину Алибек в домбайской долине. Среди нас был нобелевский лауреат физик Игорь Евгеньевич Тамм, был академик Блохинцев Дмитрий Иванович, ну и простой народ. Вот, собственно, в этой хижине и была написана песня, которая потом стала известной под названием "Домбайский вальс". Эти воспоминания Визбора датируются - от 5 декабря 1983 года.  Эти песни манили людей своей романтикой, героикой, и верностью в любви. Дух романтизма, присущий самому началу 60-х годов еще сохранялся, хотя уже значительно слабее. Люди становились более прагматичными.

                Тогда Ольга отдыхала в пионерском лагере в городе Нальчике, теперь же опять оказавшись, через двадцать четыре года, на Северном Кавказе, ей захотелось вновь посетить место, где она бывала ранее. Тогда, в детстве ей поездка очень понравилась, несмотря на то что в одну только сторону автобус вез их четыре часа. Понравились грандиозные горы с обеих сторон дороги, стоянки в необыкновенной красоты долинах с великолепным разноцветьем, понравился подъем на горы по канатной дороге. Теперь же ей захотелось, чтобы это увидели и ее дети.

                Преодолев на автобусе необходимый маршрут, проехав город Тырныауз, находящийся в горах, они добрались до места своего назначения. Городок Тырныауз в 1968 году был достаточно ухоженным и веселеньким. В 1992 году он напоминал тяжелобольного человека - заброшенный и угрюмый. За прошедшие годы, конечно, были изменения, и даже не в лучшую сторону. Было какое-то уныние. Конечно, самое главное к чему стремились Ольга и дети - это был подъем по канатной дороге. В памяти Ольги осталось об этом детские воспоминание. При подъеме в детстве было ощущение счастья и полета, было интересно наблюдать окружающий пейзаж, величие гор и их седину и мудрость. Подъем тогда осуществлялся на однокресельном подъемнике, а тут она увидела, что кресел уже два. С трудом успели заскочить на беспрерывно двигающуюся дорогу. Оле с ребенком на руках это было непросто. Рядом сидел Сергей. Повторялась история с катамаранами, но уже не на море, а на высоте в горах. Снова место, где сидела Ольга с дочерью на руках перетягивало, что было естественно. Но это обнаружилось также, как и на катамаранах, только на высоте.

                Поднявшись на высоту и увидев под ногами пустое пространство Ольге стало очень страшно. В детские годы при подъеме страха не было. На двукресельном подъемнике надо было перекинуть, находящийся сзади металлический предохранитель-обруч, который бы защищал путников от падения. Сделать это с ребенком на руках было очень затруднительно, так как Ольга со всей силы вцепилась в свою дочь, испытывая страх выронить ее. Этот предохранитель был очень тяжелым, с большим трудом семейству удалось перебросить этот металлический обруч. Когда этот трюк удался, Ольга почувствовала нестерпимую боль. Этот кусок железа попал с размаху ей по ноге. Оля еще крепче сжала в руках свою Нину, ругая себя, что полезла на эту канатную дорогу. Никакая красота гор не занимала ее мысли, а только одна - как бы удержать дочь, и чтобы прекратилась боль в ноге, которая нарастала. Она крепче сцепила зубы и ждала когда закончится подъем, но дорога медленно ползла вверх. На канатной дороге помощи ждать было неоткуда - кричи-не-кричи. На всей протяженности маршрута они были одни. Люди были заняты проблемой выживания и путешествовали мало. Впереди были пустые кресла и позади были пустые кресла. Жизнь, как бы умерла. Она старалась не смотреть вниз. И, разумеется, если бы даже были все кресла на канатке заняты, то кого бы на высоте волновали ее страхи? Надо было набраться терпения и ожидать конца пути, и молиться Богу, чтобы все прошло благополучно!

            Высота была довольно большая, не менее ста метров и Оля, в отличие от детей, испытывала настоящий страх, чего не было в детстве. Она ждала, когда же закончится эта пытка, и они прибудут на твердую землю. Время подъема показалось вечностью, но к счастью, все когда-нибудь кончается, как и сама человеческая жизнь. В конце пути надо было еще умудриться успеть выскочить из кресел, так как дорога не останавливалась и продолжала по кругу свое движение. И надо было поднять злосчастный обруч, который весил килограммов шесть. Ступив на высокогорное пространство, покрытое толстым слоем снега, делать там было особенно нечего. Они купили пирожков с капустой, по бутылке Пепси колы. В горах это выпили и съели. Дети пошли кувыркаться в снегу, Ольга стала их ожидать. Пробыв в Приэльбрусье около двух часов, решили возвращаться назад, чего Оля ждала со страхом. Надо было снова преодолеть этот путь на высоте, только теперь уже в обратную сторону. По счастью, в этот раз уже набравшись опыта тяжелую железяку опускали осторожно. Нога еще не отошла от боли, полученной при подъеме. Когда приземлились Оля вздохнула свободно и радостно, предстоял автобусный путь в Кисловодск.

                Кто-то замечательно сказал: "Никогда не возвращайся в те места, где ты был когда-то счастлив, ты рискуешь получить сильное разочарование" - такая мысль пришла Ольге, после того как они вернулись из поездки в гостиницу!

                Через день семья покинула Кавказ. Самолет доставил их в родной город. Так закончился отпуск Ольги Потаповой с детьми в августе 1992 года. Впереди - трудовые будни.


               Конец повести.