Андрюшенька

Михаил Мансе
Было нам тогда от восьми до десять лет. Каждое лето на даче собиралась одна и та же компания. Все друг друга знали. Как все мальчишки, бегали, хулиганили, жгли костры на финском заливе и пекли картошку.
Однажды к нам пришли новенькие. Два брата. Младший лет шести Костик и старший примерно девяти лет. Звали его Андрюшенькой. Да. Да. Ни как иначе. Он сам так представился. Андрюшенька.
Мы рассмеялась тогда. Не понимали еще, что Андрюшнька не такой как все.
Младший его брат Костик, был нормальный пацан. Хитрил, лгал если нужно, кидал камни в чаек. Короче такой же как мы. Но Андрюшенька был совсем другим.
По началу мы присматривались. Потом начали издеваться над ним и смеяться. Это всем было удобно, ведь насмешки перешли на Андрюшеньку, а не на него самого. Самое интересное что Андрюшенька не понимал, что над ним смеются. Он смеялся вместе с нами, при этом очень хорошо к нам относился и не обижался. Он вообще не умел обижаться или злится.
Он очень сильно любил младшего брата Костика. Все время берег и опекал его. Тот же кидал ему песок в глаза или пинал ногами, но Андрюшенька все это переносил как должное, ни разу не вспылил и не сказал дурное слово. Андрюшенька вообще всех любил. Всем все прощал.
Так получилось, что в нашей компании я был вроде как лидер. Я начинал какую-нибудь авантюру, и я же её заканчивал. Главное нужно было сразу придумать новую. А я придумывал их всегда. Все подчинялись. Почему не знаю. Но так было.
Иногда в нашу компанию приходил другой мальчик. Он был сам по себе. Он нам не нравился. Этот мальчик ловил кротов и снимал с них шкуры. Андрюшенька когда увидел как тот поймал крота. Набросился на этого крепкого, сильного парня спасая невинную зверушку. Сам Андрюшенька был слаб и близорук. Но тут он не отступил, схватился с ним до крови, до слез. Сын охотника отступил, выпустил крота. Нам тоже было жалко зверушек, но Андрюшенька оказался смелее нас.
И вот настало время новой авантюры. Игры в индейцев-охотников. Я наделал всем луков и стрел. Раздал всем, кроме Андрюшеньки.
- Андрюшенька, хочешь с нами поиграть?
- Хочу. Говорит он, даже не спросив во что играть.
- Мы охотники, а ты антилопа. Согласен?
- Да. Совершенно радостно говорит он.
Мы изумились. Но раз уж начали, надо идти до конца.
Я сказал всем, что стрелять только по ногам. Я знал что некоторые могут и в голову стрельнуть.
Охота началась. Андрюшенька бегал вдоль опушки леса, громкая крича:
- Я антилопа! Я антилопа! Быстрая и сильная!
Даже мелкий Костик засмеялся от такого зрелища. Костик был наш кореш. Такой же как мы. Мы уважали его хоть он и был мелким.
Андрюшенька бегал высоко поднимая колени. Он вообще всегда так бегал. С прямой спиной и высоко поднимая колени. А тут еще выше, при этом и руки поднимал также высоко
Охотники индейцы, стали бегать за ним на ходу стреляя.
И вот Андрюшенька бегает, кричит:
- Я антилопа!, - Я антилопа! и град стрел летит в его сторону, проносится мимо него. Некоторые стрелы попадают, другие проносятся совсем рядом. Мне стало жутко. А он все бежит, не боясь стрел, не уворачиваясь, и не понимая что происходит. Что мы откровенно смеёмся над ним, убогим.
И тут я понял, что он действительно убогий, по-настоящему убогий, не от мира сего, нас любит, нас прощает, не злится на нас. И мне, мальчишке десяти лет, так противно стало за нас, нормальных....
- Стоп! Стоп! Кричу. Все недоуменно на меня смотрят. А как объяснить, что я только что почувствовал?
- Как так? Мы только начали...
- Хватит! Говорю. Стараясь выглядеть уверенно.
- Почему? Спрашивают все.
- Опасно это, вы видели как стрелы шли? Могли в глаз попасть. Это ты Петька! Я же сказал по ногам!
- Я нечаянно, стрела соскачила, но не попал же.
- А если бы попал? Все! Хватит. По мишеням будем стрелять.
Подбегает Андрюшенька. Радостный что антилопу не поймали.
- Ты как? Спрашиваю.- Видел попали пару раз.
- Бооольно.. Улыбаясь говорит Андрюшенька. Некоторые стрелы пробили кожу до крови, кровь стекала из ран, а он был счастлив.
Позже я запретил всем смеяться над Андрюшенькой. Сказал что он добрый хоть и дурак. Над дураками грех смеяться. Все подчинились. Я придумывал им другие занятия. Другие авантюры. Я присматривал за Андрюшенькой. Он не понимал когда кто-то пытался его обмануть, или заставить что-то сделать опасное для его жизни. И врать не умел. Поэтому мы не всегда брали его с собой.
Когда лето кончилось. Все разъехались. Я тоже вернулся домой на Петроградку. Началась школа. Уроки и домашние задания.
Однажды в дверь позвонили. Открываю, а там Андрюшенька. Смотрит на меня так наивно, доверчиво, радостно, прям как щенок. А я то всего на пару лет старше, и уже тогда меня кольнула эта его доверчивость.
- Привет, тебе чего. Спарашиваю нарочито грубо.
- Привет. Улыбаясь говорит он.
Пойдёшь со мной на Неву? Там под мостами красиво.
- Неа.  Не пойду. Чего я там не видел?
- Ладно... Пока? Не то попрощался не то спросил он.
- Пока. Пока. Сказал я и закрыл дверь.
Какое-то странное чувство посетило меня. Я себя ненавидел. Как буд-то оставил беспомощного. "Да ну! Нафиг! Какой он беспомощный?
Почему он ко мне то пришёл?"  Думал я. Появилось странное чувство, предчувствие, он с открытым сердцем, а я его так отфутболил.
......
Поздно вечером у мамы зазвонил телефон. Слышал краем уха как моя мама разговаривает по телефону.
Званила мама Андрюшеньки. Он не пришёл домой.
- Приходил ли он к нам?
- Да, приходил, звал сына на Неву, но он не пошёл.
Позже, тело Андрюшеньки нашли в Неве.
А я вспомнил как он всех любил, всё прощал, доверял даже тем кто его уже обманывал, не видел, не помнил и не понимал зла...
До сих пор жалею, что не пошёл с ним тогда. У него совсем не было чувства самосохранения...
И почему Бог посылает нам таких Андрюшенек?