Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 62. Паша Мансур

Ермолаев Валерий
          Сверчок
         Часть II
      Коллежский секретарь
            62               
       Паша Мансуров

        Павел Борисович Мансуров, поручик лейб-гвардии конноегерского полка, член «Зеленой лампы», вращался в кругу веселящейся золотой молодежи, был большой любитель театра. Родственник Никиты Всеволожского.
Ухаживал за Крыловой, молоденькой воспитанницей театрального училища. По этому поводу я писал ему:

Мансуров, закадышный друг,
Надень венок терновый!
Вздохни и рюмку выпей вдруг
За здравие Крыловой.
Поверь, она верна тебе,
Как девственница Ласси,
Она покорствует судьбе
И госпоже Казасси.
Но скоро счастливой рукой
Набойку школы скинет,
На бархат ляжет пред тобой
И… раздвинет.

          Ласси – французская актриса, отказавшая сватавшемуся за нее актеру Яковлеву. Г-жа Казасси – главная надзирательница театрального училища, очень строгая.
          В 1819 г. Мансуров уехал в Новгородскую губернию, вероятно, в командировку по военным поселениям.
          Я писал ему туда:
         «Здоров ли ты, моя радость? Весел ли ты, моя прелесть?  Мы не забыли тебя и в семь часов с половиной каждый день поминаем в театре рукоплесканьями, вздохами – и говорим: свет-то наш Павел! Что-то делает он теперь? Завидует нам и плачет о Крыловой (разумеется, нижним…). Каждое утро крылатая дева летит на репетицию мимо окон нашего Никиты (Всеволожского), по-прежнему подымаются на нее телескопы и… – но, увы: ты не видишь ее, она не видит тебя, – оставим элегию, мой друг. Исторически буду говорить тебе о наших.  Все идет по-прежнему. Шампанское, слава Богу, здорово, актрисы также, то пьется, а те… – аминь, аминь, так и должно. У Юрьева,… слава Богу, здоров, а у меня открывается маленький, и то хорошо. Всеволожский Никита играет, – мел столбом, деньги сыплются!.. Толстой болен, не скажу чем, – у меня и так уже много… в моем письме. Зеленая лампа нагорела, кажется, гаснет, гаснет, а жаль, – масло есть (т. е. шампанское друга нашего)… Поговори мне о себе, – о военных поселениях, это все мне нужно – потому что я люблю тебя – и ненавижу деспотизм – прощай, лапочка».

       Таков был стиль нашей жизни!
       Шампанское, как масло для лампы!
       Беззаботно-веселое преодоление венерических болезней!
       Ненавистью к деспотизму!
       Сыплющиеся на карточный стол червонцы!
       Интерес к военным поселениям!