Столоначальник у карельской могилы

Григорий Сухман
 Когда-то, во времена королевы Виктории, один английский публицист писал о своих соотечественниках -"...они продают свои земли, чтобы увидеть чужие". Сейчас международный туризм не просто поветрие, а главный трэнд доходов в мировом бизнесе, или, цитируя товарища Брежнева, "Жить стало лучше, жить стало веселей". И, хотя я давненько выехал за пределы страны победившего социализма,и много чего увидел, эта идея посмотреть другие страны всё ещё преследует меня. Но мотивы изменились. Если раньше я хотел увидеться с одноклассниками или посетить те самые места, о которых в учебниках истории древнего мира читал без мысли, что когда-то смогу их увидеть, то теперь идея возникла к ближней для меня, новейшей истории приобщиться, где мои прямые родственники не только участвовали, но и голову сложили во имя торжества идей социализма,сегодня не определяемые.

Имею в виду я, конечно, родного дядю, брата моей матери, имя которого я получил при рождении. Когда я проклюнулся из скорлупы детства и огляделся вокруг, то на естественный вопрос к родителям "в честь кого меня назвали" ответ был краток: твой родной дядя погиб в Карелии в начале отечественной войны с немцами, и ты носишь его имя - так с древности водится у евреев". "А в честь кого Боря, старший брат?- не унимался я,- ведь он до войны родился, в начале 1941?"Мать ответила так же кратко: в честь моего дяди, брата твоего дедушки Моисея, его звали Барух. Но при советской власти называть детей явно еврейскими именами было не принято, чтоб жизнь им не портить, поэтому получился не Барух, а Борис.

Оказалось, что теперь данные о погибших в эту войну можно отыскать в интернете, что человеку, выросшему в условиях всеохватывающей секретности СССР, кажeтся странными. Тем не менее, удалось получить данные о моём дяде прямо на экран  компьютера. Там, в оцифрованной сводке потерь, отпечатанной на пожелтевшей бумаге, было написано очень просто: Эдельштейн Григорий Моисеевич, рождённый 1.01.1913 в Каховке, младший сержант, призван в армию в 1939, командир отделения 369 гаубич.арт.полк 122 стрел.див, убит 24.8.1941 в квадрате 2228 и там же похоронен. Его довоенный портрет всегда висел у меня в спальне: тёмноволосый очкарик в тёмном свитере. От матери я знал, что он учился на математическом факультете, призвался в артиллерию, успел жениться на Сиве, но детей завести молодые не успели. Тётю Сиву я застал уже 50-летней женщиной, она жила после войны в Одессе вдовой, замуж больше не вышла, на войне врачевала и в петлицах на её фото было 4 ромбика(старший лейтенант?). Распросить про дядю в своё время у меня ума не хватило, видимо, сказывалось негласное семейное табу - не задавать ранящих вопросов. Теперь уже не спросишь. Её сестра после войны родила 2 детей, мальчика назвали в 1948 Гришей и я с ним виделся пару раз, выходит, у неё было сразу 2 Гриши-племяша (один из них, я - через мужа).

Возможно, воодушевлённый российской компанией "Бессмертный полк", где на параде в Москве люди несли фото своих погибших родственников, я представил, что мог бы в день победы тоже нести портрет дяди из спальни, но ведь даже не удосужился побывать в местах боёв, на его могилке! Ладно СССР, теперь-то могу себе позволить эту то ли блажь, то ли роскошь(совсем не дешёвое путешествие из Израиля на север России!) Решил, что постараюсь узнать поточнее про этот секрет с квадратом 2228. Запросил Минобороны России - молчок. Попробовал связаться с крайвоенкоматом в Петрозаводске - молчок, изучил все фото мест захоронения вокруг Петрозаводска, надеясь найти  на плитах знакомую фамилию...Нету! Тогда связался с  российским центром по охране культурных памятников Карелии, прописанным по ул.Энгельса 5 в столице Карелии, нашёл их телефон в интернете - и, о чудо!- попал на заведующую, отзывчивую Раису Валентиновну, которая мне, глупому, объяснила, что искомый квадрат находится после упразднения Карелофинской АССР на территории Мурманской области и дала телефон человека, ответственного там за связи с населением по делам захоронений. Позвонил по указанному номеру два раза, никто не отвечал, и я вновь обратился к любезной заведующей архивом в Петрозаводске по тому же вопросу, сообщил все данные дяди и попросил помочь. Она ответила, что перебрались в новое помещение и факсом послать их в соседнюю область не получится, а ремонт аппарата займёт время. Тем не менее через несколько дней на мою почту пришло от неё сообщение:"По поводу захоронения вашего дяди ничего не добавлено.Сообщили, что он числится у них в книге павших, но место захоронения не найдено. Квадрат 2228 находится у озера Тулоярви. С уважением Раиса Валентиновна"!Вот она, помощь от сердца к сердцу  Дело было в начале августа, я тут же заказал билет до Питера через месяц и на крупномасштабной карте Гугла стал искать это самое Тулоярви. И нашёл! Параллельно мне помогли и по другим каналам, сообщив на запрос 11 августа, что такой-то и такой-то (все данные дяди верны!)погиб 24.8.41 и похоронен у пункта Колоярви. Смущала нумерация: написали 182сд, а не 122сд, и Колоярви вместо Тулоярви. Чёрт побери! Не мог один и тот же человек служить в двух разных дивизиях и погибнуть в один и тот же день в разных местах! Обратился к той же Раисе Валентиновне, которой, видимо, изрядно надоел, и она прислала просто карту боевых действий 122 стрелковой дивизии с припиской, что "больше ничем не может помочь"..
Начало полёта омрачила неожиданная необходимость заплатить 40 евро за перевес, ибо бесплатно разрешалось только десять, на что я внимание не обратил, не читал.
Утром 2 сентября я взял напрокат машину в аэропорту "Пулково", подъехал к арке адмиралтейства на ул.Большая Морская, в издательство, где подписал договор на издание своей уже 5-й книжки и укатил в прекрасном настроении на север, в Петрозаводск, надеясь лично отблагодарить Раису Валентиновну, подарив ей свою последнюю книжку "Охламон-3". Пока искал её, позади обозначенного дома обнаружил целую выставку аооружения и механизмов времён Петра, на одной из пушек даже сфоткался верхом (она была забракована - при первом же выстреле оторвало казённую часть, что лежала рядом).К сожалению, по указанному адресу я её не нашёл, одну книжку подарил проходившей мимо, у входа в старый губернаторский парк, девочке, другую убиравшему территорию у горсовета человеку, а весь комплект из 4-х изданных моих книг отвёз в республиканскую библиотеку - и презентовал ей. Правда, вышло недоразумение, когда вышедшая навстречу дама сообщила, что они берут на хранение только книги местных авторов (интересно, о них кто-то ещё в России знает?), но вскоре настроение у неё переменилось, дар был принят и мы даже сфоткались на память.Я даже позанимался в библиотеке, оборудованной компьютерами, интернетом и всем необходимым набором услуг. Чтож, книжная часть путешествия была выполнена, теперь все мои книжки есть в библиотеках от Петропавловска-Камчатского на востоке до Петрозаводска на западе, что льстит моему самолюбию. И теперь я с чувством выполненного писательского долга, купил 5 кило картошки на весь мой вояж(она оказалась очень вкусной!) и поехал по трассе "Кола" на север - всё же было любопытно посмотреть на дорогу, обеспечивавшую северную часть "ленд-лиза", неоценимую помощь союзников против Германии, доставлявшуюся морем конвоями в незамерзающий Мурманск и, позже, в Архангельск, оттуда по Кировской железной дороге через Вологду вглубь СССР. Всего туда прошёл 41 конвой(811 транспортов!), более 130 кораблей фашисты потопили воими подлодками... Белофинны даже вышли к берегу Онежского озера, но перерезать снабжение портов с центром СССР не смогли, ибо ветка Беломорск-Вологда проходила севернее озера, и Красная Армия её отстояла.  Уж как фашисты хотели её перерезать! Это был бы неоценимый стратегический успех вермахта! Но им помешали стоявшие насмерть защитники своей родины, среди которых был и мой дядя Гриша...

Прежде всемо, почему дорога называется "Кола"? В сознании современного человека, кроме всемирно известной "Кока-Колы", никаких ассоциаций не существует. Впрочем, шевельнулась догадка: это как-то связано с названием  полуострова - Кольский. И действительно, посёлок Кола был основан в устье реки Колы при впадении в залив Баренцева моря ещё в начале 16 века, никакого отношения к тогдашней России не имел и только при Петре Великом обозначился "в составе",на 400 лет опередив основание Мурманска. Теперь он находится в 12км от его центра. Уникальное обилие озёр и болот делали территорию к западу практически непроходимой для техники, основной транспорт были - оленьи упряжки. Севернее Петрозаводска всего три дороги(на 1000км!) с твёрдым покрытием связывают территорию России с Финляндией:Вартиус-Костомукша, Салла-Алакуртти-Кандалакша да Рая Йосеппи-Мурманск. Всё! Вот вдоль них фашисткие войска и рванули... Мой поворот налево, южнее Кандалакши, я чуть не прозевал, по карте, дорога выходила прямо из города. Красота! Осенний лес с жёлтыми берёзками, красной рябиной и каменистыми стальной расцветки берегами ручьёв с большими островами елей навевал самые мирные ожидания, Карелия во всей красе. Только в этом полном безлюдье часто обращали на себя внимание  указатели:"Воинское захоронение". Я знал, что встречусь с ними, но что в таких количествах на таком протяжении?... Перед поездкой я ведь просмотрел по интернету фотографии военных кладбищ вокруг Петрозаводска - ничего подобного по количеству убитых! Но сюрприз меня ждал совсем иного рода...

Вдруг возникли два солдата при шлагбауме:"Кто такой, документы, что везёшь и куда?" Объяснил, что приехал на могилу дяди из далёкого Израиля - честь отдать. Переглянулись контрактники и сообщили: тут погранзона, нужен пропуск, без него никак нельзя. Какая зона за 60км от границы может быть,-спрашиваю,-в этой зоне всё моё скромное государство уместится!"- это я так шутил, отвечая шуткой на шутку. Что это за чудеса? Что Россия - заповедник чудес я знал давно, но не до такой же степени... Достал карту, присланную мне из архива, с обозначением места захоронения, копию похоронки, фотографию дяди - а погранцы ни в какую, упёрлись. Вот, говорят, если бы ты сразу на границу, к финнам в Салла, тогда можно, а в зону пускать не велено..."Это я проехал 4тыс. км, чтобы эту ахинею слушать? Где ваше начальство, мать вашу за ногу!"- обиделся было я, но с той стороны уже ехал армейский джип с запада, перехватить шпиёна и в управу пограничную его доставить, в посёлок Алакуртти. Приехали, я представился, показал паспорт открывшей окошко для общения даме, она покрутила его, явно видя израильский паспорт впервые в жизни,и сообщив, что у неё часовой перерыв на обед,исчезла. Возле управления стоял памятник героям-пограничникам, погибшим на боевом посту в 1941. Припомнил, что я фото этого памятника - выгравирована карта СССР, на фоне которой солдат с овчаркой - видел как-то в периодической печати Израиля, никогда не думая, что окажусь возле него. Чтобы скоротать время, побродил рядом, в редколесьи, набрал там горсть черникм и срезав рыжик: редкий гриб, непонятно почему участок не обобран под ноль, на предыдущих стоянках ягода была собрана местными подчистую, что меня удивило. Грибы-то я находил без труда на всех стоянках, жарил, варил суп, а ягодой  до этого только раз побаловался, за Петрозаводском. Мимо меня проходили разные офицеры в синей форме, старший из них был подполклвник, мы обменивались взглядами, не обещавшими ничего хорошего. Но я почему-то надеялся на положительный исход дела, то есть на получение пропуска к могиле дяди, до которой ещё с часок ехать.

В 2 часа пополудни меня позвали в 2-х этажное здание погранотряда, завели в комнату ожидания. Вскоре туда зашла голубоглазая женщина за 40, с кипой бумаг, представилась:"Меня зовут Выборова Валентина Павловна. Мне доложили, что вы иностранец"- попросила паспорт. Я повторил цель визита, показал карту боевого пути 122сд, фото дяди, похоронку, объяснил, кто я, предъявил удостоверение врача, фото больницы, где работал, что занимаюсь писательством и показал ей последнюю свою книжку из серии "Охламон". Это не произвело на гражданку начальницу ровно никакого эффекта, она бросила на стол стопку бланков и произнесла канцелярским тоном:"Заполните и сдадите мне, мы рассмотрим ваш запрос в течении 1-2 месяцев, проверим все данные и дадим пропуск на посещение погранзоны, если не будет противопоказаний."-"Вы что, ненормальные? Мне ваша зона с так называемыми секретами не нужна, въезд на территорию России, где могилка дяди находится, разрешена, штампик таможни стоит в паспорте, я отказываюсь понимать мотивы вашего упорного противодействия! Ничего заполнять я не буду, мои секреты вы легко можете проверить по компьютеру и буду жаловаться. Вы позорите Россию! Чтобы ты сейчас говорила, мой дядя отдал свою жизнь!- повысил я тон. Моя краткая филиппика не произвела ровно никакого действия. Дама без улыбки отчеканила:"Есть приказ ФСБ номер Р 454, где прописано всё то, что я сказала"- и вышла. Её заменил старлей в синей форме, которому я уже в третий раз объяснил причину посещения этого медвежьего угла, что заняло ещё с полчаса. Возможно, этим людям посещение могилы, чтобы только честь отдать, показалась странной, тем более для гостя из далёкого Израиля. В конце собеседования я заключил:"Так вы меня пустите или нет сегодня?"- Нет!- последовал краткий ответ. Он добавил:"Мы должны всё проверить после заполнения бланков и получить разрешение от командования."- а потом расстрелять в назидание, мелькнуло у меня, но вслух я только спросил:"А если я поеду в сторону границы, остановлюсь по дороге в Колоярви и подойду к могиле дяди своего?"- "Тогда мы примем административные меры, штраф или арест, согласно закона!"- сухо отрезал и уставился в меня офицер... А вот арест в мои планы никак не входил, однажды, в Грузии, я вот так административно запопал во времена СССР, и проведённые в тюрьме 15 суток моей жизни мне никто не вернул. Поняв, что сопротивляться системе - себе дороже, я покинул неприветливое здание и поехал в Алакуртти, посетить военное кладбище, которое не могло там не быть...

Его не пришлось даже искать! Не доехав каких-то 300 метров до посёлка, я в него уткнулся. Кладбище большое, ухоженное, там, так я прикинул по надгробным плитам, похоронено более 2000 погибших, на каждой плитке чёрного мрамора высечено, если нет конкретных имён:"Здесь покоятся останки 100 военнослужащих", на каждой плите - каска, пробитая пулями. Но было и немало с именами и датами жизни героев, павших в конце августа 1941. Я сфотографировался возле могил, где дата гибели совпадала с датой похоронки дяди Гриши в кунте со значком армии обороны Израиля, взятой из дома специально для этой цели: возможно, это были однополчане, которые его встречали по службе, отдав им мою воинскую честь, я как бы отдал долг и дяде одновременно, пусть и с опозданием и не над его косточками... На территории кладбища была установлена схема обороны этих мест в лето-осень 1941. Немцы прекрасно понимали важность стратегической железной дороги Мурманск - Центр, англо-американская помощь была жизненно необходима, особенно в период начала войны. Черчилль не питал никаких иллюзий относительно строя в СССР. В своей речи в парламенте, произнесённой в день нападения фашистов на страну советов, он прямо сказал:"..Политический режим в СССР ничем не отличается от фашисткого, если не хуже. Но в этот час Британия обязана помочь этой стране выстоять, потому что в случае поражения Гитлеровцы повернут всю мощь своей армии против нас, и тогда мы будем практически обречены." Мудрый политик и великий стратег - он всё отлично понимал, Англия к этому времени в одиночку почти два года сопротивлялась гитлеровской агрессии после объявления ею войны Германии в результате нападения на её союзницу, Польшу, 1 сентября 1941.Ей самой вооружения были нужны позарез! Но в этом и заключается стратегически гений Черчилля, и он не просчитался. И США к исполнению его идеи подключились!
36-й фашисткий корпус ударил в центральную Карелию с запада 1 июля, направляя остриё удара в Кандалакшу, порт на Белом море, перерезая стратегическую дорогу. Ему противостояли части заполярного фронта,14 армия СССР, в которую входила и 122 стрелковая дивизия. Немцам помогала их авиация,  проутюжив бомбами все позиции советской обороны вдоль дороги на Алакуртти(под одну из бомб попал и мой дядя),но фашистам противостояло мужественное сопротивление Красной армии, так что, преодолев с трудом 150км, не доходя 20-25 км. до Кандалакши, враг был остановлен, железная дорога на этом участке спасена, хотя её, разумеется, непрерывно бомбили. Севернее этого театра военных действий на Мурманск двинулись горные егеря корпуса"Норвегия", но были остановлены в 50км.от города. Сам город был обращён непрерывными бомбардировками по расписанию утром -обед-полночь в труху, но в результате успешных действий, в основном, советских истребителей, было сбито более150 самолётов противника. Этих боях приняли участие и первые"Харикейны", подаренные Англией, они успели сбить более 10% этих самолётов. Их пилотировали сами англичане, следившие за сборкой и обучавшие владению этой техникой русских лётчиков, отметившие лётное мастерство и бесстрашие своих боевых "учеников"! Уже в наши дни их наградили, кто был жив в 2014, орденами и медалями СССР. В своих воспоминаниях один из лётчиков вспоминает, что ангары для "Харикейнов" были построены за сутки "тысячью людей, вышедших из леса на рассвете и туда же вернувшихся ночью, работавшими без перерыва. У нас бы такая работа длилась несколько недель". Вскоре он понял, что это были заключённые: не выполнив дневную норму, "лентяи" были бы уничтожены на месте. Пройдя в лес несколько сот метров, автор обнаружил длинный барак, где  были 3-х ярусные нары.

На пути обратно я на том же шлагбауме встретил тех же солдат, и на их вопрос:"Ну что?" я кратко ответил:"Не-а!". Они потупили взгляды, когда я отъезжая, крикнул им:"Позорище!", один буркнул:"Да мы бы пустили..." В Кандалакшу я заезжать не стал, эта трасса вообще ни в какие города не заходит, даже в Петрозаводск,соединяясь с ними ветками, но посещать населённые пункты до Мурманска(надо же посмотреть на конечную станцию "ленд лиза!"в мои планы и не входило, кроме, разве что, Мончегорска. И вовсе не потому, что там богатые месторомдения никеля, которым фашисты так и не поживились, а потому, что там жила моя двоюродная сестра (по отцу) Роза, которую в последний раз я видел в августе 1959 - она приехала в августе забрать меня и отвезти к бабушке из Астрахани в Кривой Рог. Из всей поездки я только припоминаю другую двоюродную сестру, самую младшую, с которой подрался из-за фамилии. Связываться с 4-х летней девочкой 8-ми летнему лбу - это специально не придумаешь. И Роза нас, кажется, разняла и успокоила малышку. В последующие годы она вышла замуж и осела в Мончегорске, где выросла из завуча школы аж до начальницы гороно - как не крути, в советское время это была шишка районного масштаба! Там же её и похоронили, умершую от рака, в начале тысячелетия.

Зелёный город шахтёров и металлургов суетился перед выборами нового областного начальника, кандидатуру которого сам президент одобрил. Он пообещал инфраструктуру наладить и прекратить серьёзный отток населения, вызванный тем, что люди, проработав до пенсии, не имели права квартиры, где жили, выкупить. И деньги у людей уже есть, а вот потратить их на месте не могут, а ведь у финансов свойство есть, инфляция, сбережения съедающая. Вот и уезжают люди.
   Только прошёл дождик, проезжая по центральной улице, помахивавшей жёлтыми берёзами, я завернул к местной библиотеке, свои книжки оставшиеся подарить, пусть только половинный комплект. И подарил, и справку о даре получил и... Разыскивая на выходе туалет, я прошёл через читальный зал, который не работал(выборы завтра!), но заведующая залом спросила для порядка кто я и что я, в краткой беседе выяснилось, что... она помнит мою сестру! Та уходила на повышения, а молодая выпускница педучилища начинала трудовую жизнь. И беседа перестала быть краткой! Уж как она мою Розу Михайловну нахваливала! И вдумчивая, и справедливая, и голос никогда не поднимала. И очень сожалела, когда она из жизни ушла, была на её похоронах. И рассказала, где её могила: сразу за погостом при входе на кладбище, слева, на сухой стороне. Оказывается, и в маленьком городе тоже есть "хорошие" и "так себе" места на кладбище, которое, в принципе, всех выравнивает. Да кто я, чтоб со своим уставом в чужой монастырь-то?.. Я, конечно, тут же завёл машину, подарив моей новой знакомой последнюю свою книжку. Жаль, но облазив весь бугор за погостом, могилы сестры не нашёл, вот если бы она со мной поехала да показала! "Чтож, не судьба"...-подумал заезжий штирлиц и взял курс на Мурманск. Свернув на просёлочную дорогу возле лысой горы, подумал, что она идеально подходит для тренировки горнолыжников - это тут же подтвердилось: какие-то утеплённые, но ободранные и заброшенные сараи с буквами "М"и"Ж" указывали на место проживания спортсменов, как и брошенные ботинки лыжников с креплениями. Разруха и запустение...

Утром переждал очередной дождь(поливало ежедневно, только с перерывами), позавтракал и взял курск на Мурманск. Город был полностью сожжён немецкими бомбардировками в 1941, ибо был сплошь деревянным(поэтому слово"разрушен" не подходит), и то, что я увидел с дороги на сопке - заливы Баренцева моря, причалы, стандартные советские дома послевоенной эпохи, меня нисколько не впечатлило, а ехать ещё дальше, в закрытый город Североморск, каких-то 30км по шоссе на север, не имело смысла - зачем нарываться на неприятности в стране, заражённой неизлечимой шпиономанией? Ведь только вчера убедился: запрещено даже с "доказательствами" к родному дяде на могилу, что уж говорить о базе атомоходов северного морфлота России! Поэтому я благоразумно повернул в сторону финской границы, по дороге на запад, проходящей вдоль р.Туломы, мимо разных лагерей отдыха трудящихся областного центра, находящихся на левом берегу реки, и, ввиду приближающейся ночи, остановился у какого-то болота, поискать ягоду. Накрапывавший дождь мои планы относительно ягодников сорвал, но приготовить на костре ужин всё же удалось, едой горячей я себя не обижал ни при какой погоде, возил с собой запас сухих дров и 5 литров ключевой воды.

Утром распогодилось, пустое двурядное шоссе тянуло на запад, убаюкивая, да так, что за очередным поворотом едва успел затормозить перед шлагбаумом - опять "въезд в погранзону"! Короткие переговоры с солдатиками, которые предупредили, чтобы не пропустил заправку - цены там на 10% больше обычных, но в полтора раза больше, чем у финнов, так что я благоразумно заправился на ближайшие 500км. Впрочем, финские пограничники попросили на таможне оформить "их"обязательную страховку, иначе никак нельзя. Чтож, ещё 165$ покинули мой карман... В конце концов, раз требуется заплатить - заплати и не нервничай на тему, что "дорого": таковы правила путешествия... Первое, что меня удивило, это... неприкаянные северные олени, бродящие вдоль дороги и пересекающие шоссе, создавая проблему столкновения с ними. Впрочем, везде знаки о диких животных на дороге, и на шее у каждого животного поясок с номером, только вот встретить их с десяток раз за двое суток - это многовато! При попытке приблизиться к ним олени убегали, поэтому сфотографировать их удалось лишь однажды. Второе, что меня поразило, это строгое выполнение финнами требований скорости: если стоит знак 80км\час - колонна будет тянуться ровно с такой скоростью, что для меня было дико, и я прижимал акселератор к полу, обходя радивых автомобилистов раз за разом, если позволяла погода. Чтож, природа не отличалась рт карельской, а вот дорога  - таки да! На второй день езды по финской территории, севернее Оулу, пересёк северный полярный круг. Финны устроили из географического пункта целую индустрию развлечений с Санта Клаусами в красных шапках, забегаловками с аттракционами на все случаи жизни и для любого возраста, а также хорошо оборудованными "домами отдыха", что выгодно отличало их от русских, озабоченных своими секретами с то ли обороной, то ли с нападением - кажется, они и сами не очень с этим разобрались, а вот финны своим образом жизни просто показывали соседям, как и всему миру: живи хорошо прямо сейчас  и тут, не мудрствуя лукаво.

Вторая стоянка выпала просто сказочная - по всем параметрам моих требований к эстетике и удобству: на берегу озера, со столами и с обилием грибов. Не считая красавцев мухоморов в качестве рамочного обрамления, обилие подосиновиков, подберёзовиков, шампиньонов и красных рядовок среди берёз, ольшанника и сосен, меня почтили почётным эскортом несколько лебедей, взлетавщих время от времени из-за осоки "посмотреть на меня", и чудесные краски северного заката. Лук я возил с собой, как и сметану, так что ужин выдался на славу, а фотографии этого места я могу демонстрировать всем желающим как изюминку моего путешествия. В конце следующего дня планировалось посетить Хельсинки, столицу герцогства Финского, в царские времена империи именовавшуюся на шведский манер Хельсингфорсом, уж больно любопытно было сравнить город с его соседом через финский залив, Таллином, знакомым ещё с тех советских времён, когда я был моложе на 45 лет и считал столицу Эстонии "западным" городом по укладу жизни. Да и постарше он был будущей финской столицы лет на 400, о нём уже в 1154г. как о Колывани писали арабские купцы. Впрочем, датчане с немцами эту крепость на скале в 1219 именовали Ревелем, с таким именем он и вошёл в Российскую империю. Меня очень интересовали в то время финны, которые единственные в Европе понимали родственный им язык эстонцев, но были недосягаемы для советского простого человека...

Дорожные указатели привели меня прямо в гавань - прогулочные суда, включавшие тройку двухмачтовых посудин мирно стоями у пирса на симпатичной набережной, над которой возвышался симпатичный,"краснокожий"православный собор ещё с царских, разумеется, времён. Погуляв там, углубился чуточку вглубь и попал на сенатскую, когда-то главную площадь города, окружённую университетом, сенатом и, на возвышении, кафедральным собором Св.Николая. А посередине мощёной площади - статуя императора Александра Второго скульптора Энгеля(запомнил исключительно по ассоциации с дружбаном Маркса, конечно, Энгельсом!) в обрамлении сочных вишнёвых георгин с толпами желающих запечатлеться гостей азиатской внешности на ступенях!

Но я, честно говоря, искал другой памятник, маршалу Манергейму, красавцу из свиты Николая второго, который хотя и видел жизнь как "...луг, на котором пасутся лошади и женщины"(выражение одного их биографов), но сделавшему Финляндию настоящей героиней, успешно противостоявшей великой стране СССР в зимней компании 1940. И я нашёл его, недалеко от парламента: верхом на лошади, в шапке-ушанке, с маршальским жезлом в опущенной правой руке. Симпатичный город! В связи с надвигающейся ночью, решил там не тормозить и выбраться из него. Но куда? Выручила сообразительность: на указателях выбрал обозначение "Котка", которое было на карте слева от Хельсинки - вот туда и вырулил, став на первую же стоянку у магистрали, ведущей к русской границе. Это был первый случай за всё путешествие, когда я не приготовил горячий ужин-просто не было места у стоявших вплотную машин, желавших заночевать ровно в этом же месте. Утром местность накрыл плотный туман, так что дальнейшее продвижение  на восток быстрым быть не могло, я свернул на какие-то лесозаготовки, подальше от чужих глаз и организовал традиционный ужин из жареной картошки с грибами - подберёзовики росли тут же, на просеке, ездившие недалеко лесовозы меня не тревожили. Вскоре я подъехал к границе, давным-давно уже мирной.

И тут меня ждал сюрприз под именем Саша. Пока таможенники шарили в моём багажнике в поисках чего-нибудь запрещённого, от стоящей впереди машины отделился мужичок лет шестидесяти и, подойдя ко мне воскликнул:"Шалом! Что тут наши люди делают?" Вычислять меня было не сложно - на моей футболке была не просто надпись на иврите, но и номер части со слоганом рода войск, такие в киосках ширпотреба не продают. "Я-то путешествую, а ты какими судьбами на смежной территории оказался?- ответил я, протянув руку навстречу. -"Да я к детям в Финляндию ездил погостить, теперь в Питер, домой, возвращаюсь. - "А иврит откуда?- не унимался я,- Здесь он тебе явно ни к чему. -"О,я пожил в Израиле лет десять, потом свалил сюда, как доходы упали, взялся за строительный бизнес. Сначало шло хорошо, квартиру купил, а сейчас другие времена, всем должен, никто не помогает проталкивать что-нибудь бесплатно, думую к старости вернуться опять в Израиль. У меня и сейчас брат там в Ашкелоне живёт, хвалится, насколько он стал богаче за это время - цены на жильё подскочили в несколько раз, и, если он захочет продать квартиру, сразу миллионером станет!"- "Так тебе же придётся кучу денег вернуть Национальному страхованию!"- удивился я. "А вот и нет! Если я уже 7 лет вне страны, долг списывается, и я уже в статусе "вернувшийся  житель" со всеми законными страховками!"-"А чего ты к детям не переберёшься-то? Как я понял, они работают, устроены. Или финны против?"- "Финнов вообще ничего не трогает, лишь бы ты не просил социальную помощь и показал им свои доходы в 1500 евро ежемесячно, источник денег их не интересует, дети помогают, из тумбочки берёшь, главное, регулярно - и живи сколько влезет, продукты дешёвые, природа что надо, чисто везде. Только с языком, конечно, проблема, вроде китайского, не выучишь. Молодые-то освоили, а я, извините, не смогу! Дай телефон-то, позвоню, как приеду в Израиль!"- попросил Саша на прощанье и, получив, побежал к своей машине. И я подумал:"Ещё один одинокий, неприкаянный человек, всё место своё под солнцем ищет, счастье ждёт с общением да удобствами". Найдёт ли?

Выбрать место для последней ночёвки следовало поближе к Петербургу, ибо в полдень предстояло сдать машину и покинуть Россию. Вдоль дороги стояли местные, предлагая лесную ягоду - ведёрки с брусникой и клюквой. Я лично искал малину - по путешествию в похожих местах, на Соловках в 1976, знал о её изобилии в здешних местах и даже возил сахар, чтобы сварить варенье на костре - был такой опыт в прежние годы, в северной Италии, но в этой поездке мои прежние ожидания не оправдались. Продавец сказал, что малины в этом году неурожай, и он может предложить только готовое варенье. Я согласился на бартер: отдаю свой сахар с пачкой израильской лаврушки плюс 120 рублей, а он мне - банку варенья. Ударили по рукам с улыбкой, и лишь подъезжая к Выборгу я задумался: а получил ли он свои рубли, что-то в сознании не отложилось?.. Этот город интересовал меня давно, ибо был куда старше Петербурга, ведь уже в XI-XII веках на Замковом (ранее Воловьем) острове располагались склады товаров и небольшой острог для охраны этих складов. Расположение его было очень выгодным стратегически, ибо контролировал путь из Финского залива в реку Вуоксу и дальше в Ладогу, а оттуда к знаменитому пути «из варяг в греки». В 1293 году по решению регента шведского короля на острове был основан замок под названием Выборг, который стал надёжным форпостом для дальнейшего распространения шведов на Карельский перешеек и прежде всего, их лютеранской веры среди местного, финского населения. В 1470 году разросшийся на полуострове город был обнесён каменной стеной, а в 1525 году немецкий граф фон Гойя женился на сестре шведского короля Густава Вазы и получил город в приданое . Там появились  переселенцы из ганзейских городов: Любека, Бремена, Гамбурга. В 1639 году по указу шведского правительства инженер Торстенсон разрабатывает новый план города с прямоугольной сеткой улиц, на месте деревянных домов отстраиваются каменные, многие из которых и сейчас стоят. Во время Северной войны Выборг был главным форпостом Швеции на Карельском перешейке. Только в 1710 году город был взят после нескольких неудачных попыток Петра, и в 1721 году по Ништадтскому миру  Выборг официально вошёл в состав Российской империи. Жителям новой, финской губернии позволили сохранить шведские законы, что означало, что крепостное право на жителей области не распространялось. Кроме того, была разрешена их лютеранская вера. Швеция  пыталась вернуть свою крепость. В ходе  проигранной русско-шведской войны 1788-179, по мирному договору,она уступила  Финляндию окончательно, и та 1812 вошла  с Выборгом, разумеется, в состав Российской империи. Интересно, что после восстания декабристов в Петербурге в 1825 году узниками именно Выборгского замка становятся нижние чины, несколько сотен его участников.
Всё это я обстоятельно осмотрел на местности и даже захотел искупаться в водах финского залива, однако изучив его грязь у берега, напротив крепости, оставил это желание до лучших времён, и взял курск на Сестрорецк. Дорогу расширяли, строительная техника не позволяла разгоняться, поэтому я не проглядел возможности вовремя свернуть на просёлок за воинским мемориалом, найти площадку для костра и приготовить ужин, после которого прогулялся до рекламируемого ДОТа времён обороны Ленинграда. А вот на что я обратил внимание уже в сумерках, то на неухоженное кладбище, возле сотен могил которого были плакаты с требованием к родственникам предъявить документы на захоронение... На одном из памятников из чёрного мрамора я без труда прочёл имя на иврите и на русском: Борух Гутерман, 1820-1912! С ума сойти - современник Пушкина и Толстого, раввин сестрорецкой синагоги. И никаких ограждений, названий, вокруг ограды детских, видимо оздоровительных, лагерей, судя по доносящимся звонким голосам... Стало не по себе. Утром я поспешил покинуть это место, ибо спешившие на работу сотрудники местных учереждений пообещали позвонить куда следует... Преемственность поколений! Тут же снялся и уехал, приготовив завтрак уже в черте Сестрорецка, последний костерок в этом путешествии! Разумеется, картошка с грибами. Кстати, поставив деревянный ящик над мотором, я изловчился высушить подберёзовики с подосиновиками -  суп  грибной по возвращению был мне обеспечен.

Последние 70 км до аэропорта я ехал как на иголках, боясь пропустить после Кроншдадта поворот на Пулково. Но, уже доехав, никак не мог понять, как добраться до стоянки для прокатных машин. Бросив автомобиль, пешком пришёл прямо к стойке, нашёл того самого парня, что мне машину в аренду сдавал - и с удивлением обнаружил, что должен кучу денег!.. Он предупредил в начале сентября, что прокат ограничен 250км\день, но не педалировал эту весть, зато при сдаче каждый лишний километр мне обошёлся в 20 рублей, а этих лишних набралось больше 1000 за 10 дней. А как предполагалось добраться до Мурманска полторы тысячи и назад столько же - разве не на колёсах? Попенял, что во всей Европе такого грабежа не существует, на что он мило улыбался и приводил дурацкие отговорки. Чтож, учиться на своих ошибках или на грабли повторно наступаь - дело вкуса. Всё равно заплатить придётся! Вылет сильно задержался ввиду неприбытия самолёта, так что приключения закончились у стойки, где ровно 10кг, разрешённые "без перевеса", благополучно соскользнули на конвейер, а остальная не очень ручная кладь поехала в руках, съэкономив мне 40 Евро, ни за что потраченные при полёте в Питер. Чтож, мелкие буквы в билете тоже нужно читать!
26.10.2019