Суфизм и реальность. Попытка 2

Кузьма Калабашкин
«Есть только миг между прошлым и будущим - именно он называется жизнь» - строка из одной широко известной в своё время песни.
Как эта песня попала в фильм «Земля Санникова» в эпоху сугубого материализма – Бог весть.
Однако-ж, текст песни наводит на некоторые размышления.

Ну, к примеру:
- есть миг «реальности», - в котором мы ощущаем себя,
- есть будущее – следующий миг, который еще не наступил,
- есть прошлое – миг, который уже прошел.

Однако какова длительность этого «мига реальности»? Секунда? Доля секунды?
Какая доля?
Сотая, тысячная, миллионная? Миллиардная?
Можно ли, вообще, представить какую то меру для этой доли?

Существует ли некая мельчайшая частица: «квант времени» - или это абстракция, придуманная человеком для того, чтобы как-то объяснить «реальное существование» самого себя и окружающего мира?

Или понятие реального времени существования – тоже абстракция: нечто вроде математического предела?

Впрочем, вышеописанное оставим, пожалуй, на растерзание философам и физикам.
Им виднее, наверное. Ведь философские и физические концепции - это их хлеб. Иногда с маслом (иногда бывает, что и с икоркой)

Нас же, людей простых, вступивших в данный ресурс непосредственно от сохи - интересует то, что говорит об этом суфизм - один из путей понимания  смысла нашей реальности.

Надо сказать, что, согласно суфийской мысли, суть доступного человеку пути познания  Абсолютной Реальности, - вообще невозможно выразить какими либо словами или понятиями, выработанными человеком, существом с  обыденным представлением о том, что окружающий мир заключен в трех или четырех измерениях.

Именно поэтому, величайшие пророки и мудрецы прошлого не оставили нам никаких «дорожных карт» (модный, с некоторых пор, термин)  для постижения Реальности.
А оставили они нам только намёки на предполагаемые ими атрибуты Абсолюта: Вечность, Любовь, Счастье, Справедливость etc.
Потому и мы - особо распинаться здесь не будем.

В своём понимании времени суфийские мудрецы, кажется, склонялись к понятию дискретного времени.
Дискретное время хорошо иллюстрируется кинематографией:
кинофильм, воспринимаемый нами как единый визуальный поток, на самом деле, В РЕАЛЬНОСТИ – не более, чем упорядоченный набор последовательных статических картинок.
(В самом деле, человеческая мудрость ограничена – и вряд ли мы можем
 представить время, как что то иное, разве что в сильно абстрактной форме)

Отношение суфизма к пониманию времени можно, пожалуй, проиллюстрировать следующей (может быть, и не безупречной, простите уж)  аналогией:

известно, что восприятие человеком цвета – субъективно.
В «реальном» смысле цвета просто не существует, т.к. цвет - это относительное свойство объекта зависящее от выборки длин волн, воспринимаемых  глазом от различных поверхностей, а также от  сравнения мозгом одной поверхности с другой. Одна и та же длина волны может выглядеть в одной визуальной сцене зеленой, в другой – красной, в третьей – серой и т.д.
Однако показало ли такое понимание цвета его ложность?
Не уверен.
Мы живем, движемся и действуем исключительно в мире наших восприятий
Скорее всего, мы можем принимать наши восприятия только так, как они «реальны» для нас.
Во всяком случае, суфии, - относительно времени, - примерно так и думали.
КАЖДЫЙ МИГ Абсолют заново воссоздает НАШУ реальность.
Кто знает что лежит за её границей?
А человек воспринимает, ощущает и осознаёт её как непрерывный, постоянно продолжающийся процесс.

Каждый «квант» времени - это мгновенная фиксация Вечности  и, таким образом, Вечность и период времени, Бог и человек, - оказываются у суфиев связанными.
В любом миге присутствуют уничтожение и возникновение, наш «реальный» мир в каждом мгновении есть часть Абсолютной Вечности и в том же мгновении другой миг снова возникает как временный. Миг является некоей формой осуществления Вечности (атрибута Абсолюта, на минуточку).

Суфизм говорит, что смысл личностной жизни человека заключается в том:
- чтобы найти свою задачу, связанную именно с тем мигом реальности, который человек способен осознать,
- чтобы понять, в чём заключается эта задача,
- чтобы реализовать ответ на неё с предельной ответственностью и тщательностью.

Джелаладдин Руми сказал: «Ты пришел в этот мир ради определенной задачи, и в этом состоит твое назначение. Если ты его не выполнишь, ты не сделал ничего».

Саади сказал: «Каждая душа сотворена для определенной цели, и свет этой цели горит в душе».

Хайям сказал: «Будь счастлив в этот миг. Этот миг и есть твоя жизнь».

И еще:
«Бегут за мигом миг и за весной весна;
не проводи же их без песни и вина.
Ведь в царстве бытия нет блага выше жизни,
- как проведешь ее, так и пройдет она»