Лифт

Олеся Гринкевич
Я застрял в лифте именно тогда, когда спасательные капсулы, одна за другой, уже начали покидать наше гибнущее судно. Раз за разом нам повторяли на учениях, чтобы мы никогда не пользовались лифтами в экстренных случаях и спускались пешком - но в решающий момент я подумал: "Так быстрее. Вдруг ничего не будет". И по сути даже оказался прав. Наполовину. Для меня уж точно больше "ничего не будет".

 Корабль трясло, астероиды один за другим громили его бока. Топливный отсек отсоединили первым, чтобы избежать взрыва, и все организованно двинулись к капсулам - по три человека на каждую.
Кроме меня.
 Лифт трясло, уши закладывало от невыносимого грохота и воя сирен. Я медленно сполз на пол и зажал голову руками, ожидая, когда всё наконец закончится. Выбить дверь на крыше лифта у меня не было ни сил, ни возможностей - она была заварена так, что без инструмента не откроешь. "Те двое, что должны были лететь со мной... Наверное они уже в космосе", - мелькнула мысль, и я даже удивился тому, насколько спокойно мне удалось её воспринять. Как обычнейшую вещь. Будто погибать в кольце астероидов - моя ежедневная цель, как чистка зубов или пиво перед сном на выходных.

 Корабль тряхнуло особо сильно, настолько, что я сразу решил, будто лифт в этот раз точно не выдержит.
 Но он выдержал.

 Так и продолжалось. Я представлял, как одна за другой капсулы выстреливают в звёздную даль. Некоторые из них разбиваются, некоторые - благополучно уносят своих пассажиров на ближайшую пригодную для дыхания планету. В некоторых из них были мои товарищи - музыканты, которым "посчастливилось" попасть в число развлекательной программы корабля. Раз в месяц все просыпались и выходили из своих камер, чтобы поесть, поговорить и размять мышцы. Мы были тем, что разминало их мозг и уши. От лёгких ненавязчивых мелодий до тех, от которых по затылку пробегали мурашки. От джаза до кантри, от попсы до самых авангардных направлений.
 Всего нас было двадцать человек - и каждый оказался хорош хотя бы настолько, чтобы не дать гостям заскучать. После третьего раза я уже обдумывал как куплю новую педаль и вернусь на свою планету с вполне достойными средствами для жизни и творчества. Так оно наверное бы и было.
Если бы не этот проклятый лифт.

 Когда тряска стала полегче, я набрал аварийный код на панели управления. Мне ответил мягкий женский голос:
- Чем я могу вам помочь?
- Этот корабль сейчас развалится. Как думаете, чем вы можете мне помочь?
- Я могу ввести в кабину пары успокоительного действия.
- Просто открой двери!
- Но там нет выхода. Вы уверены?
- О чём ты?
- Ох, у вас же нет окон. Как печально. Я сейчас что-нибудь придумаю, - голос утих и некоторое время не отвечал, сколько бы я не кричал.
- Вот, это вас успокоит. На какое-то время, - сбоку открылся небольшой герметичный шлюз, через который ко мне была доставлена моя старая акустическая гитара в чехле.
- Это не смешно, мне нужно в спаса... - лифт тряхнуло сильнее прежнего, и я упал на колени, едва-едва не выпустив гитару из рук.
- У вас пять секунд. Четыре... Три... - лифт резко опустился, двери открылись и я увидел пол этажа на уровне своего пояса. Сразу же кинул в проём гитару, после чего кое-как забрался сам. Лифт рухнул вниз ровно на счёте: "Один..."
- Ну и что это было? - крикнул я, но ИИ мне не ответил. Мне повезло в том, что меня выкинуло на нужном этаже, но не повезло в том, что спасательных шлюпок уже не было. Я не особо удивился - многие пассажиры не умеют правильно их запускать, и в панике наверняка катапультировали даже запасные.
Расчехлив гитару, я взял её на руки и стал аккуратно пробираться сквозь мусор, перебирая струны.
 
 За иллюминаторами был абсолютно спокойный космос. Ни одного астероида, только бесчисленные сияния звёзд и галактик.
Подниматься пришлось по лестнице, но учитывая произошедшее, меня это только радовало.
- Эй, ИИ, тут кто-нибудь живой то остался? - спросил я, не особо повышая голос. Толку то - оно всё равно меня слышит.
- Да. Тут остались вы, - ответил женский голос. Мне показалось или она произнесла это с сарказмом?..
Побродив по этажам и отсекам я нашёл себе немного еды и подкрепился. Заниматься ничем не хотелось.
- Я могу заморозить вас до прибытия аварийного корабля, - участливо послышался голос ИИ.
- И когда он появится?
- Через год-другой, я думаю, вас точно обнаружат. Это довольно популярный маршрут.
- Спасибо, не хочу, - ответил я и сел спиной к стене, привычно набирая что-то на грифе.
- Вы начнёте терять рассудок на второй месяц. Ещё через полгода вы будете считать меня живым человеком. К концу первого года вы будете знать все предметы на корабле и их месторасположение. К концу второго, когда вас найдут, вы будете совершенно другим человеком и скорее всего понадобятся годы на дальнейшую социализацию.
- С чего ты это взяла?
- Опыт. Меня создали достаточно давно, чтобы я успела понять действия людей при подобных ситуациях. Хотя это и различается от случая к случаю, разумеется.
- Зато у меня будет достаточно времени, чтобы научиться мастерски играть на всех местных музыкальных инструментах, - буркнул я, зажав высокую ноту.
Так наша с ИИ новая жизнь и потекла дальше. Я читал, пел, рисовал, упражнялся, надеясь, что встроенный генератор электричества никогда не выйдет из строя, а ИИ убеждал меня уснуть.
- Вы сделали десять тысяч журавликов. Какова была ваша цель?
- Занять руки, - честно ответил я, сжигая первого в огне зажигалки.
- Теперь вы будете их по одному сжигать?
- Да. Ты же отказываешься говорить, где лежат сигареты.
- А вы отказываетесь лечь в камеру глубокого сна.

 Как она и говорила, на второй месяц я почувствовал невероятную тоску. Мой корабль дрейфовал, уходя всё глубже в космос, и отсутствие хоть какой-то живой души угнетало. Я смастерил человекоподобную куклу из одежды пассажиров и набил её всем, что попалось под руку.
- ИИ, видишь? Это ты, - не без гордости сказал я, рассматривая своё творение.
- О нет. Вы начали сходить с ума раньше, чем предполагалось.
- Я даже установил внутри твоего тела голосовой динамик. Так что можешь говорить со мной через него.
ИИ некоторое время помолчал, затем послушно начал вещать из куклы.
- Если это облегчит ваше состояние - можете поставить "меня" на автоматическую тележку, чтобы "я" могла за вами ездить.
- Отличная идея, - я усадил куклу на небольшой контейнер на колёсиках в максимально удобной на вид позе и закрепил леской.
- Как тебе, ИИ, удобно?
- Ха-ха.
- Над смехом мы с тобой ещё поработаем, - заверил я её и взял гитару, - Теперь слушай, что я буду играть.
- Зачем?
- Выучи мелодию. Будешь петь, когда я скажу.
- Это не заложено в моём функционале.
- Ничего, научишься. Когда освоишься с нотами, я тебе и текст дам. Пока что попробуй петь на "а" или "у".
- Ааааууууу.
По первости у неё получалось отвратительно, но спустя неделю ИИ наконец-то поняла что нужно делать.
- Аааауууу, ааауууу.
- Отлично, а теперь тоже самое, но со словами.
На это потребовалось куда больше времени. Худо-бедно наловчить её тянуть буквы я мог, но мне не хватало эмоций в исполнении. Мы распевались ещё месяц, после чего мой первый в жизни сольный проект начал набирать силу.
Кое-как записав барабаны, принялся за бас. ИИ время от времени напоминала мне, что пришло время поспать или сделать перерыв. Но отдых освобождал мои мысли, а были они далеко не самыми светлыми, поэтому я старался выкладываться на полную.

- Ну что, зажжём? - сказал я, втыкая последний кабель. Концертный зал был уставлен стульями с усаженными на них грудами вещей, напоминающими человеческие фигуры. ИИ, сидящая в первых рядах, закашлялась.
- Может мне тоже стоит "выйти" на сцену?
- Нет, ты будешь сидеть и наслаждаться шоу.
- Ага, а также включать записи инструментов, петь и изображать восторг публики.
- Именно так. А теперь - зажигай прожекторы.

 Публика нервно перешёптывалась. Перед ней стоял исполнитель в свете луча, стоял гордо и немного вызывающе. Первые аккорды он взял виртуозно, и невидимый глазу барабанщик начал вести ритм. Один за другим, стали вступать и остальные музыканты. Публика слегка качала ногами в такт, кто-то пару раз свистнул.
Голос девушки, нежный и негромкий, идеально вписался в мелодию. Так, в идеальной сыгранности, и прошёл весь концерт. Зрители одобрительно кричали, послышались аплодисменты. Исполнитель, слегка запыхавшись, поклонился темноте зала.
- Мне стоит включить свет?
- Нет. Просто проводи меня до капсулы.
ИИ молча подъехала ко мне и проводила до нужного места. Тихий скрежет тележке следовал за мной до самого конца.
- Неплохо выступили, хах? - сказал я, устраиваясь в сонной капсуле. Любимая гитара в чехле осталась стоять снаружи, в метре от меня. На всякий случай.
- Да неплохо. Спасибо вам за шоу.
- Спасибо тебе, что пришла.
- Добрых снов.
- Добрых снов.
Свет в капсуле мягко погас. Я видел, как ИИ "села" напротив меня, и стал потихоньку засыпать под воспоминания о концерте.
- Аааууу, ааааууу, - тихо запела она, когда я почти провалился в сон.
- И всё-таки над исполнением мы ещё поработаем, - пробормотал я в подушку.
Корабль продолжил свой одинокий путь сквозь звёзды, а ИИ пела мне песни. Мы оба надеялись, что помощь когда-нибудь придёт. И старались не вспоминать о сломанном передатчике.

"Доброй ночи, ИИ".