Послание к якобсону

Якобсон Игорь
(вместо ранее обещанного философского трактата)

«Я думаю, что секс лучше логики... но не могу этого доказать.»
(Надпись на стене философского отделения колледжа (со слов Якобсона))


Для чего мы живем, Якобсон?
Подыщи объясненье простое.
Чтобы видеть пленительный сон
И, проснувшись, пребыть пустотою?
Якобсон! Для чего мы живем?
Для чего, объясни достоверно.
Для чего же мы любим и пьем,
Если все это кончится скверно?
Где же суть, оправдание где
В этом вечном броженье по кругу,
Ведь любой волосок в бороде
Мы исчислить могли б друг у друга?

Изучая людей, Якобсон,
Из натуры, а не понаслышке,
Ты проник во всеобщий закон,
Объясняющий все их делишки.
Не гнушаясь премудростью книг
И не брезгуя маской повесы,
Ты людей без усилья постиг,
В них, увы, не найдя интереса.
И диктует природа сама,
Проницая неведенья призму,
Что свобода есть призрак ума,
А любовь есть продукт организма.
* * *
Я по-прежнему пьян и влюблен.
Обреченный на ярость Эриний,
Расставаясь с тобой, Якобсон,
Я брожу меж... исчисленных линий
И к утру выхожу, если пьян,
По Десятой к серебряной ленте,
Над которой стоит капитан
На замшелом своем постаменте.

Вижу, взор на восток обратив,
Николаевский мост разведенный
И седых истуканов из Фив,
Попирающих мрамор студеный.
Как терзаемый комплексом грек,
Я потерянно мну папиросы
И отгадку шепчу: "Человек"
Им в ответ на любые вопросы.
"Ты свободен!" - они в унисон
Через челюсти, сжатые плотно,
Возглашают. Я пьян, Якобсон,
И поэтому верю животным.
И глазам моим может предстать
Светлый ангел, с мычащей скотиной,
Время ползать и жребий летать
Сочетая в природе единой.
Антрополог! Удел твой тщета.
Постигая и зреньем, и слухом,
И рассудком - изучишь скота.
Но любя сообщаешься с духом.

Хоть и можешь исчислить удар,
Приводящий рассудок в движенье,
Но свобода - таинственный дар,
А отнюдь не предмет постиженья.
И покуда ты любишь (и пьешь)
Ты не все, что я вижу и слышу.
Диалектики здесь ни на грош,
Но сознайся - есть вещи и выше...

1989