7. Гигантомания и гигантомахия

Якобсон Игорь
Все их земля приняла. А когда обернулися годы,
Мощных Эринний она родила и великих Гигантов
С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих
(Гесиод «Теогония»)

В третьей главе я рассказывал о том, как в 1992-м году «КОМПАС», еще под гордым именем «Сенсор», в соответствии с возникшей тогда конъюнктурой, переориентировался на рынок малых предприятий. На самом-то деле, переориентировался, да не совсем. То ли из жадности, то ли из трусости, боязни прогадать, мы никогда не бросали ни одного направления, не уходили ни из одного сектора рынка.
Понятно, что наша компания продолжала сопровождать уже имевшихся клиентов из числа государственных и постгосударственных предприятий, типа уже упоминавшегося ППТК «Ленэнерго», швейной фабрики «Волна», подарившей нам в отдаленном последствии Финикова, обувной фабрики «Динамо», расплачивавшейся в эпоху всеобщего бартера за наши услуги кроссовками (кстати, кроссовки были отличного качества, так что некоторые сотрудники нашей компании еще много лет, до самого закрытия фабрики  предпочитали их лучшим западным образцам), ряда крупных автотранспортных предприятий и т.п. Но и когда к нам по какой-то причине обращались новые клиенты, не подпадавшие под «малую ориентацию», им отказа не было. А все они вели свой бухучет по старинке, на основе журналов-ордеров, и софт им требовался соответствующий.
Так в нашем главном реестре (перечне лицензионных пользователей) в течение 1994 – 1997-го годов появились пивной завод «Бавария», Музей Истории Санкт-Петербурга, несколько больших стройуправлений, в том числе печально известный «Двадцатый трест», мебельное производство «Уют», станкостроительный завод «Свердлов», НИИ «Интелтех», швейная фабрика ФОСП (бывшая «Володарка»), а также Канонерский Судоремонтный Завод, КБ «Электроавтоматика» и ЦНИИ «Гранит», до сих пор работающие на «КОМПАСе», правда, теперь уже на ERP-системе. Ну и целый ряд других клиентов, безусловно относящихся к «крупняку».
Так что наш уход на «малый» сектор рынка выражался, в основном, в направленности рекламных усилий и, как результат, в том, что число клиентов из малого бизнеса многократно превосходило число больших предприятий. Что, впрочем, и естественно.
В результате, сразу же после выхода в первой половине 1993-го года  пакета «КОМПАС» для «малышей» (предложенное Никитой Берсеневым название «КОМПАС» расшифровывалось как «компактная система») начался перевод всех старых программ  для больших предприятий на новый интерфейс. Как следствие, почти сразу же пришлось разделить бренды: первоначальный «КОМПАС» мы переименовали в «КОМПАС КОМФОРТ», а набор программ для больших предприятий, окончательно оформившийся в начале 1994-го года, был назван «КОМПАС ГИГАНТ».
Если вспомнить вышеприведенную расшифровку слова «КОМПАС», то во втором случае получилась полная катахреза: компактная система «гигант». Да если еще подсчитать число входивших в этот пакет модулей – около двух десятков автоматизированных рабочих мест для бухгалтеров, плановиков, кладовщиков, менеджеров самых различных уровней и специализаций… Такую компактность вообразить может только умалишенный! Но пользователи над расшифровкой не задумывались, а звучало недурственно, и название было утверждено.
На самом-то деле, разделение на эти два пакета было достаточно условным: они были прекрасно совместимы по главным системным справочникам и многим основным таблицам данных. За одним исключением, которым являлась программа расчета заработной платы.

Дело в том, что когда в свое время мы получили первый заказ на такую программу, у нас не было под рукой свободных «зряплатных» специалистов, а сроки разработки (да и изобилие других, более простых для нас, заказов) исключали саму возможность детального ознакомления с новой проблематикой. Речь уже шла об отказе от этой сделки, как вдруг, во время очередного сабантуя, проходившего дома  у нашего учителя математики (по 38-й школе) Вилена Михайловича Паповского, мы с Ниной разговорились с Надеждой Чернопольской.

Тут надо сказать пару слов о нашем чудо-Вилене и его жене Фаине Марковне Николаевой. Вилен был замечательным школьным учителем, который считал, что математика важна не столько сама по себе, сколько в качестве средства развития ума вообще и логических способностей в частности. Знаю об этом как с его собственных, так и с Нининых слов. Дело в том, что математику у него изучала Нина, у меня же были другие учителя. Но и сам я в школьные годы плотно контактировал с Виленом, поскольку он в порядке общественной нагрузки (популярное в Совке выражение) руководил школьной командой турнира СК («турнир Старших Классов», предшественник современных «Умников и умниц» – весьма популярная передача ленинградского телевидения в 1970-е), а я был весьма активным членом этой команды.
Несмотря на свои взгляды, и преподавал математику Виля великолепно! Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что на всемирной Олимпиаде по этому предмету, проходившей где-то в середине 1990-х, в числе победителей значились сразу четыре ученика Вилена, один из которых представлял Россию, один – Израиль, а двое – команду США. Да и то, что, переселившись в Штаты, Паповский установил рекорд по скорости получения учительской лицензии, говорит само за себя.
Но в контексте данной книги нас интересуют не преподавательские таланты Вилена, а то, что они с женой держали открытый дом. Школьникам вход в этот дом был закрыт, зато выпускники, как Вилины, так и Фанины, чрезвычайно приветствовались. И многие из них буквально на следующий год после выпускного бала начинали пользоваться эти гостеприимством. Так образовался расширяющийся с каждым годом круг общения, в котором завязывались новые дружеские (а порой и любовные) связи.
Мы с Ниной не только присоединились к данному кругу, еще будучи студентами-третькурсниками, но и, осмелюсь заявить, стали одними из ближайших друзей этой славной семейной пары. Частенько мы совершали совместные загородные вылазки. Помнится, как-то в пятницу вечером мы спонтанно решили провести викенд в Петрозаводске. Сказано – сделано! Незамедлительно отправившись всей толпой из семи человек, включавшей и взрослых, и детей, на Московский вокзал, мы обнаружили, как и следовало ожидать, полное отсутствие не только билетов, но даже свободных мест в купе проводников. Тогда вышеозначенная толпа двинулась к нам домой, где были организованы походные условия в виде расстеленных на полу спальников и питания из консервных банок. А проведя два дня за вином и преферансом, в воскресенье вечером все дружно решили, что визит в Петрозаводск удался! ;
Надо заметить, что Вилен Паповский был не только выдающимся учителем, но и довольно известным в Питере бардом. Поскольку при идеальном слухе он не владел ни одним музыкальным инструментом, то свои песни исполнял почти исключительно a cappella. Нам очень хотелось познакомить всех своих друзей с Вилиным творчеством, и мы с Ниной устроили у себя дома то, что теперь называют квартирником. Вечер прошел с таким успехом, что в тот же день, после его завершения, было решено организовать литературно-музыкальный салон на постоянной основе. Среди наших друзей было немало поэтов, прозаиков, музыкантов, так что мгновенно была сверстана программа на год. Единственную поправку в первоначальную диспозицию внесла выдающая кулинарка Фаня, которая осталась недовольной «продовольственной программой» квартирника. Она сказала, что отныне салоны будут проводиться у них дома. Особых возражений это не вызвало: слишком близко мы были знакомы с Фаниными пирогами ;!
С различной регулярностью эти салоны, на которых выступали как наши друзья: великий русский поэт Иван Дорофеев, прозаики Николай Калягин и Анатолий Михайлов, – так и совершенно незнакомые нам до тех пор «подпольные» авторы, иногда очень хорошие, проходили лет 5-8. С началом 1990-х они начали потихоньку угасать, ибо все «занялись дЭлом», как тот грузин на Красной площади из старого советского анекдота.

Во время одного из салонов поры угасания и состоялся вышеупомянутый разговор с Надей Чернопольской. Надя была ученицей Фаины Марковны, приятельствовали мы давно, но понятия не имели, чем она занимается. Очень кстати оказалось, что она как раз постановщик и разработчик программ расчета заработной платы. Мы тут же предложили ей сотрудничество – я ведь уже не раз говорил, что семейные фирмы на стартапе зачастую набирают штат по родственно-дружественному принципу. Надя согласилась без излишних колебаний, но поставила два условия: во-первых, она будет работать только на FoxPro, потому что у нее уже есть заготовки на этом языке, а изучать что-то еще ей влом, а во-вторых, она готова заняться постановкой, но ей нужен напарник из числа хороших программистов.
С первым условием пришлось просто согласиться, а вторую проблему мы решили моментально, подозвав к Наде, пребывавшего в эйфории на том же салоне друга семьи (все по тому же родственно-дружественному принципу) Юрия Данилова. С Юрой я познакомился во время учебы в ЛЭТИ. Каково же было мое удивление, когда он тоже оказался учеником Вилена, правда, по 366-ой школе (Юра был на год младше нас с Ниной). Воистину, Питер – город маленький, круг узок, а слой тонок… ;
Юра был известен в городе как бессменный флейтист лауреата нескольких рок-фестивалей, группы Владимира Леви «Тамбурин». До этого он играл в первом составе знаменитого «Пикника». Но, несмотря на столь значительную музыкальную продвинутость, Данилов был и остается отличным программистом, одним из тех, кто вносил изменения в операционные системы для БЭСМ-6 (по этой причине он был хорошо знаком с уже упоминавшимся Володей Финиковым задолго до «КОМПАСа» – все «БЭСМачи» формировали довольно тесную тусовку). Причем Юра был из тех программистов, которым абсолютно безразлично, на каком языке писать: новые они изучают моментально (будучи сам таким же, я всегда старался привлекать к работе программеров именно этого типа). И конечно же, любимый Надин FoxPro он освоил в совершенстве за считанные недели. Кстати, хваленые Надины заготовки пригодились Данилову только на этапе вхождения в проблему, постепенно он переписал все «с нуля».
Таким образом, мы на несколько лет получили отличный творческий дуэт, даже не в составе «КОМПАСа», а, скорее, рядом с нашей компанией: дуэт работал на полном хозрасчете, мы им только находили заказчиков за определенный процент. Кстати, и обязанности по выколачиванию из клиентов денег в эту эпоху всеобщих неплатежей во многом ложились на саму бригаду, в первую очередь на Данилова. Слава Богу, эту задачу сильно облегчала законотворческая активность наших чиновников, особенно изобильная в области кадров и зарплаты. Помнится одному из автотранспортных предприятий, задолжавших почти за год, в процессе налоговой проверки срочно понадобилась какая-то отчетная форма, Юрой давно реализованная, но по понятным причинам, в этом АТП до сих пор не установленная. Данилов немедленно приехал по вызову с набором установочных дискет (кто-то еще помнит такие носители информации?) и уселся за компьютер, включив на нем свой любимый тетрис. Когда через пару часов бухгалтер поинтересовался, когда же Юра приступит к установке, то получил ответ: «Как только увижу прошедшую банк платежку. Сумма вам известна, но могу повторить». Прошла еще пара часов, пока, не сумев оформить платеж, Юре собрали конверт с наличными, после чего уже через десять минут бухгалтерия печатала необходимый отчет. Этот случай породил в «КОМПАСе» выражение: «Выколачивание долгов методом высиживания».

В результате вышеописанного разделения труда в «КОМПАС КОМФОРТ» была включена написанная Никитой Берсеневым зарплатная программа, реализующая простейшие расчетные методы, а потребности «гигантов» еще несколько лет кряду закрывали Юра с Надей.
В силу некоторых различий между dbf-форматами FoxPro и Clipper связь с другими модулями «ГИГАНТа»  осуществлялась не online, а посредством экспорта-импорта данных. Надо заметить, что соответствующий механизм мы встроили во все модули «большого» пакета, ибо он, в отличие от «КОМФОРТа», был изначально рассчитан на совместную работу с программными продуктами сторонней разработки.
Но со временем сотрудничество с этой творческой бригадой сошло на нет. Сначала Надежда, все глубже погружаясь в личную жизнь, постепенно снижала свою долю, как в работе, так и в оплате. В итоге все свалилось на Юру. А потом ситуацию окончательно взорвало… Юрино музыкальное дарование.
Дело в том, что с конца 1980-х в мире на некоторое время стало необычайно популярным все русское, в том числе и музыканты. Грех был не воспользоваться благоприятными обстоятельствами, и Юра наладился летом уезжать на заработки «галопом по Европам», то в составе «Тамбурина», то дуэтом с кем-нибудь из музыкантов, то вообще со старшей дочкой Лизой, тоже неслабой флейтисткой… Причем, чем дальше, тем на более длительный срок Юра покидал пределы Родины. Дошло до того, что мы должны были забывать о нем на все лето. Еще бы: за три летних месяца Данилову штырчанием (так на жаргоне лабухов называется уличное музицирование) за границей удавалось обеспечивать семью целый год. Программирование в этих условиях стало приятным «приварком», не более. А количество клиентов все росло, а обслуживания они требовали постоянно: то появлялись новые формы, то вылезали застарелые ошибки…
Поэтому одной прекрасной весной пришлось поставить перед Юрой вопрос ребром: либо этим летом ты никуда не едешь, либо нам придется заменить твой модуль у всех клиентов. Надо ли говорить, что Данилов наотрез отказался бросить штырчание. И точно так же понятно, что он был обижен на саму постановку вопроса, несмотря на то, что хорошо понимал наличие проблемы по сопровождению ПО.
Следует отметить, что родственно-дружественный принцип формирования рабочего коллектива имеет свои четко выраженные оборотные стороны. И основная из них заключается в том, что очень трудно одновременно поддерживать дружеские и эффективные рабочие отношения. Со многими приятелями мне пришлось из-за этого прервать всяческое общение, и дружеское, и рабочее. Какое счастье, что в случае с Даниловым, нам совместными усилиями удалось преодолеть взаимные обиды, и мы с Юркой по-прежнему дружим семьями (правда, с моей стороны семья уже не совсем та ;)!

Единственным, кто остался доволен разрывом с Чернопольской и Даниловым, оказался Никита Берсенев. Нет, они с Даниловым уважали друг друга, и Никита считал Юрия более чем компетентным программистом. Но до прихода в «КОМПАС» Никита разрабатывал на своем госпредприятии именно программу расчета зарплаты и учета кадров. А когда он пришел в нашу компанию, эта ниша была занята, и Никите было позволено сделать только уже упомянутую «КОМФОРТную безделушку» (безделушку – с точки зрения Берсенева). У него уже несколько лет руки чесались насчет возвращения к любимой тематике со всеми ее сложностями и хитростями, да еще в варианте полноценной работы online  с остальными модулями. И вот несколько месяцев Никита был счастлив, дублируя Даниловский функционал, а кое в чем и дополняя его (правда кое-где и урезая)!

В общем, из всего написанного уже понятно, что мы не только не забросили работу с большими предприятиями, но и продолжали развивать предназначенный для них комплекс, пусть и не с той же интенсивностью, что и «КОМФОРТ», но все же тратя на это дело значительные усилия. Например, по заказу уже упоминавшегося пивзавода «Бавария» я разработал довольно сложную программу учета возвратной тары, так и не нашедшую применения нигде, кроме как у означенного Заказчика. А после заключения договора с «Эльдорадио» мне пришлось заняться перекладкой счетов отечественного бухучета в МСФО и GAAP, в результате чего в «ГИГАНТе» появился модуль «Международная отчетность». Надо заметить, что «Эльдорадио» было типичным малым предприятием, прекрасно работавшим на пакете «КОМПАС КОМФОРТ», вот только зарубежные инвесторы требовали отчетности в привычном им формате. Но мы резонно решили, что подавляющему большинству малых предприятий этот функционал ни к чему (что впоследствии подтвердилось перечнем клиентов, приобретших сей модуль), и включили его в «КОМПАС ГИГАНТ», тем более, что, как я уже писал, граница между этими пакетами была весьма и весьма условна.
Надо заметить, что и в «КОМФОРТе» не только пополнялась существующая базовая функциональность, но также появлялись новые специализированные модули.  Для «захвата» малых предприятий, занимавшихся ввозом импортных товаров, в дополнение к простому складу, рассчитанному, в основном, на работу по среднеучетным ценам, я написал складскую программу с партионным учетом, в котором каждая партия характеризовалась номером таможенной декларации и сроком годности, а учетные цены рассчитывались с добавлением доли уплаченных пошлин и транспортных  расходов. Для малых производств – «Склад изделий», реализовывавший стандарт MRP и учитывавший, помимо прочего, специфику общепита в целом и детских лагерей в частности (одно время, в результате маркетинговых усилий Марины Исаевой, перечень наших клиентов включал десятка полтора таких лагерей). Старший сотрудник СПбГУ, один (точнее, одна) из родоначальников российского интернета, Галина Гарнаева, впоследствии первая любовь моего старшего сына Ильи, помогла нам «захватить» несколько комиссионных магазинов и даже базу таможенного конфиската, пополнив «КОМФОРТ» модулем «Комиссионка».

Еще одно развитие функционала, начавшееся ближе к концу 90-х и носившее всеобщий характер (то есть коснувшееся не только обоих пакетов марки «КОМПАС», но и почти всех наших конкурентов) было связано с тем, что государственные органы начали наконец-то задумываться о безбумажном (электронном) приеме отчетности в различные бюджетные фонды, сначала в пенсионный фонд, а затем и в налоговое ведомство. В первое время форматы такой отчетности не имели единого общероссийского стандарта, и почти каждое региональное отделение изобретало что-то свое, а заодно и распространяло ПО для проверки сдаваемой отчетности.
Качество этого софта было невелико. Помнится мы с Никитой, изучив одну из таких программулек, пришли к несколько неожиданному выводу, а именно: «Единственная цель существования “бюджетных” программистов – это повышение самооценки программистов коммерческих» ;.
Со временем форматы были унифицированы, что не слишком повлияло на качество сопровождающего их софта. Но «КОМПАС» низкое качество бюджетного ПО уже не волновало: нашим делом было просто выдавать отчетность в актуальных форматах.
Кстати, практикующееся в РФ постоянное (минимум раз в полгода) изменение этих форматов – один из главных стимулов для клиентов вставать на абонентское обслуживание. То есть тут государство «играет» на стороне софтверных разработчиков против всех остальных видов деятельности (проблему занятости многочисленных чиновников мы проигнорируем).

Впрочем, в этой главе речь не о «бюджетном программировании», не о «малышах» и не о «КОМФОРТе». Главное, о чем я хочу рассказать это о дефолте 1998-го года и его последствиях для нашей компании.
При Софье Власьевне (так диссиденты прозвали Советскую власть) мы жили бедно и уныло, но очень ровно, без особых потрясений, точно по принципу, гениально сформулированному поэтом группы «Наутилус Помпилиус» Ильей Кормильцевым в песне «Скованные одной цепью»: «Здесь нищие молятся, молятся на… то, что им нищета гарантирована».
Зато с конца 1980-х наша жизнь понеслась вскачь, наполнившись как приятными, так и отвратительными событиями общероссийского масштаба.
Читая в юности «Черный обелиск» и другие книги Ремарка, я ужасался и поражался: как это люди вообще могли жить в условиях гиперинфляции, когда покупательная способность марки резко понижалась чуть ли не по два раза в день. В первой половине 1990-х, нам самим пришлось пережить сходную ситуацию, может не такую ужасную, как в Германии 1920-х, но весьма похожую. Покупательная способность рубля падала, конечно, не два раза в день, но два раза в неделю наверняка. И такая ситуация длилась несколько лет.
Оказалось, что в ней нет ничего страшного (по крайней мере для нас и наших сотрудников), к гиперинфляции (а она была действительно гипер, некоторые фирмы с иностранными владельцами даже присылали, в качестве управляющих, специалистов по таким ситуациям, поработавших, например, в свое время в Аргентине) мы моментально приспособились, установив цены на ПО и зарплаты сотрудников в долларах и рассчитываясь рублями по курсу на день оплаты. Когда гиперинфляция сошла на нет, мы даже почувствовали себя как-то неуютно от изменения условий существования.
Окончание этого процесса, насколько я помню, случилось незадолго до 1998-го года. Но только мы начали привыкать жить в условиях некоторой стабильности, как курс на взвинчивание выплат по ГКО (государственным казначейским обязательствам) пришел к ожидаемому (умными экономистами, но не глупыми нами, не имевшими с ГКО никаких дел) краху, и в августе 1998-го грянул дефолт. За две недели рубль упал по отношению к доллару в полтора, а за полтора месяца – в два с половиной раза.
Это было страшно, наверно, для многих. Среди наших знакомых есть долларовый миллионер того времени, который как раз перед 17-м августа перевел практически все свое состояние в рубли, из-за чего навсегда утратил почетное звание миллионера. И таких историй финансовых бедствий самого разного масштаба по России было, конечно, очень много. Но нас лично, не имевших особых рублевых сбережений (все деньги снова шли в дело!), дефолт задел только ужасом, возникшим от стойкого ощущения, что вот сейчас все развалится.
Однако буквально через пару месяцев мы на свой шкуре ощутили, что для отечественной экономики в целом дефолт оказался благом. Он, конечно же сильно ударил по малым компаниям (в первую очередь торговым), многие из которых мгновенно исчезли с лица земли, а оставшиеся принялись экономить на всем, в том числе на софте. Зато начался резкий подъем российских производственных предприятий. Причем не только пищепрома, который почти мгновенно среагировал на благоприятную ситуацию (импорт продуктов резко снизился), но и машиностротителей, и судостроителей, и НИИ самых разных отраслей – вообще всех.
Мы сами это явственно почувствовали уже в октябре 1998-го, когда поняли, что поток «малышей» падает, зато к нам стало обращаться невиданное прежде количество потенциальных пользователей пакета «КОМПАС ГИГАНТ». Именно в конце этого страшного дефолтного года перечень клиентов «КОМПАСа» пополнился такими наименованиями, как «Северная Верфь», производитель эскалаторов ЭЛЭС, Институт Радиационной Гигиены, поставщик радиоизотопной продукции «Изотоп», поставщик химикатов «Реактив» и целый ряд других.
Правда, надо признать, что далеко не все из этих новых клиентов стали работать на «ГИГАНТе». Дело в том, что как раз в конце 1998-го года была, наконец, выпушена первая, еще весьма несовершенная, версия пакета программ «КОМПАС + SQL» (впоследствии доросшего до ERP-системы «КОМПАС»), разработка которого началась еще в 1996-м году. Пакет функционировал под Windows, а значительная часть новых пользователей смотрела в будущее и не желала связываться с DOS-приложениями.
С самого начала разработки «КОМПАС + SQL» задумывался, в соответствии с нашей рыночной ориентацией, как софт для малых предприятий, реализующий простейшие алгоритмы бухучета, расчета зарплаты, складского учета и пр. Но дефолт внес свои коррективы, и было принято решение о срочном изменении направления разработки и превращения «КОМПАС + SQL» в систему учета для крупных предприятий. Благодаря структуре этого пакета, о которой речь пойдет в следующей главе, эти изменения потребовали гораздо меньшей трудоемкости, чем ожидалось. «Вот и хорошо!» ((с) Антон Петушков, 6 лет)
Так начались очередные «пертурбации с ориентацией» нашей компании. Окончательный же уход с рынка малых предприятий произошел в начале 2000-х, когда мы поняли, что рынок малых предприятий жестко монополизирован продуктами «1С», и нам на нем ловить нечего.
Хотя я опять лукавлю, говоря «окончательный». Все те же трусость и жадность мешали нам ответить: «Нет», – хоть одному потенциальному пользователю. В связи с этим, много позже, когда уже «КОМПАС + SQL» превратился в ERP-систему «КОМПАС», были созданы ее урезанные не только по своим возможностям, но и в смысле цен версии «КОМПАС БАЗОВЫЙ» (от нее через несколько лет мы отказались) и существующий до сих пор «КОМПАС ЭКСПЕРТ», больше подходящие «малышам», к тому времени, впрочем, тоже подросшим.
Но основная «охота» шла за «крупняком». Так что слово «гигантомахия» в заголовке главы, в отличие от традиционного древнегреческого значения, означает не «битву с гигантами», но «сражение за гигантов». И это сражение шло небезуспешно. В результате него в XXI-м веке пользователями «КОМПАСа» стали (а большинство из них до сих пор остается) такие «нехилые» компании, как «Ижорские Заводы», «Силовые Машины», «РосЕвроБанк», Выборгский Судостроительный Завод, голландский «ИНГ Банк», ЦНИИ КМ «Прометей», ВолгоградНефтеМаш, Ломоносовский Фарфоровый Завод, банк «Credit Suisse», московский Электрозавод, Нефтекамский Автозавод, НИТИ им. А.П. Александрова, Северное Управление Строительства, Вологодский «Завод Сортовых Водок», Белорецкий Металлургический Комбинат, питерский «ГорЭлектроТранс»… Всех не перечислишь!

На этом «гигантском» секторе рынка мы столкнулись с новыми конкурентами. Ими стали не столько отечественные «Галактика», «Парус» (с которым мы вообще мало пересекались, так как эта система предназначена, в основном, для бюджетных предприятий), «АйТи», – сколько мировые лидеры нашей отрасли: Baan, Oracle ERP и лидер номер один – SAP. Конкуренция, как вы понимаете, весьма непростая. И отнюдь не по причине более высокого качества западных продуктов. Во многих отношениях ERP-система «КОМПАС» была куда как лучше зарубежных конкурентов, развитие которых, в силу общих исторических причин, длилось гораздо дольше. За это время, понятное дело, они наработали куда больший функционал, чем мы (хотя догоняем мы их стремительно). Но все эти дополнительные по отношению к «КОМПАСу» функции чаще всего не были востребованы нашими клиентами. Зато интерфейсные решения, видимо, из-за необходимости соблюдать преемственность и совместимость с предыдущими версиями, первые из которых были созданы «западниками» еще для mainframe’ов, предпочтительнее у отечественных разработчиков. Так что долгая история развития имеет и оборотную сторону ;.
Еще одним недостатком западных конкурентов является не слишком хорошая адаптируемость к российскому законодательству, традиционно отражающему наш «особый путь».
Кроме того, еще в начале своего пути, изучая популярную в то время американскую бухгалтерскую программу для средних предприятий Champion, мы обратили внимание на то, что она нацелена, скорее, на помощь фискальным органам, не позволяя исправить ни одну запись, не оставив следов исправления в базе данных. Как вы понимаете, отечественному бухгалтеру необходим инструмент для куда более «творческого» подхода.
Но, несмотря на перечисленные недостатки, западные продукты обладали двумя связанными между собой преимуществами. Во-первых, в силу «раскрученности» торговой марки, сама информация об их внедрении (и неважно, что зачастую это внедрение было чисто номинальным) повышала капитализацию предприятия. А во-вторых, когда иностранная компания приобретала контрольный пакет какого-нибудь отечественного завода, она тут же требовала перевести работу на знакомый ей софт. Так мы потеряли целую корпорацию «Силовые машины», которая 4 года успешно эксплуатировала HRM-систему «КОМПАС: Управление персоналом», но в 2010-м году по требованию «овладевшего» ею Siemens’а была заменена на соответствующую подсистему SAP R3. Знакомые сотрудники ИТ-департамента «Силмаша» до сих пор (а прошло уже 7 лет) жалуются мне, насколько все стало неудобней и труднее в эксплуатации.
Слава Богу, есть и обратные примеры, самым ярким из которых является case «Туламашзавода». Далее цитирую официальное описание проекта, ставшего, кстати, в апреле 2007-го года лауреатом национальной премии в области ИТ CNews Awards, победив в номинации «Эффективная промышленность».
«Туламашзавод» стал первым из отечественных предприятий, начавших внедрение ERP (сначала это была система SAP R2, впоследствии замененная на SAP R3). Однако, и по прошествии десяти лет работы с ПО SAP ИТ-департаменту не удалось с его помощью автоматизировать большинство необходимых функций. Поэтому, если, например, учет кадров велся в системе R3, то расчет заработной платы производился с помощью нескольких программ, разработанных специалистами ИТ-департамента предприятия.
Такая ситуация перестала удовлетворять руководство завода, и в 2005-м году было принято решение о замене действующего ПО на отечественную ERP-систему. В результате в середине 2005-го года был заключен предварительный договор, по которому компания «КОМПАС» предоставила Заказчику право на бесплатное использование лицензий на все подсистемы не более чем с 5 компьютеров одновременно сроком на полгода. И только после того, как ИТ-специалисты Заказчика самостоятельно убедились в полноте функционала и качестве нашего софта, а также в том, что он позволит решить все актуальные задачи по автоматизации бизнес-процессов, был подписан договор на полноценную автоматизацию. И уже через восемь месяцев (сравните с десятью годами!) весь перечень этих актуальных задач решался «КОМПАСом» в режиме рабочей эксплуатации.
Так что не все так уж страшно! Как говорится в популярном анекдоте: «Да, ужас. Но никак не ужас, ужас, ужас!» На этом мажорном аккорде и возьмем паузу.