6. За границами Питера

Якобсон Игорь
Три тысячи три
до боли скул
скулили сестры,
впадая в тоску.
В Москву!
В Москву!!
В Москву!!!
В Москву!!!!
(В. Маяковский «Три тысячи и три сестры»)

Говоря в предыдущей главе о том, что до 1998-го года мы действовали исключительно на нашем местном рынке, я был не вполне точен. То есть статистически это абсолютная правда, но при этом я как бы забыл про несколько отдельных точек графика, расположенных вдали от основной кривой.
На самом деле, наш московский поход начался несколько раньше, еще в 1995-м году и как-то неожиданно: к нам обратились московские интеграторы, компания «Русский порт», которая искала для своих клиентов, казино «Алекс Грим и Ко» (да-да, тогда еще игровой бизнес был повсеместно вполне легальным) бухгалтерскую программу, но непременно с учетом специфики игрового бизнеса. И единственным пакетом с клиентами из этой сферы, который «Русский порт» тогда нашел, оказался наш «КОМПАС Комфорт». Как раз в начале того года мы завершили его внедрение в питерском казино «Адмирал клуб».
Надо заметить, что внедрение это было далеко не самым сложным. Наш Володя Фиников завершил его в кратчайшие сроки, обойдясь без каких-либо усовершенствований программного кода, только за счет правильного заполнения базовых справочников. Правда, сам он объяснял краткие сроки, в первую очередь, не своими достоинствами, а тем, что в «Адмирале» очень толковые бухгалтерши. Зная и поныне не преходящую Володину любовь к женскому полу в целом, уверенно могу сказать, что у них была очень «толковая» внешность. В остальном могу только положиться на его компетентное профессиональное мнение.
Но главный вывод: никакой реальной специфики в игорно-бухгалтерском учете не существовало, и юзеры из «Алекс Грим» выставили условием поиска софта наличие внедрений в казино совершенно напрасно. Впрочем, все пользователи при подборе ПО чаще выдвигают несущественные критерии, забывая о насущном, чем наоборот.
В любом случае, наше и по сей день продолжающееся сотрудничество с «Русским портом» началось именно с этого эпизода, и в 1996-м году «КОМПАС Комфорт» был внедрен и у московских игровиков. Причем задолго до этого момента «Русский порт» сумел продать наш пакет еще двум компаниям: подмосковным оптовикам «Царьмет» и московским торговцам электроникой «Вариотекс». Видимо, «Портовым» ребятам наш «Комфорт» сразу понравился, а что нравится, то и продается легче.
Несколько слов о «Русском порте». Как и наш «КОМПАС», это семейная фирма, принадлежащая братьям Дубовикам, Александру и Алексею. В одной из предыдущих глав я писал, что 90-е годы были ознаменованы массовым переходом квалифицированных технических специалистов на должности бухгалтеров, экономистов, финансистов. Братья не то, чтобы просто являлись исключением из правил, они «смотрели в будущее», олицетворяя прямо противоположную тенденцию. Младший, Алексей, закончил РЭУ им. Плеханова, после чего занялся компьютерами, причем как hard-, так и software. Но ему высшее образование пригодилось хотя бы в части управления компанией. Со старшим же, Александром, получилось еще интереснее. Он окончил медицинский институт с дипломом… врача-гинеколога, после чего несколько лет работал по специальности. Причем, судя по следующему эпизоду, весьма успешно!
В самом конце1990-х – начале 2000-х, во время одного из визитов в Москву мы были приглашены к Дубовикам домой (уже и не вспомню, по какому поводу), Александр открыл бар и предложил выбрать напитки. Я поразился изобилию и богатому выбору: там были не только традиционные коньяки и виски, но и какие-то экзотические ликеры, настойки, наливки… Спросив у Саши, откуда такие сокровища, я получил ответ, что это запасы из «прежней жизни»: традиционные для всех врачей дары благодарных пациенток. А так как братья ну совсем не пьют крепкого, все это отлично сохранилось. Наверно, не надо говорить, что для меня и еще для пары сотрудников «КОМПАСа» тот вечер стал настоящим походом в дегустационный зал!
И вот такой обладатель «вечной» профессии вдруг уходит в ИТ. Скорее всего, ему просто надоело копаться там, где он копался ;. Ну, или просто захотелось самостоятельности, работать самому, без начальства – такие вещи тоже частенько приводят к смене профессии. Правда, Александр, так и не утратил полностью связь с медициной, параллельно с работой в ИТ он ведет психологические тренинги – тоже в каком-то смысле здравоохранение.
С Алексеем же меня дополнительно сроднило его КВН-ное прошлое: вместе со своей сборной «Плешки» он даже добрался до всероссийского телеэкрана.
И вот два этих чудесных братца (плюс еще пара рядовых сотрудников «Русского порта») к концу 1997-го года довели число московских пользователей нашего софта до трех десятков. Пожалуй, это число уже не является «статистическим выбросом».

Второй существенный эпизод нашей «московской истории» относится, как я считаю, к 1997-му году, когда было принято решение участвовать в международном конкурсе ПО «Бизнес-Софт».
До этого мы принимали участие в софтверных конкурсах только однажды. Когда первая выставка «Инвеком» с нашим участием была уже в самом разгаре, мы внезапно узнали, что на ней будет проведен конкурс программного обеспечения. Надо было быстро, почти мгновенно, принимать решение, участвовать или нет. Терзали традиционные для всех профессиональных конкурсов опасения: «Все решено заранее, все куплено». Было боязно за репутацию. Но все же рискнули. Каково же было наше удивление и сколь искренне мы торжествовали, когда в последний день выставки узнали: есть победа в самой престижной номинации «Автоматизация управления предприятием»!!! Мы были неправы в своих опасениях, и теперь знали это точно: ведь мы-то никому ничего не платили, даже не знали в лицо членов жюри.
Но несмотря на этот опыт, когда мы принимали решение об участии в конкурсе «Бизнес-Софт-97», нас терзали все те же самые традиционные сомнения: все куплено. Тем более, это же Москва, там своя тусовка, она и поделит все призы. Не отличаясь особой прозорливостью и дальновидностью, мы не понимали, что дела обстоят совсем наоборот: организаторы конкурса заинтересованы в расширении аудитории, поэтому провинциальные компании рассматриваются жюри, как минимум, с не меньшим приоритетом, чем столичные коллеги, а может быть, даже имеют при прочих равных преимущество. Все же было принято положительное решение, но при условии минимизации расходов. Поэтому надо было выбрать одну, но самую интересную для нас номинацию.
Поскольку на тот момент главным для нас оставался рынок малых предприятий, самой интересной из имеющихся нам показалась номинация «Самая практичная покупка бухгалтера за USD500».
Для победы были мобилизованы лучшие силы: главный продавец Ирина Щукина, лучший технический специалист Гулюза Тельнова (чрезвычайно редкое сочетание красоты, мужского аналитического ума и женского обаяния) и, конечно же, Нина Якобсон (тогда еще в полном расцвете своей красоты).
Девушки наши ехали в Москву показывать пакет «КОМПАС Комфорт» с дрожащими коленками, перед показом волнение только усилилось. Зато возвращались в полном очаровании: организаторы конкурса во главе с Николаем Комлевым, о котором еще много будет сказано ниже, были с ними весьма любезны, а председатель жюри профессор Финансовой Академии доктор экономических наук Евгений Шуремов, которому они показывали пакет несколько часов подряд, проявил, с одной стороны, вежливость и такт, а с другой стороны, отличную квалификацию и разговаривал с разработчиками на одном языке. Он не был снисходителен, задавал действительно острые и актуальные вопросы, но ответы понимал, и чаще всего они его устраивали. Всего этого от жюри никак не ожидалось!
В результате, когда после завершения многомесячной череды просмотров пришло известие о победе «Комфорта» в вожделенной номинации, мы все были не очень удивлены. Хотя радость, выразившаяся в визгах, прыжках и брызгах шампанского, конечно же, «имела место быть»!
Несколько лет спустя Шуремов, с которым мы впоследствии подружились и совершили немало прогулок по Москве с посещением, чего греха таить, еще большего количества баров (в Питере мы ограничивались посиделками на нашей семейной кухне), рассказывал мне, что он, в свою очередь, был абсолютно очарован нашей девичьей командой, особенно вышеупомянутой Гулюзой. Хотя, сказал он, победу нашему софту жюри присудило абсолютно честно. Делаю вывод: наша ставка на усиление технических характеристик женским обаянием сыграла! ;
Впоследствии мы каждый год принимали участие в этом конкурсе, но уже с  нашим клиент-серверным пакетом «КОМПАС + SQL», выросшим в 2001-году в ERP-систему «КОМПАС». На конкурсе «Бизнес-Софт-99» наша компания стала лауреатом в номинации «Учет затрат и калькуляция себестоимости»,  а «Бизнес-Софт-2001» принес нам звание победителей сразу в двух престижных номинациях: «Автоматизация бухгалтерии среднего предприятия» и «Учет труда и заработной платы».
Жаль, что это был один из последних «Бизнес-Софтов», если вообще не последний. Мы бы с удовольствием продолжали участвовать.
Были у нас и другие «спортивные» успехи. Например, в том же 2001-м году по результатам опроса участников и гостей Второго Международного Форума бухгалтеров и аудиторов, проходившего в мае в Государственном Кремлевском дворце, «КОМПАС» был награжден за разработку лучших программных продуктов в сфере бухгалтерского учета и финансового анализа. Причем, известие это стало для нас полной неожиданностью: никого из наших сотрудников на Форуме не было, да и об опросе мы ничего не знали.
Но все эти соревнования не интересны ни с точки зрения процедуры участия, ни с точки зрения истории нашего московского похода. А вот воспоминания о «Бизнес-Софте» и его организаторах остались самые ностальгические… Впрочем с организаторами нам еще не раз довелось встретиться (правда, в несколько иной ипостаси). Но об этом чуть позже.

В том же 1997-м мы впервые приняли участие в московской выставке «Бухгалтерский учет и аудит». Сделано это было для поддержки московских партнеров, компании «Русский порт», и в порядке эксперимента. Настрой на результаты этого эксперимента был, скорее, пессимистичный: мы считали, что с наибольшей вероятностью эта выставка останется для нас единственной.
Несмотря на уже упомянутый несомненный успех «Портовой» деятельности, в Москву мы не верили, вкладывать деньги в расширение своего присутствия в этом регионе не собирались: уж больно плотная была там конкуренция, слишком много местных действительно серьезных разработчиков: «Галактика», «Парус», вездесущая «1С»…
Однако уже вскоре, после дефолта 1998-го, нам пришлось поменять свое решение.
Как я уже писал в предыдущей главе, после дефолта выставочная деятельность в Питере не то чтобы совсем увяла, но быстро становилась совершенно бессмысленной: экспоненты были, но поток посетителей постепенно превратился из бурной реки в жалкий ручеек Об эффективности, рассчитанной по Нининой методике, больше и речи не было! Было решено постепенно переносить нашу выставочную активность в столицу. Считавшийся неперспективным эксперимент стал нормальной  ежегодной практикой уже с 1998-го года, то есть ежегодно в январе, в самые холода, «Красная стрела» переносила по пути, завещанному Радищевым, команду из 5 -7 сотрудников нашей небольшой (даже в лучшие годы штат не превышал 80-ти человек) компании.
А с 1999-го года таким же обязательным ежегодным праздником стал для нас и сентябрьский «SoftTool». В отличие от «Бухгалтерского учета и аудита», в ней принимали участие представители абсолютно всех софтверных специализаций: САПР, криптозащита, игровики… Но все же стенды с АСУшными разработками занимали самую большую долю площадей.
Ох уж эти московские стенды! В Питере они формировались из стандартных модулей со стандартными надписями. Скромненько. Главная задача – минимизировать выставочные затраты. А в Москве царил гламур. Все фирмы, кроме самых маленьких, которые тоже экспонировались в изрядном количестве, старались «выпендриться», показать свою «самость». Время выставки становилось временем «сенокоса» для столичных дизайнеров. Будучи компанией с женским управлением «КОМПАС» не мог не втянуться с головой в этот процесс. Почти десять лет вся женская половина компании два раза в год бросала свою работу и предавалась страстным спорам о дизайне стенда. Именно тогда я стал искренне сочувствовать всем дизайнерам: как им удавалось удовлетворить столько разнополярных мнений? Да и не удавалось на самом-то деле. В конце концов, как это и бывает обычно, побеждало мнение генерального директора. Но и ее удовлетворить было большой проблемой. Впрочем, в итоге всегда получалось удобно и красиво.
С московскими выставками было связано немало забавных эпизодов. Для увеселения публики приведу один из них, в какой-то степени характеризующий обстановку в стране в начале 2000-х. Уж не вспомню точно, в каком это было году, но к одному из «SoftTool’ов» типография не успела вовремя выдать весь тираж рекламных материалов. Запоздали буквально на денек. Одному из наших молодых сотрудников, заядлому туристу Максиму Печкунову, было поручено переслать пачки с буклетами в Москву. Обычно такая процедура осуществлялась за небольшую мзду с помощью проводников поезда Петербург – Москва. По телефону сообщался номер поезда и вагона, а ранним утром кто-то из работавших на выставке сотрудников получал посылку на Ленинградском вокзале и отвозил на ВВЦ.
Такую процедуру и должен был инициировать Максим, но он… пропал. В оговоренное время звонка от него не последовало. Найти его  нигде не удалось (тогда мобильники еще не имели массового распространения, являясь в каком-то смысле предметом роскоши). Каково же было наше изумление, когда, придя утром на ВВЦ, мы увидели у своего стенда многократно и яростно изматеренного Печкунова с полным набором рекламных материалов! Оказывается, приехав накануне вечером на Московский вокзал, Макс обнаружил, что в результате очередной угрозы теракта, вокзал заблокирован и без билета нельзя даже выйти на перрон, не то, что с проводником договориться. Недолго думая, Максим выдвинулся к началу Московского шоссе и стал ловить попутку. Богатый опыт автостопа помог ему за ночь добраться на перекладных до столицы. Надо ли говорить, что вся ругань в его адрес была немедленно дезавуирована, а сам Печкунов стал на некоторое время живой легендой нашей компании ;.

Что касается нашей выставочной деятельности в Питере, то она полностью прекратилась с 2000-го года. Нет, мы до сих пор участвуем иногда в каких-то отраслевых тусовках, но это уже носит спорадический характер. Бригада из 1 – 2 человек с одним компьютером и одним столом. Практически без затрат. Чаще на чужом стенде, принадлежащем нашему клиенту или инновационному центру…
Да и в Москве в исторических масштабах выставочная эпопея продлилась недолго: меньше десяти лет, – не пережив кризиса 2008-го. Но какие это были годы! Годы праздника! Дело в том, что выставка была для нас не только деловым мероприятием, но и местом встречи с друзьями-конкурентами. Мой друг Сергей Проскурин вообще считал это основной функцией выставок. А так как он справедливо полагал, что лучшее общение получается во время фуршета, то в тех случаях, когда организаторы экономили на этом важнейшем пункте программы, он брал функции гостепреимного хозяина на себя, устраивая прием за свой счет. Правда, в таких случаях круг приглашенных был поуже и состоял только из приятных Сереге людей, что и хорошо ;. Пару раз специально на такие фуршеты подтягивалась из Питера моя жена Галина. Просто, чтобы повидаться с Сергеем.
Кстати, познакомились мы с Проскуриным как раз на подобном фуршете. Правда, было это много раньше, еще в додефолтном Питере. Компания Сергея «Локис» уже тогда завела питерский филиал и принимала участие в «Инвекоме», во время которого он приобрел упоминавшуюся в предыдущей главе книгу «Как выбрать бухгалтерскую программу». Как он говорит, прочитав ее (по некоторым косвенным признакам думаю, что только главу про складской учет ;), он воскликнул, что готов подписаться под каждым словом.
В свою очередь, я чуть раньше наткнулся в PCWeek/RE на статью автора, скрывавшегося под псевдонимом АСУнизатор, посвященную «непоняткам», возникающим в процессе внедрения, и вызвавшую у меня абсолютно такую же реакцию. В придачу я был просто очарован стилем статьи.
Нас представил друг другу кто-то из общих знакомых. Скорее всего, это была Наталия Гущина из питерского филиала «Галактики». Поскольку оба «исторических» произведения были написаны под псевдонимами, сначала отождествления не произошло. Но к концу вечера, уже изрядно разогретые крепким алкоголем, мы невесть с чего (совершенно не помню, как это было) заговорили и на тему профессиональных публикаций. Уж не помню, то ли Серега сказал, что прочитал книжку, то ли я стал цитировать понравившуюся статью. Узнав друг в друге истинных авторов, мы тут же воспылали взаимными теплыми чувствами, которые не ослабевают и до сих пор.
Более того, дружба эта еще больше укрепилась в 2001-м году. Я тогда летом разошелся с Ниной и стал жить с Галей Гричановой. А осенью в «Лондон-клубе» состоялось широкомасштабное празднование десятилетия «КОМПАСа», куда в обязательном порядке был приглашен и Проскурин. Там Сергей познакомился с уже упоминавшейся Светой Ескиной, оттуда он умыкнул Свету сначала в свою питерскую, а потом и в московскую квартиру, в которой они по сию пору ведут счастливую семейную жизнь. Как это часто бывает, синхронные аналогичные события сблизили нас, мы стали общаться еще интенсивнее и уже парами. Когда мы с Галей улетали через Москву куда-нибудь на отдых, мы навещали Сергея со Светой. Они во время своих частых питерских вояжей не забывали про нас.
Именно дружба с меломаном Проскуриным навела меня на мысль устроить для участников «Инвекома-2001» («КОМПАС» в этой выставке не участвовал, но сам я туда, конечно же, забежал) концерт моих друзей, чудесных бардов и рок-н-рольщиков Юры Насыбуллина и Марины Багинской, который и прошел с большим успехом в ныне почившем в бозе кафе «Фрегат». Кстати, неудивительно, что этого кафе больше нет, ведь именно там нас обслуживала худшая за всю мою жизнь официантка. Она была ужасна до полного восхищения! Не забуду ее бессмертную сентенцию: «Заказывайте все сразу. Дозаказывая, вы сбиваете официанта».
Но вернемся к нашим московским баранам. К концу 2000-х и московские выставки утратили для нас всякий смысл, кроме, разумеется, праздничного: встречи с друзьями, застолье у Проскурина, походы по барам с Шуремовым... Кризис 2008-го окончательно добил даже сами мысли об участии в них. Как я уже писал, маркетинговые усилия «КОМПАСа»  почти полностью переехали в виртуальное пространство.

Еще одним аспектом нашей московской жизни была так называемая общественная деятельность. Дело в том, что где-то в начале 2000-х уже упоминавшийся главный организатор конкурсов «Бизнес-софт» Николай Комлев создал Ассоциацию Разработчиков Экономических Программ (АРЭП). У меня остается стойкое впечатление, что вышеупомянутые конкурсы являлись, в первую очередь, подготовительным этапом для создания этой ассоциации: с их помощью Николай и его сотрудники, среди которых хочется выделить обаятельного и приятного во всех отношениях Дмитрия Соколова, познакомились с максимально возможным количеством российских разработчиков делового ПО.
Целью АРЭП являлась координация деятельности вендоров и воздействие на правительство РФ. С моей точки зрения, ничего из этого не вышло, в первую очередь потому, что слишком разные задачи были у членов Ассоциации. Например, я проталкивал идею минимизации изменений в обязательных отчетных и статистических формах: производственный отдел «КОМПАСа» захлебывался от необходимости  ежеквартально выдавать новые, зачастую бессмысленные, шаблоны. Поскольку делалось это в порядке абонементного обслуживания, дополнительного дохода не приносило, зато тормозилось развитие наших систем, ибо на добавление нового функционала оставалось гораздо меньше времени.
На словах все члены АРЭП меня поддержали. На деле же никаких действий предпринято не было. Более того, у меня возникло стойкое впечатление, что куда более влиятельные члены Ассоциации, в особенности глава «1С» Борис Нуралиев, придерживались прямо противоположной политики и стимулировали государственные органы к «формотворческой» активности, зачастую «подпихивая» им разработанные в недрах компании нововведения. Таким образом, они поставляли своим пользователям изменения еще до их официального утверждения, получая некоторые конкурентные преимущества. Да и дополнительные деньги из этой поддержки они, в отличие от «КОМПАСа», умели извлекать. Я никоим образом их не осуждаю. Напротив, белой завистью завидую деловой хватке!
Короче, делового смысла от участия в АРЭП для нас не было никакого. Зато был смысл праздничный: Комлев устраивал чудесные посиделки, проходившие в самой дружеской атмосфере.
Надо заметить, что конкуренция в нашей среде была достаточно жесткой. Особенно это касалось противостояния с лидером рынка – компанией «1С». Ходили слухи (абсолютно мной не проверенные, но за что купил, за то и продаю), что руководство ООО «Инфо-бухгалтер», претендовавшего на место «1С», насылало на Нуралиева череду различных проверок, налоговых и прочих. А глава компании «R-Style», испытывавший к Борису «личную неприязнь», вложил несколько миллионов долларов в заведомо проигрышное дело – вытеснение «1С» с рынка малых предприятий путем продвижения программы «Универсальная бухгалтерия Кирилла и Мефодия». Это было чуждое для «R-Style», специализировавшейся на банковских системах, направление, но насолить Нуралиеву хотелось так, что не было жалко никаких денег даже на заведомо бесплодную попытку ;.
Тем не менее, все это были «фантики» по сравнению, например, со смежной областью торговли «железом». Там реально стреляли. Помнится, когда во время очередного АРЭПовского банкета, кто-то поднял тост за царящую в нашей отрасли хорошую атмосферу,  исключающую такое насилие, Борис Нуралиев под общий хохот собравшихся ответил: «Действительно, а почему это?» До сих пор уверен, что это была отличная шутка. Хотя, учитывая сказанное выше о наездах на «1С», кто знает…

Но главным аспектом нашей московской жизни оставалось, конечно же, распространение наших программ. Помимо «Русского  порта», мы заключили партнерские соглашения с еще несколькими московскими компаниями, в том числе с возглавляемым все тем же Комлевым салоном «Финансист». Каждый из этих партнеров совершил по несколько продаж, но все же ни один из них не мог даже в малой степени сравниться с «Русским портом». Даже когда в 2001-м году Нина открыла в столице наш собственный филиал «КОМПАС-Центр» (небольшой, максимум из нескольких сотрудников, но весьма работоспособный – в первую очередь, за счет квалифицированного специалиста Дениса Кузнецова, которому я по сию пору очень благодарен), «Порт» оставался главным распространителем и внедренцем «КОМПАСа».
В результате этой деятельности у нас образовалось около полутора сотен московских клиентов, среди которых такие известные предприятия и учреждения, как «Электрозавод», «Росевробанк», МГПУ и другие. Одно время даже московская (как, впрочем и питерская, и казанская) «ИКЕА» работала на нашем софте.
Наверно, «идти на Москву» надо было раньше. Помнится году эдак в 1999-м во время очередного «SoftTool» меня попросили разобраться с базой данных нашего нового на тот момент клиента, газпромовского КБ «Совтигаз». Проблема оказалась пустяковой и была устранена минут за десять. Но речь не об этом. За мной на ВВЦ приехал главный бухгалтер «Совтигаза», и когда, пересекая за светской беседой всю Москву, он меня спросил: «У вас отличная программа, почему я раньше о ней ничего не слышал?», - я откровенно рассказал ему о наших с Ниной сомнениях, стоит ли тратить силы на столицу, где и без нас хватает местных разработчиков. Реакция главбуха была: «Ну и напрасно! Москва – это дыра, которая поглощает все!»
Похоже, он был прав. Хотя, с другой стороны, неоднократно упоминавший в этой главе Николай Комлев как-то сказал мне, что очень удивлен результатами нашей московской деятельности, потому что наблюдал подобные попытки со стороны многих провинциальных фирм, но все, кроме «КОМПАСа», оставили их не солоно хлебавши. Так что спасибо удаче и «Русскому порту».

Конечно же, мы искали партнеров не только в Москве, но по всей России. Искали и находили в самых разных городах. Одно время неплохо шли продажи на Сахалине. Были времена, когда хорошо работали партнеры в Воронеже, Вологде, Оренбурге… Но по-настоящему успешная работа в долгосрочных масштабах велась и до сих пор ведется только в двух далеко отстоящих друг от друга регионах, а именно в Калининграде и Кемерово. Все потому, что именно там нам удалось найти добросовестных и квалифицированных партнеров, умевших не только продавать, но и качественно внедрять софт, в лице Натальи Лемешко (Калининград) и Ярослава Мецлава (Кемерово). Респект им и уважуха!
Надо заметить, что, в отличие от этих двух выдающихся личностей, большинство партнеров  мы находили на московских выставках, куда они приезжали со всех концов страны в поисках подходящих программ. Ох уж эта российская тяга к централизации, по-настоящему проявившаяся, насколько я понимаю, только в советские времена, когда колбаса со всей страны свозилась в Москву, а уже оттуда самовывозом возвращалась к потребителям, проживавшим в местах ее производства! Ох уж эти вертикали, неустанно тормозящие развитие нашей страны!
В наше время сетевых коммуникаций эта тенденция потихоньку сходит на нет. Во всяком случае, в софтверном бизнесе это уже проявляется в полный рост. Уверен, что со временем децентрализуются и остальные сферы деятельности, включая административную и финансовую. И будет тогда нам всем счастье!