Бабушка Марфа. Спирт. 1984

Сергей Владимирович Жуков
    Бабушка Марфа.

    По ночам и по выходным дням в цехе дежурила бабушка Марфа.
У пожилой тётеньки была пятнистая кошка. Сидела бабуля в уголке и спала.  Однако почивала она, как говорили, весьма и довольно чутко.
Может быть, старушка просто-напросто дремала? Или прикидывалась? Кто знал это?

   Едва придя на свою службу и расположившись на стульчике, чья-то сухонькая мамаша сразу же смежала свои дряблые веки, словно век снов не видела.
Может быть, и  слышала старушка крики слесарей и восклицания регулировщиков, а также взвизги контролёрш, оставшихся в ночную смену, но виду не подавала.

   Посапывала себе тихонечко и никому ни слова, ни полслова.
Спала она действительно «себе», поскольку за пребывание на дежурстве ей платили деньги, хотя и невеликие.
Значит, сон дежурной преклонных лет действительно был сладким.

   В обязанности бабушки Марфы помимо наблюдения за порядком входило ещё и отмечание разрешений на сверхурочные работы в выходные дни.
Марфуша дежурила всегда одна. Сменщицы у неё не было. Кто же подменял её, когда она была в законном отпуске?

  И не стоило, возможно, писать про неё, а как же упомянуть про такую важную личность, как ночную дежурную?  Даже представить немыслимо, сколько за годы сторожения повидала бабушка на своём посту. Даже позавидовать можно. Хотя надо ли? Итак, ещё один штрих, ещё одна деталь жизни живой в цехе – бабушка…

  Неизвестно, чья она, какова была и есть её жизнь, но главное, что пребывает она в цехе важнейшей продукции, и наблюдает сквозь сомкнутые веки или широко распахнув их, за различными коллизиями и ситуациями. Всегда молча. Мало кто мог похвастаться, что слышал голос бабки Марфы. Если что-то и произносила она, то крайне тихо.

   Есть такое выражение – гений места. Возможно, и бабушку Марфу можно было так назвать. Гений цеха.