Между адом и раем

Роман Дудин
    В дежурном значении понятие «ад» означает место, в которое ни в коем случае не рекомендуется попадать. И если в качестве примера потребовалось бы указать реальную среду, которая имеет место в этом мире, то я бы привёл поверхность Венеры, пребывание на которой не совместимо с условиями нашего существования. Атмосферное давление почти в сто раз выше земного, температура, способная плавить свинец, и ветер, способный катать камни –  человек, попавший туда (в скафандре или без), будет одновременно снесён, раздавлен и сожжён, а его обугленные ошмётки быстро затеряются в пучине сумрака под не пропускающими свет кислотными тучами.
    Следует уточнить, что все связанные с венерианским адом страдания реальны лишь для нас – они не существуют ни для камней, в вое и грохоте совершающих свой променад по поверхности планеты, ни для пылинок, образующихся и разрушающихся в этой суете, ни для молекул газа, выполняющих свою неустанную механическую работу. И даже вряд ли они существуют для капель жидкости, концентрирующейся в тех самых облаках, которые отталкивают солнечный свет обратно в космос. Они грозят только для жизни, приспособленной к земным условиям, и, если попробовать на Венере создать жизнь по земному принципу, задача упрётся в непреодолимые трудности. И чем дальше в этом направлении будет вестись работа, тем более неразрешимые задачи будут вставать на каждом этапе. Так что, чем дальше удастся продвинуться в создании организмов, способных испытывать страдания в непригодных условиях, тем на более сильные страдания они окажутся обречены.
    Определённая аналогия этому явлению имеет место и в человеческом обществе: пока социальная сущность людей на уровне песчинок, они могут не испытывать никаких страданий от самого тоталитарного режима, несущего недопустимые для адекватной и развитой личности запреты. Но как только они попытаются эволюционировать во что-то более развитое, все их усилия окажутся стираемыми в пепел.
    Ирония в том, что всё понимание сути дела у таких людей часто оказывается вывернутым наоборот: свою адаптацию к установленным условиям они считают признаком стойкости и суровости, а неспособность их выдерживать признаком слабости. При этом песчинки покрупнее являются камнями, а камни перекатываются не так быстро (особенно те, что побольше), и аналогично этому люди с сущностью глыб, наверное, гордятся своим весом, дающим им возможность стоять на своём месте там, где ветер швыряет более мелких, кого куда попало.
    Естественно, люди с сущностью камней не учитывают того, что если продолжить эту линию рассуждения дальше, то самое большое уважение должно заслуживать (наверное) существо, способное по своей воле двигаться вопреки ветру, а для этого надо эволюционировать во что-то более сложное, чем камни. Только допереть до этой вещи они не смогут, потому, что для этого надо уметь думать, не как камень, а для этого тоже надо эволюционировать. И объяснять что-то недоэволюционировавшим занятие тоже неблагодарное – они в своём шуме слышат только себя.

    В противоположность аду понятие «рай» означает место, пребывание в котором максимально благоприятно. И в плане условий существования для земных организмов Земля в сравнении с Венерой почти таким местом и является (по крайней мере, в определённой полосе). Но вот в плане условий сосуществования между собой живых индивидов всё может быть несколько сложнее.
    Условия сосуществования в этом мире могут быть состроены такие, что существование и деятельность будет больше похожа на ад, и условия природы не смогут исправить ситуацию. Борьба за выживание, конкуренция на пределе сил, отсутствие передышки, потери и лишения – всё это может создавать в социальном плане условия, несущие элементы ада. Но самое интересное, что в одних и тех же ситуациях условия пребывания для разных личностей могут быть диаметрально разными, в зависимости от того, как они воспринимают ситуацию.
    Первый пример: допустим, террористы дадут вам в руки оружие и заставят стрелять в близкого вам человека. А в случае отказа вас будут бить, пытать, не давать спать, вкалывать психотропные препараты, и доводить до полной невменяемости, а в случае отключки вас будут снова приводить в чувство, и снова продолжать требовать. И продолжать так до тех пор, пока вы или не умрёте, или не выполните требование. И когда борьба дойдёт до пределов возможностей сопротивления воли, существование в таких условиях станет адом. При этом весь этот ад будет существовать только благодаря тому, что вы эволюционировали до человека, мораль которого не позволяет совершать определённые вещи. А если бы ваша мораль была на уровне акул, которым разорвать сородича так же просто, как для человека открыть дверцу холодильника, то никакого ада для вас бы не было. Вы бы совершили движения, которые не причинили бы вам никаких страданий, и остались бы в полном неведении относительно того, с каким адом могло бы быть связан альтернативное решение.
    Можно пример поставить и по-другому: мучить вас будут не для того, чтобы вы сотворили зло другому, а просто, чтобы унизились. И чем больше в вас будет протестующее чувство собственного достоинства, тем большими страданиями это будет чревато. А если оно отсутствует, то и никаких страданий для вас не будет. Всё опять упирается в эволюцию принципов.

    Другой пример: допустим (условно), вы пришли на рынок, где можете покупать всё, что понравится. И перед каждой палаткой аккуратно подметено, развешаны навесы, со всех сторон улыбающиеся продавцы и вежливые охранники. Какой-то покупатель решил устроить дебош – его схватили и вывели, чтобы ничто не мешало уважаемым покупателям предаваться шопингу. Но тут вдруг случается неожиданный инцидент: вас обманули. Тупо, цинично, нагло. Обсчитали, подсунули брак, подделку, сдачи дали фальшивыми деньгами, и принимать претензии не хотят. Вы начинаете разбираться – вам хамят, угрожают, посылают по прямому адресу. Вы начинаете скандалить – появляются охранники, вас скручивают, избивают, и выкидывают с рынка. И никто слушать ничего не хочет – ни продавцы, ни охранники, ни другие покупатели, которые смотрят на вас, как на ненормального, который пытается дебош устроить, и мешать им глазеть на товары.
    И оказывается, что вежливые продавцы вам улыбались совсем не потому, что лично вы им так нравились. И охранники были вежливыми совсем не от уважения. И порядок, за которым они следили, вовсе и не тем порядком был, которым изначально показался. И выходит, что вы столько времени в поте лица деньги зарабатывали для того, чтобы вот такой вот продавец за одну минуту с вас их всех слупил, а у вас не было и права постоять за свои права без того, чтобы за это травмами не поплатиться. И все они, начиная с того продавца, и заканчивая безучастно-равнодушными посетителями, неспособными проявить внимание и социальную сознательность, вызывают уже совершенно другое отношение. Вы смотрите на этот рынок до инцидента и после – и совершенно одинаковая картинка, но совершенно разное восприятие в соответствии с осмыслением дела.
    Т.о., пребывание в одной и той же ситуации может быть подобным раю или аду в зависимости от того, что вы знаете о её подноготной и что способны понимать. И не зная каких-то вещей, ты можешь чувствовать себя в раю, но узнай их, и почувствуешь противоположное; вопрос иногда только в том, готов ты знать какие-то вещи, или предпочитаешь оставаться в неведении.

    Третий пример, и обобщающий. Представьте, что вы живёте в мире, где никто не знает о том, что Земля вертится. Все думают, что всё вертится вокруг неё, а тех, кто станет утверждать обратное, ждут пытки и костёр. А ваша теория об этом – главное дело вашей жизни, и вам надо её нести людям.
    Вы видный учёный, и допустим, более-менее состоятельный человек. У вас есть некоторый авторитет, достигнутый квалифицированным преподаванием и многочисленными научными открытиями. И у вас есть друзья, в т.ч. среди интеллектуально продвинутой знати, причём друзья достаточно искренние. Они насколько-то влиятельны, но не настолько, чтобы заставить крутиться все шестерёнки системы в обратную сторону. И они не для того своего положения достигали, чтобы всё потерять из-за своего содействия инакомыслию. И если они в открытую выступят на вашей стороне, то система из раздавит, и уничтожит всё то, чего они добились. А вы хотите преподавать своё учение, расширять его авторитетность, наращивать круг единомышленников. Получить, в конечном итоге, признание, которого вы заслуживаете. И вот вы пытаетесь где-то в наиболее спокойном уголке общества как-то завуалированно преподносить людям свою теорию под видом общего изучения разных мнений о мироздании. Всего лишь безобидного обзора без какого-либо утверждения в открытую, что данная концепция истинна.
    У вас появляются ученики, которые начинают задумываться и задавать откровенные вопросы. И какие бы вы не давали на них ответы, если вы будете двигаться в нужном вам направлении, система рано или поздно почувствует, что что-то не так. И возможно, что среди цензоров у вас тоже есть неплохие отношения с кем-то, благодаря чему можно самотизировать ситуацию, но только лишь до поры до времени. Использовать весь кредит доверия, чтобы убедить его, что это не опасно для системы, и заставить убеждать других. Но чем дальше ситуация будет развиваться в заданном вами направлении, тем очевиднее будет обратное. И тем сильнее будет опасность для цензора, который вам поверил. И рано или поздно наступит момент, когда последнее перевесит первое, и ваша дружба закончится.
    Ваш бывший друг (трудно ему это будет или нет) пойдёт против вас. Вы можете подключить других друзей и заставить их выступить в вашу защиту. И чем более искренней была ваша дружба, тем больше на это можно рассчитывать. Но чем активнее они будут вас поддерживать, тем большим риском для них это будет чревато. И в конечном итоге, ситуация их поставит перед выбором: или пропадать вместе с вами, или откреститься от вас и сказать, что они больше не с вами.
    У вас есть ученики, и кто-то ещё возможно за ними, кому они предают ваши знания. Это своего рода иерархия, двигателем которой являетесь вы. И вам захочется во что бы то ни стало её сохранить, но каким образом вы сможете это сделать, если ситуация с каждым из них в миниатюре будет повторять вашу?
    Чем дальше вы зайдёте в развитии своего дела и чем большего вы достигнете, тем большие усилия вам придётся прилагать, чтобы сохранять достигнутое положение. И тем болезненнее будет его потеря. А после определённой черты его будет уже и не сохранить, а только лишь пытаться продлить подольше существования остатков того, что начнёт разрушаться.
    Усилия в этом направлении будут аналогичны усилиям продолжить развитие организма, попавшего в непригодные для жизни условия. И в таких условиях чем дальше попытаетесь развиваться, тем более непреодолимые трудности вас ожидают. А если не хочешь таких проблем – сиди себе подпольно и пиши в стол, завещая после смерти опубликовать свои работы.
    Т.о., понятие социального ада оказывается ситуативным в плане развития: есть развитие в определённом направлении – есть серьёзные трудности, а нет развития, и нет их. И чтобы была аналогия, нужно определённое развитие, а, чтобы знать, чем оно чревато, нужно адекватное понимание ситуации. А для этого тоже нужно развитие, и всё в конечном итоге завязывается на общей эволюции внутреннего содержания.
    Без развития никакого ощущения ада в определённой ситуации не будет. И можно находиться посреди него и не чувствовать его, потому, что весь он существует только для тех, кто знает истину. А тот, кто верит, что истина – это то, чему их учит система, ничего подобного не ощутит. Для него ситуация будет, как с покупателем с того рынка, который не знает, кого и за что с него выгоняют. У него не будет чувства ущемления собственного достоинства, и не будет никакой тяжести в связи с этим, потому, что для него это будет всего лишь борьба за тот порядок, который он понимает полезным и необходимым для защиты его собственного достоинства. А все создающие тяжесть соображения останутся за пределами его кругозора. Поэтому мир, в котором мы живём, является удивительным местом, в котором каждый из нас сам волен выбирать, в каких условиях ему существовать: понимай ситуацию одним образом, и почувствуешь себя в раю, понимай другим – и ощутишь ад. Мелкие личности в силу своей природы тянутся к первому.

    Такие вот мысли приходят иногда в голову, когда иной раз смотришь, как человек готов скандалить из-за того, что его в супермаркете со скидкой обманули, и идёт на принципы с такой серьёзностью, как будто это самая большая и единственная в проблема его жизни. И думаешь, а как бы он себя повёл бы, если бы ему дано было знать всю правду о том, насколько на самом деле его обманывает система? Если бы он узнал, как его на самом деле обкрадывают и на скольких уровнях, и какое за этим стоит презрение к нему, в сравнении с которыми этот обман со скидкой всего лишь безобидный щелчок по носу в сравнении с топтанием сапогами всего тела? Как бы он повёл себя: пошёл бы на соответствующие своим принципам действия, или стоял бы обескураженный ощущением собственной ничтожности? Ведь только отсутствие соответствующих знаний и принципов защищает его от тех разбирательств, по сравнению с которыми его скандал с кассиром ему показался бы всего лишь прохладным дуновением ветерка в раю. Ведь только их отсутствие защищает от огорчений, в сравнении с которыми его упущение скидки показалось бы комариным укусом в сравнении с захватом щупалец спрута. Ведь только их отсутствие даёт и ощущение себя что-то значащим и соответствующего смысла в жизни, который был бы сдут, если на смену более ограниченному кругозору пришло бы более широкое. Каждому знания нужны в соответствии с тем, сколько он может переварить, и недоразвитость часто несёт обезболивающий характер.