Как выглядит здоровый ребенок?

Жанна Цареградская
Тезисы прямого эфира, проведенного в Инстаграмм 24 октября 2019 года.

Здравствуйте! Тема нашей сегодняшней встречи – КАК ВЫГЛЯДИТ ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК. Думаю, что в связи с темой нашей сегодняшней встречи мне следует представиться. Итак, Цареградская Жанна Владимировна, основоположник материнских профессий в России и странах СНГ, психолог-перинатолог, исследователь, опытный консультант и эксперт по грудному вскармливанию и материнскому искусству, эксперт дошкольного воспитания и образования, специалист по возрастному развитию и формированию поведения ребенка, автор книг, статей и других публикаций.

Напомню, что время нашего эфира ограничено, поэтому тема будет освещена только частично.

Начнем с того, что современные родители и участковые педиатры уже давно не видели здоровых детей, т.е. детей 1 группы здоровья. Это немудрено, потому что сегодня по официальным данным доля таких детей составляет от 0,1 до 10 %. Уточним, что когда мы говорим о здоровом ребенке, то имеем в виду и физическое, и психическое здоровье.

Силами Центра «Рожана» мы провели исследование на 500 парах мать-дитя и выяснили, что если никто не вредит мамам и детям, то мамы сохраняют репродуктивное здоровье, а дети обладают 1 группой здоровья. Поэтому я уверенно могу говорить о том, как выглядят здоровые дети, потому что я их видела и с ними работала.

Молодым мамам всегда бывает интересно, как выглядит маленький ребенок. Поэтому давайте начнем с того, что опишем малыша первого года жизни. Во-первых, он не плачет, не сосет лихорадочно грудь и не отказывается от нее. У него хорошо выражены суточные ритмы, его поведение предсказуемо и поэтому мама спокойна. Кстати, здоровые детки в первые 6 месяцев жизни прибавляют в росте 3-8 см в месяц. А по педиатрическим нормам 2-3 см. Это очень большая разница в показателях и очень большое «педиатрическое» отставание в развитии.

Хочу отметить, что нормы для маленьких детей, писали с деток, находившихся в домах ребенка, педиатры-мужчины, которые задержку в развитии детей и искусственное вскармливание описывали, как норму. С тех пор эта «норма» так и осталась в детских поликлиниках.

Во-вторых, опишем основные показатели психомоторного развития детей первого года жизни. Переворот на живот ребенок должен уверенно реализовать примерно в 3,5 месяца (по официальным данным в 5 месяцев), ползать малыш начинает в 6 месяцев, вставать и ходить с опорой тоже в 6 месяцев (а по меркам дома ребенка в 7-8 месяцев), самостоятельно садится в 7 месяцев (по меркам дома ребенка 8,5 месяцев), стоять без опоры в 8 месяцев, начинает самостоятельно ходить между 9 и 11 месяцами, в среднем в 9,5 месяцев (по меркам дома ребенка между 12 и 24 месяцами). Как видно, дети в домах ребенка сильно отстают в развитии, а педиатры подгоняют под эти «нормы отставания» всех детей без разбора.

Обязательно нужно отметить еще такой важный показатель детского здоровья, как послушание. Здоровые дети послушны и это один из главных признаков здоровья нервной системы. ПОТОМУ ЧТО ЭТО БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА! Непослушный ребенок – это практически ребенок-самоубийца. Послушание – это свидетельство того, что у ребенка нормально работают системы самосохранения. В этой связи стоит обратить внимание на поведение следования, которое хорошо формируется у детей с неповрежденной нервной системой при условии адекватного воспитания (само по себе оно не возникает!). Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем нервной системы (например, последствия родовой травмы или психическое отклонение), то поведение следования может быть нарушено или не сформируется вообще.

Еще один важный показатель. Человек по своей природе не является агрессивным. Если у ребенка проявляется агрессия – значит, что-то неблагополучно. И это должно быть сигналом для родителей.

И еще, человек в силу своей социальной природы является существом иерархичным. Для всех социальных существ иерархия является стимулом для развития, а ключом для развития является уважение к старшим – тоже следствие социальной жизни. Если у детей нет уважения к старшим, они утрачивают способность у них учиться, а это гибельно для детей. Нельзя не отметить, что отсутствие любви к родным и уважения к старшим является одним из общих признаков психического расстройства (или душевной болезни). Заболевание еще не проявилось в острой форме, но уже дает о себе знать через нравственную тупость.

В курсах «Мама + Малыш или основы естественного воспитания ребенка от 1 до 3» и «Мама + Малыш или основы естественного воспитания ребенка от 3 до 8 лет» мы говорим о нормах развития для этих возрастов. Дети 8 лет рассудительны, послушны, стремятся учиться, спокойны и упорны, обладают логикой, у них развиты нравственные чувства, они подвижны и хорошо развиты физически, любят родных и уважают старших. То, что сегодня видят родители и преподаватели младших классов, к здоровью не имеет никакого отношения. В младшей школе встречается один здоровый ребенок из 60 детей, а это всего 1,6%.

Современные психологи любят выдавать психическую несостоятельность за ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Они объясняют повальное отсутствие детского здоровья индивидуальными особенностями. Зная об этом, относитесь настороженно, когда кто-то использует это словосочетание по отношению к себе и своему ребенку или пытается навязать этот ярлык Вам. А также сами старайтесь употреблять его как можно реже.

Следующий важный показатель. У здоровых детей в норме не бывает возрастных кризисов. Возрастные кризисы свойственны детям с педагогической запущенностью, наследственными заболеваниями или нервно-психическими расстройствами. Педагогическую запущенность детям организуют их родители и, как правило, по незнанию. Название, вроде бы не страшное, но надо понимать, что педагогическая запущенность может стать причиной серьезных психических расстройств у ребенка (например, гебефрении, психопатии и т.д.). Наследственные заболевания – это проблема семейной линии и с ней сложно справляться. А вот нервно-психические расстройства детям в 96% случаев организуют девиантные роды (это все, что не соответствует генетической программе родов и рождения – клинические роды, водные роды, лотосовое рождение и т.д.), прививки, искусственное вскармливание, педиатры в купе с психологами, физиологически неадекватный уход в младенчестве и пр.

Обратите внимание, что возрастные кризисы были впервые описаны как явление в первой половине 20 века. Раньше их не описывали, потому что их не было. Если явление есть, его кто-нибудь да опишет, если явления нет – его описать невозможно. Например, рак описали еще 3000 лет назад, потому что он уже тогда встречался, а аутизм только в 1943 году у вакцинированных детей, потому что до введения обязательной вакцинации его не существовало.

Примерно 3-4 тысячи лет назад возрастные кризисы наблюдали только у подростков с психическими расстройствами. Это была гебефрения, которая начинала манифестировать в пубертате при гормональной перестройке в организме ребенка. Таких мальчиков отправляли в изгнание. В этнографической науке есть версия, что славяне отправляли своих гебефреничных детей на Британские острова, что и дало начало друидам и английскому языку.

В норме здоровые дети не проявляют негативизм (тотальное отрицание и непослушание) даже в подростковом возрасте. Другое дело, что у детей возникают естественные возрастные потребности, которые следует удовлетворять адекватно и своевременно, а для этого хорошо бы, чтобы родители знали об этих потребностях и способах их удовлетворения. Но это уже другой вопрос.

Говоря о здоровом ребенке, нужно обязательно сказать несколько слов о заболеваемости. У человека есть генетически заложенная программа созревания иммунитета. Согласно этой программе первые 3-4 года жизни иммунитет созревает под прикрытием грудного вскармливания. В течение этого периода малыш получает пассивный материнский иммунитет в готовом виде, который его надежно защищает от болезней. Поэтому дети в этот период болеют очень редко. После завершения грудного вскармливания у ребенка начинается период повышенной заболеваемости, который необходим для формирования собственного активного специфического иммунитета. Это состояние длится от 4 до 13-14 лет и за это время ребенок должен переболеть всеми детскими инфекционными болезнями. После 16-18 лет дети начинают болеть намного реже 1 раз в 1-2 года, а после 21 года здоровый человек болеет примерно 1 раз в 5-10 лет и у него нет хронических заболеваний.

Итак, в завершение подведем небольшое резюме. Здоровые дети комфортны в общении и общение с ними доставляет подлинное удовольствие не только маме, но и папе, который очень рад, что его жена хорошая мама и рожает и воспитывает здоровых детей. Если ребенок здоров, то с ним родители испытывают подлинное семейное счастье, а мама испытывает настоящее материнское счастье. Здоровые дети всегда укрепляют семью.

Те результаты, которые мы получили, наблюдая за 500 мамами и детьми, говорят о том, что современный ребенок может обладать 1 группой здоровья, если родители позаботились о биологически адекватных родах и научились правильно его воспитывать. К сожалению, ни современные родители, ни педиатры не знают, как выглядит здоровый ребенок, а это утрата ориентиров. Поэтому мы и попробовали в этом прямом эфире восстановить такой важный, но утраченный пласт информации.

P.S. Познакомиться с результатами нашей работы и с тем, какие показатели характеризуют здорового ребенка можно на нашем сайте по ссылкам
https://www.rozhana.info/rezultaty-rodov
https://www.rozhana.info/rezultaty-raboti