Я их теперь всех ненавижу

Наталия Май
               
         о сериале «Женский доктор» (Россия, Украина)

«Женский доктор» (так же, как и «Тест на беременность») – один из мизерного числа НАШИХ сериалов, которые я смотрела. Люблю больничную тематику, мне всегда интересно было читать и смотреть про врачей и сложные медицинские проблемы. Я даже помню чешский сериал советских времен «Больница на окраине города», который тогда показывали в нашей стране. И, естественно, американские – «Скорую помощь» и «Доктор Хаус».
 
Из наших я выделила  два сериала о новорожденных, поскольку в каждой серии появляются дети, это крайне позитивные эмоции. И все, что связано с деторождением, меня завораживает. Но «Тест на беременность» (невзирая на хороших актеров и интересные сцены и отдельные сюжетные линии) вызывал большие сомнения, поскольку не могут обычные врачи столько зарабатывать и жить как руководители крупных компаний. Они там просто роскошествуют. И только одна бедная девушка-медсестра показана человеком с низкими доходами. Причем в сценарии уровень их достатка не объясняется ничем, понятно это только в ситуации парня, у которого богатые родители (опять же неизвестно, чем занимающиеся), пристраивающие его везде по блату. Откуда деньги на такое жилье у остальных (в особенности у главной героини, которая приехала из другого города), я не понимаю. Для меня это несколько искусственные персонажи.

В «Женском докторе» показаны врачи, которые живут именно так, как и должны они проживать в нашей стране, – достаточно скромненько. Я так поняла, что в сериале участвуют представители и России, и Украины. Время от времени среди пациентов появляются состоятельные люди, но обычный контингент больницы из них не состоит. Нам показывают в кои-то веки не бандитов и крупных бизнесменов, а обычную жизнь, по которой многие уже просто соскучились. В каждой истории есть своя медицинская проблема, и специалисты ее решают, объясняя зрителям суть ситуации на простом языке. Прошло уже три сезона сериала (каждый – около 40 серий), скоро стартует четвертый.

В первом сезоне вывели фигуру доктора Широкова – этакого благородного рыцаря, который в каждой, даже самой опустившейся алкоголичке или наркоманке (или женщине, как сейчас говорят, с пониженной социальной ответственностью) видит даму, которой нужно протянуть руку помощи. И они встают на путь исправления. Персонаж мне нравился, а к актеру я осталась равнодушна – мне он показался тогда слишком сладким. Остальной персонал больницы был подобран на редкость удачно. Это были не модельные лица, а очень живые, характерные – настоящие актеры, а не статисты, как это бывает в сериалах, где ставка делается на внешность, а не на актерское мастерство. Они создавали живую картину. Генетик Лева и старшая медсестра Вита – это явно комические персонажи, Альберт Думанский – явно интриган со знаком «минус», врачи Лиза и Надя – благородные женщины.

О личной жизни Широкова известно то, что он разведен, причем жена его когда-то сделала аборт втайне от него, обратившись к плохому специалисту, и осталась бесплодной, а он потерял работу в престижной клинике (поскольку возглавлял эту клинику отец его жены, обвинивший во всем его). И Широков был вынужден вернуться на родину в маленькую провинциальную клинику, куда его берут на работу. Его начальница (роль которой с блеском играет Алена Яковлева) – человек не простой, ей свойственно провокационное поведение: она не показывает своего истинного отношения к коллегам, создавая им некие психологические ловушки, чтобы посмотреть, смогут ли они выкрутиться, и тогда делает о них выводы – справляются они или нет. А сама лукаво улыбается.

В небольшой клинике маленького городка такие научные возможности, что диву даешься. ЭКО поставлено на поток – пары одна за другой идут на обследование, суррогатных матерей – очередь. Сделать можно чуть ли не самую сложную операцию, Широков и его друг генетик Лева показаны как специалисты мирового класса и вообще – гении медицинской науки и практики. Но параллельно Широков успевает еще в течение одной серии принять обыкновенные роды (иной раз и не одни).

Выбор из женщин здесь невелик – благородные Лиза и Надя. С Лизой Широков повстречался, сделал вывод, что его бывшая однокурсница воспринимается им скорее как друг, и он в нее не влюблен. Тогда остается Надя – в нее он влюбляется. А в кого же еще?.. (Внешне Надя красивая, но Лиза, роль которой исполнила Олеся Власова, как актриса намного лучше. Вообще Надя – единственная в сериале, кого, похоже, взяли «за внешность».)

В конце сезона он женится на Наде и увозит ее беременную в другой город, получив предложение о другой работе. А Лизу (чтобы ей уж совсем обидно не было) назначают руководителем.

В начале второго сезона в больнице появился другой главный герой – доктор Земцов. Он казался полной противоположностью Широкову. Никаких улыбок. Никаких шуток. Выражение мрачного трагизма, обреченности. Он, наверняка, показался многим женщинам романтическим героем из трагического романа. Изначально со мной это тоже случилось, он мне даже понравился!  Если Широков был – душа нараспашку, то этот – молчаливый, загадочный… думай, что хочешь. К пациенткам и к женщинам вообще он относился совсем иначе – с недоверием, с плохо скрываемой, а порой и вообще нескрываемой неприязнью. Как будто они чем-то перед ним провинились. К красоткам – в особенности.

Потом «роковое прошлое» приоткрыло свою завесу… Выяснилось, что он повредил спину и чуть не остался парализованным. Ценой огромных усилий ему удалось встать на ноги, но он испытывает дикие боли и колет себе обезболивающее. Жена, которая сочла, что на нем можно поставить крест, тут же его бросила и вышла замуж за богатого, вдобавок сказав, что их ребенок не от него (это было ложью, потому что она хотела от него отделаться).  Земцов возненавидел всех женщин. И стал вымещать это на окружающих.

Сначала мне его было жалко, на него было тяжело смотреть, потом эти эмоции плавно перетекли в раздражение, в результате он мне стал неприятен до такой степени, что я поняла, что скучаю по улыбчивому, смешливому нормальному Широкову. А эту мрачную физиономию скоро в страшном сне видеть буду.

Это как в анекдоте. Жена умирает и спрашивает у мужа: «Теперь, наверное, сразу женишься?» А он отвечает: «Да ты что! Я их теперь всех ненавижу!»

Вот Земцов теперь всех ненавидит. А кто виноват? Виноваты все женщины мира, вообще все человечество в том, что он не умеет разбираться в людях, у него нет интуиции, он женился на женщине, которую можно назвать двуличной, предательницей, идиоткой, еще как-нибудь… Но виноват-то он сам. Причем здесь все остальные?

Лиза влюбляется в Земцова. Она, задействуя свои связи, помогает прооперировать его во Франции. Его самочувствие улучшается, боли проходят, в уколах уже нет нужды. Он поправляется физически, но внутри продолжает ощущать себя обиженным. Ему нравится, что она ради него готова отвергнуть выгодного жениха (генерала из Москвы), но сам он ей ничего не предлагает, такое впечатление, что ему просто льстит ситуация, когда его любят. А сам любить он уже неспособен – слишком озлобился, и, возможно, это уже навсегда.

И только когда  она все же решает уехать в Москву к своему генералу, поняв, что с Земцовым все безнадежно, он останавливает ее. Заканчивается второй сезон женитьбой Земцова на Лизе и ее беременностью. Но все-то это как-то безрадостно – такое впечатление, что этот персонаж (или актер) хоть какую-то улыбку выдавить из себя неспособен.

Когда в третьем сезоне снова возник Широков как главный герой, я облегченно вздохнула. Неужели Земцова больше уже не покажут, и зрителей перестанут изводить его многозначительным молчанием и трагической миной? Но это уже – другая клиника, она расположена в мегаполисе. Как раз там, где когда-то, еще до развода с первой женой, работал Широков, и возглавляет ее его тесть. Он снова приглашает Широкова на работу. Зрители должны понять, что между первым и третьим сезонами прошло несколько лет, и сыну Широкова и Нади (его второй жены) – лет шесть. Сама она погибла (подробности опускаются). Теперь Широков – отец-одиночка. Он водит сына в садик или к себе на работу в детскую комнату.

Поскольку клиника другая, и весь персонал в ней – другой. Мне показалось, актерский состав стал менее интересным. Да и вообще третий сезон в целом уступает двум предыдущим. Основная интрига заключается в том, что бывший тесть Широкова, руководитель больницы, хочет, чтобы Широков провел научные исследования о том, как в организме женщины приживается искусственная матка и как ее оплодотворить. Но тот не знает, зачем его тестю это нужно, не понимает, для кого в первую очередь предназначается эта операция. А это нужно Нине, первой жене Широкова, которая после неудачного аборта лишилась матки.

Широков со студентами проводит исследования. Затем его тесть тайно делает Нине операцию, и она появляется в клинике уже беременной. Так торопиться было не нужно, но отец Нины боялся, что не доживет до появления внука, ему хотелось на него хотя бы взглянуть. Поэтому все это получилось скоропалительно и не до конца продуманно. В результате у Нины начинает расти опухоль, за ней наблюдают, изобретают средство, чтобы эту опухоль уничтожить, и уничтожают. В конце сезона у нее, естественно, рождается здоровый сын.

Личная жизнь Широкова в этом сезоне довольно скучна. Он как встретил в первой серии коллегу с ребенком такого же возраста (только девочкой), так и в результате женился на ней, отбив у мужа, которого она давно разлюбила. Из всех актеров третьего сезона мне этот муж больше всех и понравился – он сыграл не опереточного персонажа со знаком «плюс» или «минус», это был не герой или злодей, а живой человек, в реальность которого верилось. Да, слабохарактерный, ревнивый, завистливый, несчастный, но живой. Не ходульный персонаж.

А главный интриган, который со злодейской улыбкой боролся с Широковым, был просто карикатурен, напомнив мне всех злодеев из мексиканских сериалов одновременно. Как он появлялся на экране, у меня сразу же возникала ассоциация: «Мексика!»

В конце сезоне Широков с новой женой и еще одним ребенком решают вернуться в его родной город, а в мегаполисе появляются Лева и Вита, дети которых будут учиться там в институтах, и остаются работать в этой клинике. 

В четвертом сезоне – не знаю уж, в какой клинике (провинциальной или столичной) рекламируют лицо нового «женского врача» (это и не Широков, и не Земцов, слава богу!). Интересно, чего ждать от этого?..