5. Репликаторы культуры и механизмы наследования

Виктор Ефременко
                Социобиология  начинает  исследовать  феномен  культурной  эволюции  с  естественно  научных  позиций.  Её  можно  представить,  как  попытку  проникновения  естественно  научного  подхода  для  анализа  социального  поведения,  т.е.   в  область,  где  ныне  господствуют  гуманитарные  науки.  Естественно,  эта  попытка  встретит  мощное  сопротивление  гуманитариев  и  примкнувшим  к  ним,  поскольку  лишает  их  хлеба (и  не  только) насущного.   При  таком  взгляде   с  высоты   социология  должна  вытекать  из  социобиологии,  как   химия  из  физики, а   исторические, биографические и художественные книги    следует  рассматривать,    как  исследовательские протоколы   для   социологии.

                Культурная  эволюция  человека  это  наблюдаемый  факт.  Она  должна  иметь  обязательные  атрибуты  как  любая  эволюция  живого.  Поэтому  требуется  указать  её  репликаторы  и  механизмы  наследования,  поскольку  соответствующие  атрибуты  биологической  эволюции  (гены)  не  могут   объяснить  факт  культурной  эволюции.

                РЕПЛИКАТОРЫ   Р.ДОКИНЗА.

                Мысль  о    репликаторах  культуры       высказал    Р.  Докинз.    Клинтон Ричард Докинз ( Clinton Richard Dawkins; 26 марта 1941)  — английский этолог, эволюционный биолог, учёный и популяризатор науки.

                Докинз стал известен в 1976 году, когда вышла в свет его книга «Эгоистичный ген»,  в  которой   был введен в лексикон термин «мем», обозначающий единицу культурной информации (аналогичную гену в генетике), копирующуюся и передающуюся от одного носителя к другому и подверженную мутации, естественному отбору и искусственной селекции.
                Докинз  пишет:     «Всё живое эволюционирует в результате дифференциального выживания реплицирующихся  единиц. Случилось так, что реплицирующейся единицей, преобладающей на нашей планете, оказался ген — молекула ДНК.
                Мне думается, что репликатор нового типа недавно возник именно на нашей планете. Он пока ещё находится в детском возрасте, всё ещё неуклюже барахтается в своем первичном бульоне, но эволюционирует с такой скоростью, что оставляет старый добрый ген далеко позади.
               Новый бульон — это бульон человеческой культуры. Нам необходимо имя для нового репликатора, существительное, которое отражало бы идею о  единице передачи культурного наследия  или  о  единице имитации. От подходящего греческого корня получается слово «мимем», но мне хочется, чтобы слово было односложным, как и «ген». Я надеюсь, что мои получившие классическое образование друзья простят мне, если  я сокращу «мимем» до слова "мем"».

                Как  видно,  Р.Докинз    считает  «мем -  идею»  репликатором  культуры,  а  не  репликатором  культурной  эволюции  человека.  Возможно,  он  не  придавал  значения  пробравшейся  неточности  речи.  Его  репликатор  имеет  виртуальный    характер.    Не  указывается  его  локализация.  У  Докинза  репликатор-идея,     распространяется  путем  подражания.   Очень  много  в  этом  определении недосказанного.   Будем  считать,  что  Доккинз  только  поставил  задачу  найти    некую  сущность,  которая  удовлетворяла  бы  поставленной  задаче -  быть  репликатором  в  культурной эволюции.            
                Если  бы  удалось  найти  культурный  репликатор  и  механизмы  его  передачи  в  поколениях,  то  можно  было  бы  строить  теорию  о   поведении  людей  в  социумах,   напоминающую  популяционную  генетику.
                Задолго  до  Р.Докинза  ещё в 1898 году В. М. Бехтерев в статье «Роль внушения в общественной жизни» писал о «ментальных микробах», которые, «подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр.»
                Передавшись  окружающим,  «ментальные  микробы»  могут  изменить  некоторые  аспекты  их  поведения.   Поэтому  их    уже  можно  рассматривать  как     репликаторы  культурной  эволюции  человека.   Ведь  мы  учимся  подражая.

                НОВЫЕ  РЕПЛИКАТОРЫ "МЭМЫ".

                Поведение   всего  многоклеточного  организма  регулируется  надклеточной  системой  управления,  системой  управления  созданной  на  основе  нервной  системы,  мозга  и  органов  чувств. Это  высший (внешний)   контур   системы  подчинённого    управления.  Нельзя  представлять,  что  он   действует  независимо  и  по  навсегда  установленному  алгоритму.  Адаптивное  регулирование  этого  внешнего  контура  зависит  от  результатов  действия внутренних  контуров  управления.               
                Отдельные  клетки  мозга (нейроны) связаны  в  нейронные  сети,  имеющие  множество  узлов,  которые  обрабатывают  и  хранят  информацию.  Похоже  на  многоядерный  процессор,  но  с  неимоверно  большим  количеством  ядер.    Нейронов  в  мозгу  около  80  млрд.,  что  на  4  порядка  больше,   чем  кодирующих  генов  в  геноме  человека.  Возможно,  что  и  в  мозгу   некоторые  нейроны  окажутся  «мусорными»,  некодирующими,  как   большая  часть   генов  в  геноме.               
                Структурами  этой  сети  являются  местные объединения  нейронов – «слова»  нейронного  кода  МЭМы.    Эти  объединения  не   физические,    а     функциональные.    Функциональные  состояния    нейронов     кодируют  информацию,  получаемую  мозгом  от  органов  чувств     о   внешней  среде,    о  состоянии  самого  организма  от  его  нервных  клеток.     Поступающая  информация  обрабатывается   системой  МЭМов,  которую    можно  рассматривать  как совокупность  регуляторов,   определяющих    активность  различных  структур,     влияющих  на   поведение  всего  организма.
                Если  вы  чувствуете  голод,  холод,  раздражение,  радость  или  любую  другую  потребность  организма,  то  это  соответствующим  образом  направляет  мысли  и  изменяет  поведение.   Регуляторы,  реализующие  процессы  в  соответствии  с  заложенным  законом  регулирования,   ещё   сами   способны  меняться  (адаптивные  регуляторы)  внутренними  потребностями.   При  этом  меняется  вектор  нашего  мышления  и  поведения.  Вся  система  управления  напоминает  систему  подчинённого  регулирования,  применяемую  в  электроприводе,  когда  внешний  контур  управления   адаптируется  под  параметры  внутреннего,  осуществляя  регулирование  внешних  параметров  крутящего  момента  или  скорости.
                Командует    ли  мозг  нашим  поведением   по  своему  усмотрению?  Существует  ли  свобода  воли?  Эти  вопросы  способны  вызвать  дискуссию  у  философов.  Для  биологов  он  разрешается  проще.
                Мозг  следует  считать   не  командиром,  а   регулятором  поведения  многоклеточных  организмов  и  в  частности  приматов,  в  том  числе  человека.  Регулятором,  который  приспосабливает  по  общему  биологическому  правилу  поведение  человека   к  существующим  условиям  того  социума,  в  котором  он  проживает,   к  тем  условиям  среды,  в  которых  он  работает.
                Мозг,  который  ведёт  себя,  почему-то  не  так,  обрекает  своего  хозяина -  человека,  уменьшая   его    шансы  на  долгую  жизнь  и  распространение  в  популяции.    Вот  поэтому  мир  не  переполнен  Наполеонами  и  Чингисханами.  Такой  тип  людей   Гумилёв  назвал  пассионариями.  Они  проявляются  периодически,  когда   социум  попадает  в  трудные  условия,  эти  личности  становятся  катализаторами   революционных  преобразований,  а  затем  отбор  уменьшает  их  численность  по  мере  решения    социальных  вопросов.
                Являясь  регулятором,  мозг  действует  в  соответствии  с  теми  многочисленными   сигналами,  которые  в  него  поступают.  Большая  часть  их  поступает  от  внешней  по  отношению  к  человеку  среды,  а  другая  часть  от  среды  внутренней.
                Состояние  внутренней  среды  регулируется  второй,  местной   системой  регулирования   с  генами,  производимыми  ими  белками,  химическими  веществами,  воздействующими  на  внутреннюю  среду  организма,   а  та  в  свою  очередь  влияет  на поведение.       Неправильно  говорить, что  это  гены  детерминируют  поведение,  потому  что  гены  в  системах  регулирования  играют   роль  посредников,   а  не  упёртых  командиров.  Деятельность  генов,  относящаяся  к  регулированию  систем  организма,  по  существу  мотивируется  внутренней    средой  организма. Экспрессия  генов  определяется  промоторами,  которые  получают  информацию  от  сигнальных  молекул,   а  те    от  их  внешней  среды   вокруг  клетки.  Нет  в  этой  сложной  распределённой  системе  регулирования  упертых  командиров.  Все  они  действуют,  поддерживают  параметры гомеостаза,  обеспечивая  сохранение  жизни.
                В  мозгу  современного  человека,   ввиду  получения  им  некоторого  экологического  высвобождения,  иногда  возникает  мысль  о  свободе  воли.   При  условии,  что  он  облечён  властью,  он  может  решить   поступить    не  так,  как  полезно   для  человеческой  популяции.  И  тогда  вся  популяция  может  сильно  пострадать,  например,  в  случае,  если  кто-то  нажмет  кнопку  на  ядерном  чемоданчике.  Но  я  надеюсь,  что  это  зависит  больше  чем  от  одного  мозга, и  что  у  всех  других  имеющих  доступ  к  кнопке  такого  искушения  не  окажется. 
               
                МЭМЫ -  ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  СТРУКТУРЫ  МОЗГА.

                В  предыдущем  разделе  мы  МЭМ  рассматривали  как   регулятор.  Каждый  регулятор,  как  известно,  имеет  свои  настройки,  обеспечивает  заданный  закон  регулирования.   Для  человека    законы    регулирования     поведением  обеспечивает  его  ментальность.    Но  надо  понимать,  что  «законы  регулирования»  это  не  приказ.  Они  проявляется  мягче  -   как  склонность,  предрасположенность  к  чему-то.    Ментальность  формируется  функциональными  состояниями  огромного количества  нейронов  и  их  сочетаний.       
                Когда  мы  пытаемся  анализировать   ментальность человека,  разлагая  значимые для  нас    свойства  по  полочкам,  то  каждое  выделенное,  интересное   для  нас  ментальное  свойство  формируется  не  одним,  а  многими  ядрами   нейронной  сети.   Подобным   же образом   гены  совместными  действиями   создают  многочисленные,  разнообразные  сочетания  белков,  которые  присутствуют  в  тканях  органов  и  участвуют  разными  способами  в  процессах  регулирования  многих  параметров  организма  человека.   
               Функциональное  состояние  локальной    сети,   включающей  несколько  нейронов,   нами  понимается  как  один  МЭМ,   как  одно  слово  из  длинного  описания ментальных особенностей   человека.
 
                Отсюда  понятно,  почему  МЭМы,  как  некие  локализованные  структуры,  в  мозгу  не  обнаружены.  Это  функциональные  объединение  нейронов, обменивающихся     сигналами,  это  интерактивные  подпрограммы  мозга,  а  не  морфологические  выросты,  которые  доступны  для  наблюдения  оптическими  приборами.   
               
               МЭМ   это  минимальное неделимое   количество  информации,   одно  «слово»  в   интерактивных  подпрограммах   мозга,   регулирующих  мышление  и  поведение  в  быстро  меняющихся   условиях  среды  как  внутренней,  так  и  внешней.

             Предложенная  модель  МЭМов   позволяет  судить  о  работе  мозга  с  определённой,  но  важной  для нас  точки  зрения.
 
                Приведённое  определение  существенно   отличается от  широко  распространенного,  это  не     мем -  идея,  как  сейчас  принято  интерпретировать  Докинза.   Поэтому  пришлось  несколько  изменить  написание  слова,  сохранив     общность  звучания. 
               

                МЕХАНИЗМЫ  НАСЛЕДОВАНИЯ  КУЛЬТУРЫ.


               МЭМы  сами  по  себе  не  являются  полноценными  репликаторами  как  гены.  Однако  человек,  используя  свой  разум,  создал  инструменты,  которые  сделали  их     вполне  пригодными  репликаторами   культурной  эволюции.
                Ген   сохраняется  в  своих  копиях,  переходя  от  родителей  к  детям,  осуществляя  тем  самым  вертикальную  репликацию.  Вертикальная  репликация  это  наследование    морфологических  признаков.
                МЭМ -  функциональное  состояние   нескольких  нейронов, которое  разрушается  со  смертью  человека,  не  является  бессмертным,  как  гены.   Поэтому   приобретённая  в  течение  жизни информация,  закреплённая  в  МЭМах,   погибает  вместе  с  ним.
                Полноценными  репликаторами   МЭМы    сделал   сам  человек,  создав  внешние  средства  для  фиксации  функциональных  адаптаций  мозга.  Можно  предположить,  что  первыми  инструментами,  позволившими  в  некоторой  мере  осуществлять  вертикальную  репликацию  МЭМов   человека,  были обычаи  и  традиции.               
                Традиции  возможны  только  при  жизни    в социальных  обществах (популяциях).   Тот  порядок  или  расписание,  который  установил  для  себя  Робинзон  на  острове  не  могут  быть  названы  традициями. Ведь  когда  он  покинул  свой  остров,  то  все  его  привычки  ушли  вместе  с  ним. 
                Установление  некоторых  традиций,   изменяющих    поведение  присущее  и  многим  животным.  Это  постоянные  лежбища  для  одних,  пастбища  и  сезонные перемещения  для  других.  Чем  более  разнообразны  и  многочисленны  традиции,  тем  больше  информации  передаётся  от  одного  поколения  к  другому.  Развитый  язык  общения  и  разум  позволяют  создавать  большее  количество  традиций,  относящихся  к  разным  аспектам  деятельности.
                Для  человека  традиции  изменяли  поведение  и  мышление,  согласовывали  его действия в  популяциях,  делая  популяции  древних  людей  более  однородными  в  своих  действиях  и  стремлениях.  Эти эволюционные   традиции  частично   сохранились  вплоть  до  нашего  времени.  Ими  мы  руководствуемся и  сейчас  во  многих  своих  действиях. 
                Если  вы  проедете  по  старым  городам  и  деревням,  то  заметите,   что  архитектура  разных  местностей  указывает  на  наличие  устойчивых строительных традиций.  Сейчас  они  постепенно  уходят  и  люди  строят,  кто  во  что  горазд,  в  зависимости  от  наличия  средств  и  фантазии.   
                Традиции  передаются  через  воспитание  и  образование.  Нельзя  сказать,  что  традиции  полностью  детерминируют  поведение,  но  они  его  мотивируют  в  той  или  иной  степени.
                Воспитание  и  образование  кроме  традиций  сохраняют  накопленные  и  отфильтрованные  поколениями знания,  которые  могут  и  не  относиться  к  традициям,  но  являются  полезными  для  людей.  Воспитание  и  образование  являются  социальными  институтами,   служащими  для  передачи  (наследования)  приобретённого  опыта.
                Ещё  одним  важным  социальным  институтом  сохранения,  распространения  некоторых  элементов  накопленного  опыта  является  религия.  Опыт,  сохраняемый  религиозными  институтами,  относится  к     моральным  правилам  и  традициям  социальной  жизни,  преодолению  генетической жестокости  путем    выработки  некоторых  социальных  ограничений  на  поведение  в  обществе.   Без  этих  ограничений  жизнь  в  больших  сообществах  была  бы  невозможной.   Эти  правила  и  нормы   религии  удается  внедрять   путем  введения  понятия  о  вечной  жизни,  в  которой  после  смерти  придется  неминуемо  расплачиваться  за  грехи,  совершённые  в  этой  жизни.     Этот  способ  внедрения  в  умы  некоторых  представлений  вполне  подходит  под  определение  манипуляции  сознанием.             
                Одновременно  религия  постулировала  некоторые  представления  о  мироздании,  которые  к   реальности,  как  выяснилось,  не  имеют  никакого  отношения. Например,  представление  о  плоской  земле,   находящейся в  центре  мира  под  небесным  сводом.
                И  вот  под  эти  религиозные  представления  Птолемей  сумел  построить  модель,  которая  более-менее  правильно  отражала  видимое перемещение  звезд  и  планет.  Каким  изощренным  умом надо  обладать,  чтобы  построить  подобную  модель  мироздания,  которая  продержалась  под  защитой  церкви   около  двух   тысяч  лет?
                Подобные  модели,   как  оказалось,  нужны   простому  человеку,  желающему  иметь  в  голове  некоторую  систему  мироздания. 
                Позже  была  изобретена  письменность,  и  на  различных  носителях, (береста,  глиняные  таблички,  папирус, бумага)   информация  могла  передаваться  в  последующие  поколения,  т.е.  наследоваться.   Постепенно  с  развитием  грамотности населения   этот  канал  наследования  чрезвычайно  расширился  и  продолжает  расширяться  до  наших  дней  путем  издания книг,  газет,  телевидения,  Интернета.

                С  учетом  перечисленных  изобретений  человека   МЭМы  получили широкую возможность  вертикального  реплицирования.   МЭМы стали  полноценными  репликаторами,  реализующими  функцию  наследования.

  Фенотипом  всего  комплекса  МЭМов  мозга  является  то,  что  принято  называть  ментальностью,  что  проявляется  как  психологическая  характеристика  человека. 

                Фенотип  в  биологии  - это различимые или измеряемые характеристики (физические, биохимические, физиологические,  поведенческие, психологические, склад  мышления,  принятые  приоритеты  и т.д.) индивидуума.   Любые поддающиеся наблюдению свойства и  характеристики организма.

                Фенотипическое  проявление  МЭМов  обнаруживается   в  поведении,  в  способах  реакции,   манере  мышления. МЭМы  определяют  ментальность  человека.    И  в  этом  смысле  они  существуют.   С  ними  можно  работать,  их существование  необходимо учитывать.
 
 МЭМы  нужно  рассматривать,  как  некие  модели,   позволяющие  судить  о  работе  мозга  с  определённой,  но  важной  для  нас  точки  зрения.

               На  некотором  этапе  биологической  эволюции    функциональные  адаптации   структур  мозга  в  виде  МЭМов,   оказались  вполне  конкурентоспособными  с  адаптациями  морфологическими,  созданными  генами.  Проявление  адаптации  генов  это, например, создание  у  индивидуумов  в  популяции  быстрых  ног  или  острых  зубов.  Адаптации  же  МЭМов  это  адаптации  психологические,  адаптации     поведения  и  мышления, основанные  на     опыте  жизни   в   социуме.  Эти  культурные  адаптации  позволили  человеку  охотиться  на  животных  превосходящих  его  силой,      создавать  орудия    для  охоты,  разрабатывать  тактику  коллективной  охоты  и  т.д.

                О  МОДЕЛЯХ  В  НАУКЕ.

             Моделей  объясняющих  что-то,  помогающих  управлять,  придумано  много.  Любой, так  называемый,  «Закон  природы»  это  не  руководство  к  действию  для  материальной  субстанции,   а  просто  некая  виртуальная  конструкция  в  мозгу,  позволяющая  нам  на  основе   аналогии  с  реальностью,  судить  о  ней  и  даже  делать  предсказания.            
             Никакой  «закон  природы»  поэтому  не  может  быть  окончательным.  Он  неточен  всегда,  по  своей  природе.

Как  писал ещё в  1892 Карл Пирсон (К. Пирсона «Грамматика науки»),  законы природы мы понимаем как описания, а не предписания.

             Так   квантовую  механику  нельзя  рассматривать  как  закон  для  электрона.  Он  её  не   знает,  и  ей  не  может,  поэтому  подчиняться. Квантовая  механика  это  модель  в  нашей  голове,  позволяющая  кое-что  понять  и  делать  выводы -  например,  атомную  бомбу.  Невесёлый  вывод.
              Понимая  это,   физики,   осуществляя  мечту  А.  Эйнштейна  о  создании  единой  теории  поля,   создали   теорию,  объединяющую  сведения  об  элементарных  частицах  и  полях,  разработанную  в  течение  50  лет  усилиями  многих  выдающихся  ученых и  назвали  её  просто  -  стандартная  модель.   

  «Законы  природы»  в  настоящее  время понимаются   как    описания   фрагментов  действительности  в  смысле  К. Пирсона,   ведь    мы  имеем  дело  только  с  моделями  в  мозгу.

                МЭМЫ  КАК  МОДЕЛИ.

                Поэтому,  если  модель  МЭМа  позволяет  нам  кое-что  понять,  то  она  имеет  право  на  сосуществование  до  тех  пор,  пока  не  будет  предложено  что-нибудь  лучшее.   Эта  модель  нам  нужна  для  уяснения  законов  поведения  человека  в  социуме. 

                В  науках о  человеке  между  социологией  и  социобиологией  простирается  огромная  пустыня.  А  эти  науки  объединяются  идеей   эволюции.     Она,  очевидно,    должна  быть  заполнена.  Поэтому  развиваемые  представления  о  МЭМах,  их совокупностях  и  их  фенотипическом проявлении  в  виде  ментальности  может  помочь эту  территорию  заполнить.  Социология,  которая  сегодня  является  чисто  экспериментальной  наукой,  должна  иметь  в  своем  основании  социобиологию,  а  не  философию. 

                МЭМы  полезные  модели,    обнаруживающие   себя   своим  фенотипом.      Формируя  поведение  в  ответ  на  предъявляемые  окружением (средой)  вызовы,   МЭМы  участвуют    в   выработке  ситуативного  поведения,  ответов  на  вызовы,  которые  требуются    «здесь  и  сейчас».
               
                МЭМы    могут  под  действием  внешней  информации  активироваться,     взаимодействовать  с  другими  образуя  некоторые  ассоциации,  вызывая     изменения  в  поведении,   что  напоминает  экспрессию  генов  в   процессе  онтогенеза.