Пьеро и Арлекин

Олег Аникиенко
     Один из самых распространенных психолого – философских сюжетов в живописи содержит в себе две фигуры. На полотне это могут быть люди или пара животных, деревьев, цветов… Символизм, образность ДВОИХ может правдивым и глубоким. Сопоставление, борьба начал, жизнь и смерть, любовь и ненависть...- способен раскрыть художественный дуальный портрет...
     Картина «Пьеро и Арлекин» (1890) - нетипична для П.Сезанна, избегавшего литературно-смысловых сюжетов в своем творчестве. Художник признавал у живописи иные средства выражения – краски, объем, композицию, свой язык искусства.
     Вспомним персонажей балаганной комедии. Образы, идущие из глубин народного смеха… Пьеро – печальный, застенчивый мечтатель. Арлекин – боевой задира, затейник. Столкновение темпераментов, конфликт подходов к жизни…
Сезанн, как всегда, исследует геометрию материальных предметов, контраст красок, ритм фигур. В своей фундаментальной манере добавляет маскам: Пьеро – робости, неуклюжести, Арлекину – высокомерия… Но его не интересует психология образов…
     И, все же, на мой взгляд, в этой паре присутствует сознательно или бессознательно что-то философское… По воспоминаниям, Сезанн был неуверенным человеком, сомневающимся в своем пути. Но, в то же время, – великим упрямцем, фанатично преданным своему художественному видению. Творческую манеру Сезанна современники не понимали. В него не верили даже родственники и друзья, считая неудачником. А все потому, что гений Сезанна вел человечество к новому мировосприятию…
     Всю жизнь Сезанн испытывал в душе противоборство сил – сомнение в правильности своей манеры, и – негасимое упорство, уверенность в будущности своих работ. Не так ли происходит в жизни? Горящая мечта и – необходимая самокритика, сдерживающая трезвость. Огонь созидания, волевой дух и – критическое осмысление, осторожность, дабы не забрести в субъективное ослепление.
     Пьеро нужен заносчивому Арлекину, как рациональное, не дающее оторваться в пустой идеализм… Но и без Арлекина, без порыва духа, ведущего вперед, - Пьеро останется бесплоден в безыдейном одиночестве. Неразлучная пара жизни и творчества…