О Святителе Стефане и не только

Димитрий Крылов
В 2008 была снова образована станица Братства «СПАС» на Вятке. С Крыловым из «Хлыновской» ушли те, кто верил и поддерживал. И потому остались в Братстве. В отличии от многих. Но видимо прав тот немецкий мыслитель, который сказал «Каждому своё"
Поэтому сначала вспомним о Святителе

Преподобный Стефан Филейский

Память 30 (17) августа
В миру – Стефан Куртеев. Родился 17 июля 1830 года в семье крестьянина деревни Молчановской Вятской губернии. Детство его прошло в родительском доме. В 1850 году вышла в свет книга «Письма святогорца о святой горе Афонской», после прочтения которой юноша возымел огромное желание посвятить свою жизнь служению Богу. Он оставил учебу в Петербурге, приехал в Вятку и поселился недалеко от села Филейского. Здесь он начал подвижнический подвиг во славу Божию – подвизался в посте и молитве, учил крестьянских детей грамоте и Закону Божию, возрастал в богопознании.
В 1864 году Господь сподобил Стефана посетить Святой град Иерусалим и дважды побывать на Афоне. За время этих поездок он научился умной сердечной молитве. В 1877 году его давнее желание исполнилось. 23 февраля, по благословению епископа Вятского и Слободского Аполлоса, он был пострижен в монашество с именем Стефан и был определен в число братии Крестовоздвиженского монастыря г.Слободского. Однако, взыскуя уединения, вскоре он возвратился в свою пустынь у села Филейки. Весть о благодатном старце, о чудесах и исцелениях, происходивших по его молитвам, быстро разнеслась по округе. Многие приходили к нему за благословением, советом и утешением. Большую известность прибрели проповеди и наставления старца Стефана, которые издавались в г.Вятке его усердными почитателями в виде брошюр, доступных по цене и понятных простым людям. Одним из его учеников был преп. Матфей Яранский, который, идя по стопам отца Стефана принял монашество и посвятил свою жизнь Богу и ближним.
Известности отца Стефана содействовало и то обстоятельство, что слобода Филейка находилась на пути паломников – участников Великорецкого крестного хода, многие из которых, возвращаясь с реки Великой, навещали святого подвижника. Наконец, 10 марта 1890 года было получено разрешение на строительство Александро-Невского монастыря в том месте, где подвизался отец Стефан. К этому времени его силы заметно ослабели, но закладку монастыря проводили под его руководством. Приближалась блаженная кончина старца. 6 августа отец Стефан был пострижен в схиму, а 15/28 августа мирно отошел ко Господу. Как и преподобный Трифон,  иеросхимонах Стефан был погребен в основанной им обители.
В годы гонений братия Филейского монастыря твердо стояла в святой православной вере и потому в полной мере испила чащу страданий, на которые обрекли богоборцы православный народ. Обитель была закрыта. Главный ее храм – уничтожен. Желая сохранить святые мощи отца Стефана, его почитатели перенесли их сначала на Хлыновское кладбище, а затем – на Филейское кладбище. В июле 2002 года совершилась канонизация отца Стефана в лике местночтимых святых Вятской епархии. Было составлено житие и написана икона преподобного. Тогда же на Филейском кладбище, вблизи места упокоения старца, была построена и освящена в его честь православная часовня, к которой в день его памяти совершается крестный ход.

Тропарь, глас 4
Иже отцем в добродетелях подражателем быв. Вся красная мира сего оставил еси, в уединении и безмолвии словесы Господни питался еси, тем и других научал еси, приходящих к тебе. Нестяжанием обогативыйся и кротостью возвысивыйся, научи и нас подражати тебе и буди молитвенником о нас грешных, преподобне отче Стефане.
Кондак, глас 8
От юности Христа возжелавый, приял подвиг иноческий, преподобного Трифона дух возымел и основателем обители был, собрал тамо множество учеников, с ними моли Христа Бога спастися душам нашим.

А теперь стоит и о несколько грустном. Но вполне возможном сегодня,  без должного отношения к устоям жизни казачьего народа. Можно стать казаком «приписавшись» к общине. Предки никогда не были против принять всех желающих. Но казаком этого приписного хлопца казаки общины признавали обычно только в третьем поколении. Суровы были предки, но традиций своих держались крепко. Поэтому в произошедшем есть моя немалая вина как Атамана, признаю. Юрий Алексеевич Сурнин был моим соратником и советчиком много лет. Но так и остался приписным. Дед даже справы себе не справил. Но в нашем неказачьем регионе думаю это и не удивительно. и он увы не один такой это в «Стефановской» Старейшина был один.
Стоит ли теперь удивляться решению Совета Стариков Братства «СПАС»? Нет, оно закономерно.

«29» сентября  2019 года                Воркута
РЕШЕНИЕ СОВЕТА

Исходя из Статуса Совета Стариков любой казачьей общины,  обязанного хранить традиции и  обычаи казачьего народа и следить за их исполнением

СОВЕТ СТАРИКОВ БРАТСТВА «СПАС» ПОСТАНОВИЛ:

1. Вывести из состава Совета СУРНИНА ЮРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА за нарушение Устава, неучастие в общинной жизни и не соблюдение обычаев казачьего народа.
2. Исключить Ю.А. Сурнина из МРОО КБ «СПАС» СКВРиЗ с лишением должностного казачьего чина ХОРУНЖИЙ.
3. Решение довести до сведения всех общин Братства

Председатель Совета                Есаул Братства Дятлов Ю.Н.

И такому решению можно только подчиниться. Поскольку эталоном приверженности традиции дед,  увы, никогда не был. Помогал, советовал, но оставался «на своей волне». Поэтому другие деды собрались и решили.

Но казачья община Братства на Вятке осталась, и не только в память о Святителе

А картинка – часовня в честь Стефана Филейского