Надоела эта школа...

Валентина Колбина
          

  Каждый год 1 сентября хожу на школьную линейку к внукам. Называется эта линейка торжественной, так пишут в приглашениях и объявлениях, но торжества в глазах детей с каждым годом становится всё меньше.
Да и приветствия какие-то стандартные, чаще среди приглашённых можно видеть депутатов всех мастей и уровней, которые много обещают.

  Самые счастливые среди школьной братвы – первоклассники. Они ещё не знают всех подводных камней школьного обучения: всех этих ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.
  Нынче после проливных августовских дождей природа подарила всем первосентябрьский тёплый солнечный день. На непросохшем стадионе собралась вся школа: восемьсот учеников, учителя, родители и приглашённые.
  Всё шло как раньше, действо у меня интереса особого не вызывало, да и внуки самостоятельные – приглядывать за ними не надо.

  Дома после линейки почаёвничали, поболтали немного, и я отправилась в путь.
А путь не ближний: две пересадки, и то, если посчастливится. Дорога занимает час-полтора.
  В автобусе все места заняты, сижу, размышляю: это ж надо, незаметно внуки подросли, и в моей помощи не нуждаются как раньше. Иногда сами за мной ухаживают.
  Среди пассажиров школьников не видно, наверное, после линейки от радости отойти не могут. Празднуют.

  На одной из остановок рядом со мной нарисовался маленький мальчик. Не просто маленький, а очень маленький, худенький, бледненький, но такой нарядный: в отглаженных брючках, жилете и белоснежной рубашке. На голове – бейсболка в крупную клетку.
«Вот пижон какой», – мелькнуло в голове.  Когда этот «пижон» повернулся, я увидела огромный во всю спину рюкзак, который тянул своего хозяина назад.

  Как только освободилось место, малыш сел рядом и ухватился за переднее сиденье.
«Надо же, такой маленький и один едет. Какой самостоятельный».
  – Первоклассник, наверное? – задала я глупый вопрос. – На линейке был?
  – Да, на линейке. Надоела ваша школа, – раздался пронзительный тонкий голосок.
Новоявленный школьник склонился вперёд и, как заводной, повторял одно и тоже: «на-до-е-ла».
  ¬ Так когда она успела надоесть? Сегодня только первый день, и то праздничный. А учиться всем надо, – успокаивала я соседа, вспоминая все педагогические приёмы.
  – Ты буквы знаешь?
  – Нет, не знаю.  Надоела ваша школа.
  – А как думаешь жить дальше? Без знаний в наше время никак нельзя.
  – Можно. Надоела ваша школа.

  Мы с маленьким «пижоном» оказались в центре внимания всего автобуса.
Не успела подумать, что его принимают за моего внука, как соседа за руку стащила пожилая женщина. Непонятно, то ли бабушка, то ли мать.
  – Вставай, выходим сейчас, – подтолкнула она малыша и заторопилась.
Чувствовалось, что испытывает неловкость.

  Пока они шли к выходу, первоклассник успел пару раз выкрикнуть, как ему надоела школа, и закончил своё «выступление» ярким аккордом.
  – Только деньги. Деньги, деньги. Учиться не начали, а деньги давай… Ненавижу вашу школу.

  Устами младенца глаголет истина.
Пассажиры про себя улыбались, но в душе каждого отметилось: «Надо же какой смелый паренёк. А мы вот так прямо сказать на родительском собрании не можем…»